Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является совершенствование методики планирования и контроль за результатом финансово-хозяйственной деятельности крупного промышленного предприятия посредством бюджетирования. Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

а) рассмотреть систему бюджетного планирования на предприятии;

б) выявить место и роль бюджетирования в системе управления крупного многопрофильного промышленного предприятия;

в) обособить проблемы внедрения системы бюджетирования на российских предприятиях и предложить пути их решения.

г) взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета;

д) использование бюджетной системы планирования для управления финансовым состоянием предприятия.

Работа содержит 1 файл

4.doc

— 982.00 Кб (Скачать)

- разработка и внедрение  передовых технологий;

- осуществление и  последующая реализация маркетинговых  исследований и услуг;

- залоговые услуги, залоговые операции, связанные с  недвижимостью;

- организация и эксплуатация услуг по прокату товаров народного потребления и промышленного назначения, включая средства транспорта и оборудование, в том числе специальное;

- оптово-розничная  и комиссионная торговля.

Все виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Для достижения поставленных целей предприятие осуществляет не запрещенные законодательством  гражданско-правовые сделки, производит операции с имуществом и ценными  бумагами, а также совершает другие юридически значимые действия.

В состав ООО «Тольяттикаучук» входят 4 завода, Трест «Каучукремстрой», вспомогательные цеха и подразделения  социальной сферы.

1. Завод по производству  бутадиена и бутадиенстирольных  каучуков состоит из 2-х производств:

- производство бутадиена  из бутилен-дивинильной фракции;

- производство бутадиен-стирольных  каучуков.

2. В состав завода  по производству изопрена и  синтетического изопренового каучука  входят:

- производство изопрена  из изобутана;

- производство изопреновых  каучуков

3. Завод по производству полимеров включает:

- производство изопренового  каучука;

- производство полимер  полиола «Ланс»;

- производство метил-трет-бутилового  эфира;

- цех по производству  горячей воды.

4. Завод по производству  бутилкаучука состоит из 2-х производств:

- производства изобутан-изобутиленовой фракции;

- производства бутилкаучука.

В ведении ООО «Тольяттикаучук» находятся самостоятельные структурные  единицы, которые имеют свой баланс. Все они объединены в Департамент. Это: Санаторий - профилакторий «Волжские  Зори»; Санаторий

профилакторий «Россиянка»; Комбинат питания.

Общество осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности.

Предприятие имеет  право совершать как в РФ так  и за границей сделки, банковские операции и иные юридические акты с учреждениями, организациями, предприятиями и отдельными лицами, в том числе заключать договора купли-продажи, мены, подряда, займа, перевозки, страхования поручения, представительства, комиссии, участвовать в торгах, аукционах, конкурсах.

Предприятие ООО «Тольяттикаучук» может открывать валютные счета как в банках РФ, так и за границей, имеет право открывать за границей филиалы, отделения, представительства.

Организационная структура  ООО «Тольяттикаучук» утверждается руководителем организации (Приложение 3).

2.2 Структура построения системы бюджетирования на ООО «Тольяттикаучук»

Постановка бюджетного управления начинается с утверждения  организационной структуры, потому что финансовая структура строится именно на ее базе. Поэтому организационная  структура на момент начало работ  должна быть проверена и утверждена с учетом всех последних изменений - и зафиксирована. В противном случае какие-то неучтенные моменты, проявившись позже, могут потребовать изменений, а они повлекут за собой существенную переделку уже проведенной работы.

Порядок действий по утверждению организационной структуры следующий:

уточнить текущее  состояние оргструктуры предприятия, т.е. выяснить реальное состояние и  описать состав и подчиненность  организационных звеньев: служб, подразделений.

подготовить организационную схему, отражающую состояние оргструктуры на текущий момент;

подписать оргструктуру у генерального директора с тем, чтобы в дальнейшей работе использовать проверенный и утвержденный документ.

Организация процесса.

Основой любого бизнес-процесса является написанный регламент, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в нем подразделений, формы и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих документов. Жизненно необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который называется бюджетным комитетом. Очень важным, причем не только для процесса бюджетирования, является определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб. Ситуация, когда интересы служб пересекаются, а полномочия дублируются, редко приводит к положительным результатам. При этом каждая служба имеет право самостоятельно заключать договора и естественно каждая служба торгует по своим ценам. В результате происходит снижение эффективности работы, как предприятия в целом, по причине несогласованности ценовой политики, так и системы бюджетирования в частности, т.к. единая база по договорам отсутствует, и возникают проблемы со сбором исходной информации.

Выделим, в итоге, следующие  требования к организации бизнес-процесса бюджетирования:

- наличие на предприятии  единого документа регламентирующего  бюджетный процесс;

- организация бюджетного  комитета;

- установление жесткой  финансовой дисциплины;

- выстраивание приоритетов  в финансах;

- четкое разграничение полномочий и ответственности служб.

Все это будет возможно только при условии, что руководство  предприятия осознает всю важность и необходимость финансового  планирования.

Целевые установки.

Построение оперативных  планов (бюджетов) базируется на реальных возможностях по заключению договоров. Задачи для подразделений по достижению определенных показателей ставиться таким образом, чтобы у подразделений было время для разработки соответствующих программ и мероприятий по их выполнению. В случае директивного (сверху вниз) установления параметров краткосрочного бюджета высок риск его невыполнения. Однако, достаточно часто, в бюджете планируют поступления на следующий период исходя из стратегического плана, или, например, точки безубыточности, не принимая во внимание реально заключенные договора или обоснованную возможность по их заключению. В конечном итоге эффективность процесса бюджетирования определяется эффективностью работы предприятия целом. При этом внедрение и использование процедуры планирования очень хорошо помогает выявить и классифицировать многие проблемы предприятия которые до этого могли оставаться в тени. Учитывая вышеизложенные факторы, препятствующие эффективному процессу бюджетного планирования, проработаны организационные аспекты построения системы бюджетирования на предприятии. Для этого бюджет следует рассматривать как систему организационного взаимодействия центров планирования и центров финансовой ответственности, направленную на составление обоснованных бизнес-прогнозов по функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшего получения на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.

Разработка реалистичных бизнес-заданий зависит, прежде всего, от системного и четкого распределения  функций бюджетного планирования между структурными подразделениями предприятия. Это обеспечивается внесением соответствующих изменений в должностные инструкции сотрудников, закрепляющих за ними перечень конкретных задач бюджетирования. Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету: он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету назначается финансовый директор, он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов. Для управления бюджетным процессом на предприятии создается бюджетный комитет. В этих целях необходимо предусмотреть следующую организационно управленческую модель бюджетного процесса на предприятии (Приложение 4).

Бюджетный комитет - это  составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая  может включать и внешних консультантов. Это постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой  стратегических и финансовых планов, даёт рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность компании. Решения бюджетного комитета утверждаются Генеральным директором.

Членами бюджетного комитета выступают директора по всем направлениям. Один человек, пусть даже он и Генеральный директор, может что-то и упустить, т.к. не может и не должен знать все. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением в системе бюджетирования. Еще одной функцией бюджетного комитета является определение приоритетов платежей. Все решения бюджетного комитета обязательны к выполнению. При этом должен неукоснительно выполняться принцип финансовой дисциплины - финансовая служба осуществляет только те платежи, которые включены в плановый бюджет. Исключение могут сделать только Генеральный директор, для сумм свыше 5 % от недельного оборота, или финансовый директор для меньших сумм. Для повышения эффективности организации работ в процессе бюджетирования на предприятии создан отдел бюджетного планирования и анализа (ОБПиА). Основными задачами ОБПиА является руководство и организация работ по бюджетному планированию:

- проведению системного  анализа всех видов деятельности  предприятия и его структурных  подразделений;

- организации и  методическому обеспечению разработки перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка;

- проведению контроля, за выполнением подразделениями  предприятия планов-бюджетов;

- организации статистического  учета по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия и сдачи отчетности в установленные сроки.

ОБПиА, выступает исполнительным органом, который реализует решения  бюджетного комитета и организует мероприятия  по их выполнению, работая с конкретными исполнителями.

Центры планирования - структурные подразделения предприятия  или должностные лица, имеющие  исключительное право на определение  основных тенденций работы предприятия  посредством составления бизнес-прогнозов.

Бизнес-прогнозы представляют собой совокупность предполагаемых данных, отражающих особенности внешней и внутренней среды предприятия на будущий период.

Бизнес-прогнозы дифференцируются по направлениям прогнозирования: спрос, нормируемые затраты, налогообложение, инфляция и т.д. При необходимости возможна более глубокая детализация бизнес-прогнозов. Например спрос может подразделяться на внутренний рынок и экспорт, нормируемые затраты - на энергетику, сырье, вспомогательные материалы, оплату труда и т.д. Эффективность процедуры бюджетирования определяется детализацией бизнес-прогнозов. Все прогнозные данные структурированы таким образом, чтобы каждый сотрудник, инициирующий появление какой-либо совокупности данных отвечал за определенный бизнес-прогноз. Обработка бизнес-прогнозов происходит под контролем ОБПиА, который выступает внутренним экспертом и координирующим органом деятельности центров планирования. Основная цель обработки бизнес-прогнозов - получение реалистичных бизнес-заданий и доведение их до центров финансовой ответственности. Центр планирования должен взаимодействует со строго определенными центрами финансовой ответственности.

Центры финансовой ответственности (ЦФО) - структурные  подразделения предприятия или  должностные лица, в функциональные обязанности которых входит контроль за составлением плана деятельности предприятия состоящего из совокупности бизнес-заданий, а также за движением материально-финансовых ресурсов по закрепленным за ними статьям на этапе фактической реализации запланированных мероприятий. На предприятии выделены следующие центры финансовой ответственности (центры принятия управленческих решений):

- ЦФО по доходам  включает управление маркетинга  и коммерческое управление;

- ЦФО по расходам  включает управление производством  и управление технического обеспечения  и ремонта;

- ЦФО по прибыли  включает управление финансами  и экономикой;

- ЦФО по инвестициям  включает управление техническим  развитием и управление по  работе с персоналом.

Четкое определение  состава ЦФО позволяет более  эффективно внедрить сквозную систему  финансового планирования на предприятии. Деятельность ЦФО регламентируется положением о ЦФО, договором между ЦФО и руководством предприятия, положением о внутреннем ценообразовании, системой бюджетирования.

Центры затрат - направления  расходования материально-финансовых ресурсов предприятия. Центры затрат - это обособленные структурные подразделения предприятия, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование и учёт издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Информация о работе Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"