Аудит и оценка эффективности учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой отчетности во всех существенных отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Формирование учетной политики…………………………………….. 5

2. Цель и задачи аудита учетной политики………………………………8

3. Основные нормативные документы……………………………………..10

4. Аудит учетной политики…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………………23

Работа содержит 1 файл

АУДИТ ЛЕО.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

Пример вопросов тестирования учетной политики представлен в таблице 1.

 

Таблица–1. Проверка правильности документального оформления результатов проверки основных положений учетной политики

Элемент учетной политики

Возможный вариант ответа

Организация ведения  учета

Структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

Бухгалтер в штате.

Специализированная организация  на договорных началах.

Руководитель организации.

Основные документы  регламентирующие работу бухгалтерской службы

Положение о бухгалтерской службе.

Должностные инструкции.

Положение о филиалах и других структурных подразделениях.

Положение о внутренней отчетности.

Организация системы  внутреннего контроля

Технология обработки  учетной информации

Ручным способом.

Ручным способом с  частичным применением средств автоматизации.

Автоматизированным способом

Как бухгалтерская программа  применяется и на каких участках

(Дается конкретный  ответ)

Наличие приказа об учетной  политике

Да.

Нет

Наличие рабочего плана  счетов

Да.

Нет.

Используется типовой  План счетов

Утверждены ли формы первичных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы

Да.

Нет

Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи первичных  документов

Да.

Нет

Утвержден ли график документооборота

Да.

Нет

Определен ли перечень лиц, ответственных за хранение документов

Да.

Нет

Определены ли порядок  и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Да.

Нет

Заключены ли договоры о  полной материальной ответственности с материально ответственными лицами

Да.

Нет

Имеются ли у организации структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс

Да.

Нет

Способ начисления амортизации

Линейный.

Уменьшаемого остатка.

Списания по сумме  чисел лет срока полезного использования.

Списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ)

Установлен ли в учетной  политике организации стоимостной лимит (не более 20 000 руб.) для включения активов в состав основных средств

Да.

Нет

Определен ли порядок  проведения переоценки ОС

Да.

Нет

Определен ли порядок  учета ремонта производственных ОС

Да.

Нет

Определен ли способ начисления амортизации НМА

Да.

Нет

Порядок отражения в  учете приобретения и заготовления МПЗ

По фактической себестоимости  их приобретения.

По учетным ценам  с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Определен ли способ списания отпущенных в производство материалов

Да.

Нет

Определен ли порядок  списания отклонений фактической себестоимости МПЗ от их учетной цены

Да.

Нет

Определен ли порядок  учета готовой продукции по заготовке и доставке на склад

Да.

Нет

Определен ли метод учета  выпуска готовой продукции (по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) себестоимости (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»), по прямым статьям затрат

Да.

Нет

Определен ли способ распределения косвенных расходов (по величине заработной платы производственных рабочих; по величине прямых материальных затрат; по величине общих прямых затрат; по величине выручки от реализации продукции (работ, услуг)

 

Да.

Нет

Какой порядок списания расходов на продажу применяется

Полностью в отчетном году их признания в учете.

Распределяются между  проданными и непроданными товарами (продукцией, работами, услугами)

Какой порядок оценки незавершенного производства используется

По фактической производственной себестоимости.

По нормативной (плановой) производственной себестоимости.

По прямым статьям  затрат.

По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов

Принято ли решение о  создании резервов (по предстоящим расходам и платежам, по сомнительным долгам, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание)

Да.

Нет

Переводится ли долгосрочная задолженность по заемным средствам в краткосрочную

Да.

Нет

Определен ли способ оценки при выбытии стоимости финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется

Да.

Нет

Определен ли способ списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам

Да.

Нет

Как учитываются затраты  по обычным видам деятельности

С использованием счетов 20 – 29.

С использованием счетов 20 – 39


Отдельно в составе  учетной политики могут быть предусмотрены вариант учета продажи продукции, услуг и покупных товаров, порядок учета кредитов и займов, необходимость проведения переоценки основных средств и материальных запасов, порядок учета событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности. Аудитор должен проверить правильность и полноту применения утвержденной в приказе предприятия методологии учета, оценить ее соответствие особенностям бизнеса аудируемой организации, убедиться в том, что в течение проверяемого года учетная политика не изменялась.

Осуществляя проверку состояния  бухгалтерского учета, аудитору необходимо проанализировать, приемлем ли для предприятия избранный им вариант учетной политики, применяется ли он постоянно, достаточно ли адекватно реализована учетная политика, полностью ли она соблюдается.

Избранный вариант учетной политики должен быть регламентирован приказом директора предприятия. В нем в обязательном порядке указывают: какой метод учета реализации будет применен в течение предстоящего года, как будут оцениваться активы предприятия, какими методами начисляться износ основных средств и нематериальных активов, как будет осуществляться резервирование затрат и долгосрочных обязательств, предстоящих доходов, расходов и платежей.

Предприятие может в  оговоренных случаях применять  ускоренные методы начисления амортизации основных средств и разные варианты расчета амортизации нематериальных активов. Ему разрешается использовать в бухгалтерском учете затрат и результатов деятельности счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», но оно может и отказаться от его применения. Предприятие само решает вопрос о создании резервов покрытия затрат на ремонт, на оплату отпускных и вознаграждений по итогам года, о необходимости отчислений в резервы по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений, под списание стоимости материальных ценностей. Оно самостоятельно определяет, по каким изделиям и работам составить отчетную калькуляцию, какие производства и хозяйства выделять на самостоятельный баланс, с какой периодичностью и в какие сроки проводить инвентаризацию средств и расчетов.

В зависимости от принятой учетной политики предприятие может использовать систему учета полных затрат на производство и реализацию продукции или исчисления ее сокращенной себестоимости.

Регулирование прибыли  по годам ее формирования осуществляется главным образом путем создания оценочных резервов. К ним относятся отчисления для компенсации обесценения финансовых вложений, значительной уценки материальных запасов, для минимизации потерь от невозврата сомнительных долгов. Необходимость образования таких резервов может оговариваться в уставе организации.

Включение в учетную  политику необходимости отчислений в оценочные резервы целесообразно при значительных суммах обесценения ценных бумаг и других объектов финансовых вложений, существенной уценке товарно-материальных ценностей и росте величины сомнительной задолженности.

На практике наибольшее распространение получило создание резерва по сомнительным долгам. Суммы соответствующих отчислений включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного периода и определяются по результатам проведенной в конце предыдущего периода инвентаризации дебиторской задолженности. Величина суммы создаваемого резерва дифференцируется в зависимости от срока возникновения задолженности и в настоящее время не может превышать 10% выручки отчетного или налогового периода.

Проверяя соблюдение учетной политики, аудитор должен обратить особое внимание на ее постоянство в течение сравнительно длительного периода времени, по крайней мере, в течение нескольких отчетных периодов. Если предприятие по тем или иным причинам решило изменить учетную политику, оно обязано провести инвентаризацию активов, по которым изменяется оценка или вариант списания (погашения) их стоимости, определить разницу и порядок ее отражения в учете. Все это также должно быть зафиксировано приказом директора. Аудитор проверяет наличие такого приказа, высказывает свое мнение о его обоснованности и соблюдении.

При оценке полноты и  правильности избранного варианта учетной  политики необходимо проверить, существует ли возможность выбора того или иного решения или методики, предусмотрена ли она в нормативных положениях по бухгалтерскому учету, не противоречат ли избранные методы действующему законодательству. Практика аудиторских проверок свидетельствует о том, что далеко не всегда выбранные способы учета распространяются на все структурные подразделения организации. Встречаются случаи, когда учетная политика предприятия длительное время не пересматривается, хотя в нормативных актах и положениях о бухгалтерском учете за это время были существенные изменения.

В заключение аудитор  должен оценить используемые методы ведения бухгалтерского учета с точки зрения их влияния на формирование полной и достоверной отчетности, объективно характеризующей имущественное и финансовое положение предприятия. Если выявленные недостатки в содержании и осуществлении учетной политики приводят, по мнению аудитора, к искажению реальной деятельности, он должен воздержаться от безоговорочно положительного заключения.

Эффективность учетной  политики определяется тем, насколько удалось обеспечить достижение целей, для которых она разрабатывалась и осуществлялась.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  Россия активно включается в процесс  международной экономической интеграции, идет формирование рыночной инфраструктуры и развитие ее экономики на качественно новом уровне.                     

Для российских предприятий  и организаций стало возможным  участие:

во внешнеэкономической  деятельности страны, а соответственно, и осуществление расчетов в иностранной валюте;

в совместной деятельности;

в операциях получения  и передачи имущества в доверительное 
управление и оперативное ведение и др.

В условиях становления  и развития рыночной экономики возникли и получили достаточно широкое распространение операции с ценными бумагами и нематериальными активами.

Приток в Россию иностранного капитала, появление большого числа  иностранных компаний и их представительств, филиалов и дочерних предприятий настоятельно потребовали ознакомления с международными правилами не только ведения «бизнеса», но и юридического, таможенного и учетного оформления сделок.

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость формирования в стране новой формы финансового контроля — аудита. За прошедшее десятилетие были достигнуты значительные результаты в развитии аудита: принят Закон «Об аудиторской деятельности», разработаны аудиторские стандарты, созданы общественные организации аудиторов и т.д.

Главная цель аудита —  обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Реформирование системы  бухгалтерского учета, возникновение  и развитие налогового учета, внедрение в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности предопределили значительные изменения требований к аудиту. В настоящее время аудит в России также находится в стадии реформирования – идет активная адаптация международных стандартов аудита к специфике российской экономики, разрабатываются федеральные аудиторские стандарты, меняются требования к подготовке аудиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

2. Барышников, Н. П. Организация и методика проведения общего аудита.: / Н.П. Данилевский  – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006. – 528 с.

3. Суворова, С.П. Подтверждающий  аудит: Принципы и методические  подходы / С.П. Суворова, М.Е. Ханенко  // Аудиторские ведомости. – 2008. - № 2.

4. Конков, В.И. Практический  аудит: Учебное пособие: / В.И. Конков. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2009. - 308 с

5. Скобара, В. В. Аудит:  методология и организация: / В.В.  Скобара – М.: Издательство «Дело  и Сервис», 2006 г. – 576 с.

6. Шеремет, А.Д., Суйц  В.П. Аудит: Учебник: / А.Д. Шеремет,  В.П.Суйц – М.: ИНФРА – М, 2007.- 410 с.

1 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2006.-592с.

 

1 Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учеб. Пособие М.: «Издательство ПРИОР», 2008.-672с.

1 . Шеремет, А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник: / А.Д. Шеремет, В.П.Суйц – М.: ИНФРА – М, 2007.- 410 с.




Информация о работе Аудит и оценка эффективности учетной политики