Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа
В настоящее время стремление к международному сотрудничеству, партнерству вывело коммуникативную компетенцию на первый план. Важным становится не только, ЧТО говорит человек, но и КАК. Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь и продемонстрировать ее мелодию, то есть владение фонетическими навыками (интонацией, ритмом, корректным произношением), приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку. Этим фактом и объясняется актуальность выбора данной тематики курсовой работы.
Введение
Глава I. Теоретические основы обучения фонетике на начальном этапе
1.1.Стандарты второго поколения: требования школьных программ к обучению фонетике на начальном этапе
1.2.Обучение фонетике как методическая проблема
1.2.1. Компоненты содержания обучения фонетической стороне речи:
- лингвистический;
- психологический;
- методологический.
1.3.Подходы к формированию фонетических навыков:
- артикуляторный подход (трудности при формировании фонетических навыков: межъязыковые, внутриязыковые)
- акустический;
- дифференцированный.
1.4. Методика работы: этапы работы с произношением ,система упражнений при формировании фонетических навыков
Упражнения:
- на имитацию;
- на идентификацию и дифференциацию;
- на подстановку;
- на трансформацию;
- конструктивные;
- условно-речевые и речевые;
Роль фонетической зарядки при обучении фонетике
Заключение
Литература
Курсовая работа по теме:
«Обучение фонетике на начальном этапе»
Учителя английского языка ГОУ СОШ 1
Зотовой О.В.
2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы обучения фонетике на начальном этапе
1.1.Стандарты второго поколения: требования школьных программ к обучению фонетике на начальном этапе
1.2.Обучение фонетике как методическая проблема
1.2.1. Компоненты содержания обучения фонетической стороне речи:
- лингвистический;
- психологический;
- методологический.
1.3.Подходы к формированию фонетических навыков:
- артикуляторный подход
(трудности при формировании
- акустический;
- дифференцированный.
1.4. Методика работы: этапы
работы с произношением ,
Упражнения:
- на имитацию;
- на идентификацию и дифференциацию;
- на подстановку;
- на трансформацию;
- конструктивные;
- условно-речевые и речевые;
Роль фонетической зарядки при обучении фонетике
Заключение
Литература
Введение
Постоянно меняющееся современное общество задает темп для роста и развития человека, создает новые стандарты во всех сферах: экономике, промышленности, медицине, спорте, науке и образовании. Особая роль отводится изучению иностранных языков, как залогу успешного функционирования в межкультурном пространстве.
В настоящее время стремление к международному сотрудничеству, партнерству вывело коммуникативную компетенцию на первый план. Важным становится не только, ЧТО говорит человек, но и КАК. Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь и продемонстрировать ее мелодию, то есть владение фонетическими навыками (интонацией, ритмом, корректным произношением), приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку. Этим фактом и объясняется актуальность выбора данной тематики курсовой работы.
Привитие интереса, уважения и желания ребенку изучать иностранный язык начинается в дошкольном учреждении, продолжается в начальной и средней школе. Многие учащиеся так увлекаются предметом, что продолжают изучать и совершенствовать иностранный язык всю жизнь, делая его не только хобби, но и сферой профессиональных интересов.
Следует сделать оговорку, что начальный этап обучения фонетике в широком плане не означает обучение в начальной школе. Это происходит из-за существования разнообразных моделей школ, изучающих иностранный язык в разное время. Кроме того, многие взрослые люди впервые начинают изучать иностранный язык в более позднем возрасте. Они тоже проходят начальный этап обучения фонетическим навыкам.
В данной работе мы будет вести речь о формировании фонетических навыков на начальном этапе обучения, имея в виду обучение фонетике детей младшего школьного возраста (2-4 классы) общеобразовательной школы.
Младший школьный возраст, по мнению многочисленных педагогов и психологов, является наиболее ответственным этапом. Высокая сензитивность, свойственная указанному возрастному периоду, определяет колоссальные потенциальные возможности для разностороннего развития ребенка, в том числе, и в языковом плане. дубр278
Именно на этой ступени у учащихся
закладывается фундамент
Успешность ребенка в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения, в частности в освоении фонетики, во многом зависит от профессионализма учителя.
Для меня выбор тематики курсовой работы не был случайным. Специальность (квалификацию) «учитель английского языка» можно получить, окончив и не языковой факультет ВУЗа. Имея диплом с двумя специальностями, работая учителем английского языка в общеобразовательном учреждении, я столкнулась с проблемой профессионального роста. Проанализировав ситуацию, поняла, что необходимо изучить более глубоко некоторые модули (в частности, курс фонетики) для более качественного преподавания своего предмета.
Целью данной курсовой работы является анализ основ обучения фонетике в младших классах средней школы.
Задачи:
- подобрать и проанализировать методическую литературу по теме курсовой работы;
- провести диагностику учащихся 3-го и 4-го классов;
- выявить трудности и их
- на основе полученных данных разработать диагностические карты для устранения трудностей и ликвидации пробелов в знаниях по фонетике у учащихся;
- спланировать, провести и проанализировать два урока английского языка в начальной школе (в 3-м и 4-м классах).
Для меня данная курсовая работа имеет большое практическое значение: полученные знания по методике обучения произношению в МИОО, практические занятия по курсу фонетики позволили мне не только укрепить теоретический фундамент, усовершенствовать свою фонетическую базу, но и качественно улучшить процесс обучения фонетике школьников.
Практическая часть курсовой работы (проведение уроков по английскому языку) осуществлялась в течение 2009-2010 гг. на базе ГОУ СОШ № 1 г. Москвы.
Глава 1. Теоретические основы обучения фонетике на начальном этапе
В своей профессиональной деятельности
учитель руководствуется
До настоящего момента учитель ориентировался на новые государственные стандарты по иностранному языку (2-11 классы), опубликованные издательством «Астрель» в 2004 году.
Процесс модернизации образования вносит свои коррективы: появились стандарты второго поколения, которые уже вводят с сентября 2010 года.
Ознакомимся с требованиями школьных программ к обучению фонетике на начальном этапе.
1.1 Стандарты второго
поколения: требования
В пояснительной записке к
В стандартах второго поколения Иностранный язык представлен двумя вариантами тематического планирования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и испанскому). Первый вариант планирования предусматривает обучение иностранному языку в объеме 204 ч, второй – более интенсивное и углубленное изучение в объеме 306 и более часов. Мы остановимся на первом варианте. Какими же языковыми средствами и их навыками пользования должен владеть ребенок? Вся информация представлена в таблице 1. 1
______________________________
1 Примерные программы по
Таблица 1
языковые средства и навыки пользования ими | |
фонетическая сторона речи | |
содержание курса |
характеристика основных видов деятельности учащихся |
Все звуки и звукосочетания английского
языка. Нормы произношения звуков английского
языка: долгота и краткость гласных,
отсутствие оглушения звонких согласных
в конце слога или слова, отсутствие
смягчения согласных перед Дифтонги. Связующее «r» (there is|there are).Ударение в изолированном слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах предлогах). Членение предложений на смысловые
группы. Ритмико-интонационные
|
Различать на слух и адекватно произносить все звуки и звукосочетания английского языка. Находить в тексте слова с заданным звуком. Соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи. распознавать случаи использования связующего «r» и соблюдать их в речи. Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе. различать коммуникативный тип предложения по его интонации. Корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (повествовательное, побудительное предложение, общий и специальный вопросы). Корректно произносить предложения с однородными членами. Воспроизводить слова по транскрипции. Оперировать полученными фонетическими сведениями из словаря в чтении, письме и говорении. |
Теперь, после освещения основных требований к обучению фонетике на начальном этапе, мы переходим к рассмотрению более глобального вопроса.
1.2 Обучение фонетике как методическая проблема
Междисциплинарный словарь дает следующее определение термину «фонетика» - «раздел языкознания, изучающий субстанциональные (акустические и артикуляционные) особенности звукового строя языка 2».
2
Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь.СПб, 2006. С.118
Определение, данное А.Н. Шамовым, добавляет некоторые уточнения: «под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка, совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы), независимо от их смыслоразличительных функций 3».
Овладение звуковым строем языка является обязательным условием общения.
Главной целью обучения фонетике в школе является формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
По мнению А.Н.Шамова, под речевыми слухо-произносительными навыками понимаются «навыки фонемно-правильного произношения всех изучаемых звуков в потоке речи, понимание этих звуков в речи других». Под ритмико-интонационными навыками – «навыки интонационного и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других».
Таким образом, слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки вкупе составляют фонетические навыки.
Формирование фонетических навыков имеет большое значение, так как выступает важным фактором успешности процесса взаимодействия и коммуникации между людьми. Методисты считают, что иностранный акцент может не только утомить слушателя, но привести к искаженному пониманию жизненно важной информации.
Под правильным произношением имеют ввиду совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка.4
То есть совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих его звуковое оформление.5
Многие педагоги при обучении английскому языку задаются вопросом: «Какому произношению учить детей в общеобразовательных школах?»
Дело в том, на сегодняшний момент существует несколько вариантов: Received Pronunciation (RP – стандартное произношение), neo-RP («новое стандартное» произношение), Reginal RP («местное произношение») и Advanced RP (литературное произношение).
В России и Европе учат модели стандартного произношения из-за распространенности, легкости восприятия и понимания и разработанности с точки зрения обучения.
В условиях школьной среды невозможно добиться абсолютно правильного, близкого к речи носителя произношения. В связи с этим у педагога возникает очередной вопрос: «Актуальна ли при обучении произношению опора на принцип аппроксимации (то есть приближение к правильному /нормативному произношению языка)?»
_____________________________
3
Методика преподавания
4
Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь.СПб, 2006. С.261
5
Там же.С.72
Существует ряд методистов, которые не поддерживают идею обучения аппроксимированному произношению в школе. Среди них – Б.В.Беляев, аргументирующий свою точку зрения следующими фактами: «Владеть языком – это значит не только оформлять посредством него свои мысли, но и передавать эти мысли другим людям, создавать речь, которую другие должны легко воспринимать и понимать. Для того чтобы другие без всякого труда воспринимали речь, говорящий должен строить эту речь в полном соответствии не только с лексическими, но и с фонетическими и грамматическими нормами используемого языка. В противном случае за восприятием речи, в которой допускаются отступления от фонетических и грамматических норм языка, может последовать или неправильное ее понимание, или же и вовсе непонимание 6».