Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:45, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является раскрыть основные аспекты обучения на основе изучения всех доступных источников информации.
Задачи исследования:
исследовать процесс аудирования с точки зрения психологии;
изучить теоретические основы обучения аудированию;
рассмотреть новые интенсивные подходы к обучению аудированию;
разработать собственную серию уроков по аудированию.
Введение
Глава I. Теоретические основы обучения аудированию
Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности
Основные трудности понимания речи на слух
Речь учителя на уроке
Выводы
Глава II. Методика обучения аудированию
Система упражнений для обучения аудированию
Метод обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
Обучение аудированию во внеклассной работе
а. Углубленное овладение аудированием на занятиях кружка
б. Организация радиопередач в школе как внеклассная работа
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Анализ результатов среза позволил также установить легко и трудно формируемые умения, а также сопоставить эти данные у детей и взрослых. Легко формируемыми оказались следующие умения: понимать тему сообщения (поняли 100 % взрослых и 72 % детей), устанавливать логические связи между элементами текста (взрослые — 80%. дети — 71 %), выделять главную мысль (взрослые — 60 %. дети -- 77 %).
Наиболее трудно формируемыми оказались следующие умения: определять факты сообщении (не передали всех фактов 76 % взрослых и 52% детей), принимать сообщение до копна без пробелов (не принимают сообщение до конца 75 % взрослых и 41 % детей), аналогичные результаты получены и в отношении умений принимать сообщение в естественном темпе и при однократном предъявлении. Очевидно, что на формирование трудных умений следует максимум внимания, поскольку
их несформированность приводит к неудовлетворительному пониманию или полному непониманию текста.
Можно заметить, что уровень сфорованности отдельных умений у взрослых и у детей различен. Так, те умения, которые были квалифицированы как легкие, т. е. показали наиболее высокий процент сформированности, лучше развиты у взрослых, чем у детей, и наоборот, сложные умения, которые показали наиболее низкий процент сформированности, вызывают большие трудности у взрослых. В целом умения у детей лучше сформированы. Однако является ли этот факт следствием психических особенностей и способности к научению детей пли разных условий обучения или того и другого, установить не представляется возможным. Тем не менее общая тенденция: наличие набора одних и тех же умений, наличие легко и трудно формируемых умений прослеживается и в той и в другой аудиториях. Это дает право говорить о справедливости установленных закономерностей для любой аудитории и для разных условий обучения.
Результаты экспериментального среза позволяют высказать определенные рекомендации относительно организации обучения аудированию на начальном этапе (5 класс общеобразовательной школы и 3 — 4 классы школы с преподаванием ряда предметов на иностранных языках).
Помимо перечисленных выше задач начального этапа, которые применительно к аудированию сводятся к созданию перцептивной базы (запечатление звуковых образов языковых единиц, их узнавание в потоке речи, узнавание просодических элементов, развитие речевого слуха и пр.), в этот период необходимо развить умения, составляющие исходный уровень владении данным видом речевой деятельности. Причем разделяя точку зрения С. К. Фоломкиной, которая считает целесообразным формировать каждое умение отдельно, если это представляется возможным (3). Данное положение ни в коей мере не противоречит коммуникативной направленности обучения, так как развиваются речевые умения с помощью речевых упражнений на материале связного текста, нового по содержанию. То, что объектом работы является одно умение, а не их комплекс, как это имеет место обычно, не меняет коммуникативного характера работы, так как и в этом случае она направлена на понимание смысла текста. Последовательное же формирование умений и градуированный характер обучения облегчают овладение речевой деятельностью, делают работу более целенаправленной и позволяют преподавателю контролировать сформированность каждого умения. Все это должно способствовать повышению эффективности обучения аудированию на начальном этане.
На основании имеющегося опыта работы и соблюдения принципа от легкого к трудному можно предложит следующую последовательность формирования умений исходного уроним аудирования:
1. Отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы.
2. Определять тему сообщения.
3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.
4. Устанавливать логические связи между элементами текста.
5. Выделять главную мысль.
6. Воспринимать сообщение в определенном темпе, определенной длительности, звучания до конца без пропусков.
Три умения и 6 следует формировать одновременно, поскольку, как это показало проведенное исследование, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Что касается умения принимать сообщение при однократном предъявлении, то оно формируется в процессе всей работы, так как, в основном, все упражнения, выполняемые для формирования перечисленных умении, должны выполняться при однократном предъявлении.
Формировать перечисленные умения в указанной последовательности рекомендуется, соблюдая принцип «снежного кома», т. е. развивать каждое новое умение на базе уже сформированных. В этом случае учащиеся не только будут работать над новым умением, но и совершенствовать ранее сформированные. При этом, максимум времени должен быть отведен на формирование, сложных для общающихся умений. Такой путь овладения базовыми умениями должен обеспечить прочность приобретенных умений и быстрое достижение исходного уровня владения речевой деятельностью. Эго особенно важно на начальном этапе, когда дети, постоянно сталкиваясь с трудностями, иногда теряют веру в свои силы. Стабильные положительные результаты актов деятельности будут служить стимулом для работы над языком в дальнейшем.
Предлагается следующая система работы над формированием умений исходного уровня аудирования:
1. Отделять главное от второстепенного, т. е. выделять смысловые вехи и смысловой центр фразы.
На материале нескольких фраз преподаватель показывает, как выделять смысловые вехи, отыскивая ответы на вопросы кто? / что делает ? /Что происходит? каким образом?, а также иногда где ? когда? с какой целью?
После того как учащиеся научатся выделить смысловые вехи и повторять фразу в компрессированном виде, следует выполнить аналогичные упражнения на материале группы фраз, связанных но смыслу. Работа над развитием данного умения, а также и всех последующих завершается когда все учащиеся выполняют соответствующие задания (в данном случае выделяют смысловые вехи и повторяют смысловой центр фразы) правильно и в достаточно быстром темпе.
2. Определять тему сообщения.
Работа ведется на материале микротекста. Преподаватель объясняет, что ответ на вопрос о чем? содержится в теме сообщения, и показывает на 2—3 микротестах раскрытие темы. Затем учащиеся, прослушав микротекст, выбирают из трех предложенных вариантов формулировку темы, соответствующую данному тексту, сами определяют тему и, наконец, придумывают заголовок, отражающий тему текста. Параллельно в каждом тексте выделяются смысловые вехи.
3. Членить
текст на смысловые куски,
Как обычно, сначала преподаватель сам выделяет факты, поясняя ход своих действий. Следует объяснить учащимся, что для выделения фактов нужно найти в тексте ответы на вопросы о чем? и что?
Учащимся предлагается на материале разных звучащих текстов выполнить следующие задания: разделить текст на смысловые куски и сосчитать их количество, перечислить факты текста, поставив вопросы к каждому из них, расставить пункты плана в соответствии с последовательностью фактов в тексте, привести план в соответствие с фактами текста (убрать лишние, добавить пропущенные, исправить неверные) и, наконец, самим составить план, отразив в нем все факты текста. Одновременно определяется тема текста и выделяются ключевые слова.
4. Устанавливать логические связи между элементами текста.
Для овладения данным умением следует использовать целостный звучащий микротекст. «Преподаватель покалывает на примере конкретного текста его композицию: качало, основную часть, концовку. Он скрывает логику изложения путем постановки вопросов к каждой последующей фразе. Рекомендуется выполнить следующее упражнения: расставить фразы в логической последовательности (не более 5 коротких предложений), поменять местами фразы в соответствии с логикой изложения, заменить фразу, нарушающую логику изложения, привести описание сюжетной картины/серии картин в соответствие с логической последовательностью событий. Составить план фабульного текста, соблюдая последовательность фактов.
5. Выделить главную мысль.
Следует объяснить учащимся, что главная мысль отражает замысел автора и отвечает на вопрос, с какой целью автор рассказал о чем-то. Затем следует рассмотреть главную мысль, которая выражена в тексте эксплицитно, потом учащиеся сами должны найти главную мысль в тексте, затем выбрать из трех предложенных вариантов главную мысль, соответствующую смыслу прослушанного текста, и, наконец, самим сформулировать главную мысль.
6. Воспринимать сообщение к определенном темпе (в данном случае естественном медленном), определенной длительности звучания (1,2 — 2 мин) до конца без пропусков. Формирование этих умений целесообразно осуществлять одновременно. Проведенные срезы показали, что трудности, связанные с определенным темпом предъявления сообщения и с его длиной, как правило, с наибольшей силой влияют на прием конца сообщения (примерно 30 последних секунд в коротких текстах).
Преподавателю следует сказать учащимся о том, что они не должны стремиться полностью запомнить начало текста, так как в этом случае они устанут и плохо запомнят конец. Им следует, опираясь на умения 1 и 3, стараться запомнить основное содержание всего текста и особенно внимательно прослушать конец, так как часто в конце содержится самая важная информация.
Затем учащимся предлагается прослушать текст, кратко передать начало и середину и по возможности ПОЛНО и ТОЧНО воспроизвести конец. Можно использовать следующий прием работы: слабый ученик пересказывает конец текста, средний повторяет сказанное и добавляет пропущенное и, наконец, сильный ученик воспроизводит конец текста полно и точно.
Таковы вкратце приемы, с помощью которых за период начального этапа можно сформировать базисные умения аудирования и достичь его исходного уровня. Критерием сформированности всех указанных умении является способность учащихся полно и точно понять короткий текст с новым простым содержанием, доступный по языковой форме (не содержащий новых языковых явлений и скопления трудных для восприятия форм), предъявленный преподавателем один раз в естественном медленном темпе без зрительной опоры в виде картин.
Итак, возможность интенсификации обучения аудированию в формировании базовых умений данною вида речевой деятельности на начальном этапе после создания перцептивной базы аудирования. Известно, что целенаправленное и градуированное развитие умении требует меньше затрат времени и усилий обучающихся, чем стихийное и комплексное, и дает лучшие результаты. Кроме того, проведение этой работы на начальном этапе (обычно же такого рода задачи решаются на продвинутом этапе) должно обеспечить более равномерное и последовательное развитие аудирования и позволит избежать затрат времени на преодоление трудностей, связанных с несформированностью данных умений, на продвинутых этапах.
Предлагаемый Елухиной путь обучения аудированию на начальном этапе должен придать педагогическому процессу большую коммуникативную направленность, так как в этом случае центр тяжести работы будет перенесен на речевые упражнения, выполняемые на материале связных текстов.
Внеклассная работа с детьми помогает углубить знания детей на иностранном языке и разнообразить их школьную жизнь. Далее описывается, какое место занимает аудирование на занятиях кружка, и как осуществляется углубленное овладение учениками данного вида речевой деятельности.
Одно из главных целевых назначений аудирования на занятиях кружка — подготовить учащихся к восприятию содержания внеклассных мероприятий по предмету это учитывается в отборе материалов для аудирования. Включая аудирование в план занятий кружка, необходимо также принимать во внимание, что оно требует крайне напряженной психической деятельности учащихся, вызывает быстрое утомление и отключение внимания слушающего. В связи с этим руководителю кружка важно знать, что захотят услышать дети, с помощью каких приемов и средств следует поддерживать их активность в процессе аудирования. Так же как и в учебном процессе, аудирование вне урока имеет свою периодизацию, обусловленную общевозрастными и индивидуальными особенностями школьников и их речевым опытом.
Затаив дыхание, слушают учащиеся 5 – 6х классов рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией ярких и красочных сюжетных и тематических картин, рисунков, следят за передвижением фигурок на фланелеграфе или магнитной доске, просматривают озвученные учителем диапозитивы и диафильмы, фоторепортажи, отражающие события в жизни школы. Большой интерес у них вызывает аудирование известных им народных сказок со зрительной опорой на иллюстрации или в сопровождении коротких музыкальных пьес для детей на сюжеты сказок.
Одним из методических приемов, повышающих активность слухового восприятия детей на начальном этапе является диалог учителя с куклой, выполняющей различные действия. Реплики куклы, записанные на магнитную ленту в исполнении старшеклассников, воспринимаются более естественно и эмоционально, Достаточный набор разнообразных кукол и умение учителя оперировать ими в процессе аудирования позволяют закрепить в устной речи материал, содержащий изученную на уроке лексику, грамматику, речевые структуры. Реакция детей на диалог с помощью куклы — достаточный показатель их аудитивной компетенции. Большой интерес вызывают задания на отгадывание описываемого в рассказе лица (предмета, явления), выполнение распоряжений учителя, манипулирование с рисунками и предметами по ходу рассказа I (раскладывание рисунков в той последовательности, в какой они иллюстрируют рассказ, выбор рисунков, соответствующих содержанию прослушанного рассказа, расстановка мебели, одевание куклы и т. д.), изображение в пантомиме или рисунке 'содержания рассказа, исправление неточностей и т. д.