Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является совершенствование методики планирования и контроль за результатом финансово-хозяйственной деятельности крупного промышленного предприятия посредством бюджетирования. Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

а) рассмотреть систему бюджетного планирования на предприятии;

б) выявить место и роль бюджетирования в системе управления крупного многопрофильного промышленного предприятия;

в) обособить проблемы внедрения системы бюджетирования на российских предприятиях и предложить пути их решения.

г) взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета;

д) использование бюджетной системы планирования для управления финансовым состоянием предприятия.

Работа содержит 1 файл

4.doc

— 982.00 Кб (Скачать)

Подход "снизу - верх" применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Одним из недостатков этого подхода, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Подход "снизу вверх - сверху вниз" является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе, высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

В периоде развития системы бюджетирования актуальность данной системы становится заметной для экономистов различных форм деятельности. Для примера можно представить следующие области управления успешно развитые при внедрении системы бюджетирования:

Финансовый менеджмент. Этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование.

Управление коммерческой деятельностью. Этот метод вынуждает  руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию  и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления.

Организация общего управления. Этот метод четко определяет значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием, заставляет эти службы действовать совместно для достижения утвержденных в бюджете результатов.

Управление затратами. Этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в  зависимости от той определенной цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями.

Общая стратегия развития предприятия. Этот метод является средством  количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и сигнализирует руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем сообщения об отклонениях фактических результатов от прогнозных показателей [44, c.92].

При рассмотрении бюджета  как инструмента управления можно  выделить следующие функции:

планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

координация различных  видов деятельности и отдельных  подразделений, согласование интересов  отдельных работников и групп в целом по организации;

стимулирование руководителей  всех рангов в достижении целей своих  центров ответственности;

контроль текущей  деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

оценка;

обучение;

Для наглядного представления  рассмотрим каждую из перечисленных функций.

Планирование. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и  сам процесс разработки бюджета  по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период [30, c.253].

Координация и связь. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким  образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.

Стимулирование. Процесс  составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей в осуществлении  целей их центров ответственности  и, следовательно, целей организации  в целом. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.

Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах  на момент формирования бюджета. Тщательно  подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета показывает:

идентификацию проблемной области, которая требует первоочередного  внимания;

выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;

нереалистичность  первоначального бюджета [20, c.187].

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.

Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности.

Одной из немаловажных причин целесообразности внедряя в  практику российских предприятий механизма  бюджетного планирования для обеспечения  экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Является, преимущества внедрения следующих принципов бюджетного планирования:

помесячное планирование бюджетов структурных подразделений  даст более точные показатели размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера  прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

в рамках утверждения  месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая  самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы  рабочего времени работников экономических  служб предприятия;

осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

В практике внедрения  и разработки системы бюджетирования различают два основных метода бюджетирования:

«нулевой метод» актуален для новой коммерческой организации  или при коренном изменении предмета деятельности организации;

«планирование от достигнутого» - традиционный метод.

Суть первого метода заключается в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности  или же структурного подразделения, в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. Это означает, что менеджеры должны будут готовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит информацию, позволяющую лучше определить приоритеты: если окажется, что существующей сферы деятельности низкий рейтинг, может последовать перевод ресурсов из нее в новую деятельность, с более высоким рейтингом.

Метод расчета бюджета  на нулевой базе также используется в случаях, когда на начальной  стадии процесса бюджетирования некоторые  подразделения (центры финансовой ответственности) в план включают запас в предчувствии последующего урезания. В этом случае необходимо сокращать расходы бюджета таких центров ответственности на стадии планирования. Подобная практика может закрепиться, если будет использована система, по которой бюджет составляется на основе фактических затрат предыдущего года. При таком подходе бюджет с запасом активно будет использоваться для обеспечения достаточно прочной базы на последующий период. Именно по этой причине целесообразно использовать такой метод как метод расчета плана с нулевой базой.

1.2 Классификация бюджетов

При составлении системы  бюджетирования в целом необходимо развернуть механизм работы всех подбюджетов. Для этого определим основные классификации видов и форм бюджетов.

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. Их можно классифицировать по следующим признакам.

Таблица 1. Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

 
Классификационный признак Вид бюджета  
1 2  
По сферам деятельности предприятия 1.Бюджет по операционной  деятельности детализирует в  рамках соответствующего времени  содержание показателей, отражаемых  в текущем плане доходов и  расходов по данной деятельности  
  2.Бюджет по инвестиционной  деятельности направлен на соответствующую  детализацию показателей текущего  плана доходов и расходов по  этой деятельности  
  3.Бюджет по финансовой  деятельности детализирует показатели  текущего плана поступления и расходования денежных средств  
По видам  затрат 1.Текущий бюджет  состоит из двух разделов: текущих  расходов, представляющих собой  издержки производства по рассматриваемому  виду операционной деятельности  и доходов от текущей хозяйственной  деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)  
  2.Капитальный бюджет  доводит до конкретных исполнителей  результаты текущего плана капитальных  вложений, разрабатываемого на основе  осуществления нового строительства,  реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.  
По широте номенклатуры затрат 1.Функциональный  бюджет разрабатывается по одной  (или двум) статьям затрат (бюджет  оплаты труда персонала и т.д.)  
По методам  разработки 2.Комплексный бюджет  разрабатывается по широкой номенклатуре  затрат (производственный участок,  административно-управленческие расходы  и т.п.)  
  1.Фиксированный бюджет  не зависит от изменения объемов  работы (расходы по обеспечению охраны предприятия).  
По длительности планируемого периода 2.Гибкий бюджет  устанавливает планируемые текущие  или капитальные затраты в  виде норматива расходов  
 

1.Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

 
По периоду  составления 1.Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения)  
По непрерывности  планирования 2.Текущий бюджет  направлен на планирование текущих  целей предприятия  
  3.Перспективный бюджет  генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации  
  1.Самостоятельный  бюджет изолирован, не зависит  от других бюджетов  
По степени  содержания информации 2.Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца  или квартала добавляется новый  
  1.Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено  
  2.Детализированный  бюджет, в котором все статьи  доходов и расходов расписываются  полностью по всем составляющим  
     

Структура бюджета  может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размер организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков.

В процессе бюджетирования может разрабатываться фиксированный или гибкий бюджет. Постоянный (статичный) или фиксированный, бюджет разрабатывается для одного объема продаж и соответственно производства. Основной недостаток статичного бюджета в том, что при отклонении фактических объемов от планируемых показателей он не позволяет контролировать затраты.

Гибкий бюджет содержит вариантные расчеты планируемых  показателей, отражая различные  версии развития в пределах определенного  диапазона изменения объема производства. Основу гибкого бюджетирования составляют элементы анализа «затраты - выручка - прибыль» и, в первую очередь - деление издержек на постоянные и переменные. При отклонении объема производства от планируемого уровня выбирается (или рассчитывается дополнительно) тот вариант бюджета, который соответствует фактическому объему производства, а затем вычисляются отклонения фактических затрат от проектных и анализируются причины, их обусловившие (динамика цен, качество сырья, отклонения в технологическом процессе). Таким образом, гибкое бюджетирование позволяет автоматически подстраивать бюджет в соответствии с объемом производства в пределах релевантного интервала и контролировать затраты.

Ряд организаций формируют  так называемые обновляемые бюджеты. Изменения вносятся раз в полугодие или квартал. Создается прогноз доходов и расходов коммерческой организации на четыре квартала вперед и годовой бюджет на основе этих прогнозов. Ежемесячно аналитики осуществляют высокоточные оценки, с тем, чтобы удостовериться, что бюджет соответствует реальным доходам и расходам.

Другие организации  пользуются бюджетом, который составляется раз в год. Но они применяют  программное обеспечение для  сбора информации о реальных затратах и доходах, прогноза изменения этих показателей на остаток года и  их сопоставления с цифрами, заложенными в бюджете. Для сравнения оперативных показателей с плановыми система финансового планирования (бюджетирования) интегрируется с Главной книгой.

Как показано в таблице 1.2, на предприятии применяют два  вида бюджетов это операционные и финансовые, которые при объединении трансформируются в сводный бюджет.

Таблица 2.

Информация о работе Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"