Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является совершенствование методики планирования и контроль за результатом финансово-хозяйственной деятельности крупного промышленного предприятия посредством бюджетирования. Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

а) рассмотреть систему бюджетного планирования на предприятии;

б) выявить место и роль бюджетирования в системе управления крупного многопрофильного промышленного предприятия;

в) обособить проблемы внедрения системы бюджетирования на российских предприятиях и предложить пути их решения.

г) взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета;

д) использование бюджетной системы планирования для управления финансовым состоянием предприятия.

Работа содержит 1 файл

4.doc

— 982.00 Кб (Скачать)

Практика  показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствует  система нормирования материалов. В данном случае возможно использование аналитического метода. По сравнению с нормативным методом он гораздо проще в практическом применении, однако дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах [18, c. 59].

После определения количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим  этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам  сырья и материалов). Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть определена как расход материалов за период + расход материалов за период - расход материалов за период

Запас сырья и материалов автоматически поступают  из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Бюджет  прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, под лежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции [39, c. 263].

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;

сдельную (переменную) часть оплаты труда.

В этом же документе  определяются затраты  труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет общехозяйственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

Данный  бюджет включает общецеховые  расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Бюджет  общехозяйственных  расходов имеет две  цели:

интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных  руководителями по производству и его обслуживанию и

аккумулируя эту информацию, вычислить  нормативы этих расходов на предстоящий учетный  период для распределения  их в будущем периоде  на отдельные виды продукции или  другие объекты калькулирования  затрат.

Бюджет  производственных запасов  необходим для формирования двух плановых документов:

бюджета доходов и расходов - в части подготовки данных о себестоимости  реализованной продукции;

прогноза  баланса - в части  данных о состоянии  запасов готовой  продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода. Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.

Величина  запаса собственных  оборотных средств  на конец периода определяется на основе следующих показателей:

объема  производства и реализации продукции;

затрат  на производство, хранение и реализацию продукции;

норм  запаса оборотных  средств по отдельным  видам товарно-материальных ценностей и затрат.

Для того чтобы оценить запасы готовой продукции в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции.

После определения целевых  остатков готовой  продукции можно  рассчитать себестоимость  реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции определяется как запас готовой продукции на начало периода + себестоимость произведенной за период продукции - запас готовой продукции на конец периода

В свою очередь себестоимость  произведенной продукции  за планируемый период рассчитывается как прямые затраты на материалы + прямые затраты на оплату труда в периоде + общепроизводственные расходы.

Бюджет  коммерческих расходов.

Коммерческие  расходы - это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок  сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; транспортные услуги; расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку; представительские расходы и т.д. [58, с.132].

Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития организации. Большинство  расходов на сбыт продукции  планируется в  процентном отношении  к объему продаж. При этом темпы  роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.

Назначение  бюджета управленческих расходов состоит  в определении  общих и административных расходов, необходимых  для управления организацией в целом.

Выделяют  следующие типовые  статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:

расходы на управление коммерческой организацией (заработная плата административно-управленческого  персонала, командировочные  расходы, представительские  расходы и другие);

общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных средств, содержание и ремонт зданий, расход вспомогательных материалов, коммунальные платежи, и т.д.);

налоги, сборы, платежи (относящиеся  к себестоимости  продукции);

непроизводственные  расходы (потери от простоев, недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе) [47, c. 263].

Лишь  небольшая часть  управленческих расходов калькулируется чисто  расчетным путем (например, амортизационные  отчисления). Большая  часть управленческих расходов на предстоящий бюджетный период устанавливается в виде нормативов (лимитов) с целью обеспечения нормативных показателей прибыли. При росте объемов продаж допускается увеличение нормативов управленческих расходов при обязательном соблюдении условия: показатели были не должны ухудшаться.

Составление бюджета доходов  и расходов (или  прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной  формой» операционного  бюджета.

В этом документе рассчитывается плановое значение: объема продаж от реализации отгруженной покупателям продукции, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты по долгам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных берется из операционных бюджетов.

Бюджет  доходов и расходов целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции). Такое построение документа позволяет судить о рентабельности производства за определенный период и с его помощью можно провести анализ безубыточности.

Составление бюджета капитальных  вложений (инвестиционного  бюджета) - это процесс  планирования и управления долгосрочными инвестициями организации [63, c. 267].

В инвестиционном бюджете  происходит окончательное определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые результаты деятельности предприятия, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости [31, c. 163].

Недостаточная величина капитальных  вложений означает, что организация  не освоит текущий  объем продаж. Избыточные капитальные вложения чреваты простоями  и пустующими производственными  площадями, снижением  эффективности труда  в масштабах коммерческой организации. Внеоборотные активы влекут за собой постоянные издержки, которые повышают порог безубыточности.

Вероятность правильного решения  будет выше, если разделить предполагаемые капитальные вложения на две группы:

капитальные вложения первой необходимости, без которых само выживание коммерческой организации находится под угрозой;

дискреционные капитальные вложения, которые служат снижению затрат или повышению  прибыли, однако не являются жизненно необходимыми [39, c. 231].

При составлении инвестиционного бюджета также необходимо распределить капитальные затраты по структурным подразделениям. Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться централизовано (за счет предприятия), а какие - в рамках отдельного бизнеса структурного подразделения.

Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) - проверить реальность источников поступления  средств (притоков) и  обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную  величину потребности  в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации [45, c. 92].

Необходимость подготовки данного  документа обусловлена  следующим:

понятия «доходы» и «расходы»  в бюджете доходов  и расходов не отражают действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному интервалу, в котором последняя будет отгружена потребителю;

в бюджете доходов  и расходов отсутствует  информация о направлениях деятельности предприятия: производственной (основной), финансовой и инвестиционной [58, c.183].

В течение бюджетного периода потребность  в денежных средствах  может существенно  изменяться. Возможна ситуация, когда показатели БДДС свидетельствуют  о достаточной  ликвидности организации к концу бюджетного периода, а план с разбивкой по кварталам (месяцам, декадам, неделям) может показать недостаток денежных средств в один или несколько моментов периода. Поэтому важно отслеживать ожидаемые поступи и платежи во временном разрезе.

Взаимоотношения между общим бюджетом и бюджетом денежных средств можно  показать следующим  образом (Приложение 2).

Бюджета движения денежных средств  отражает притоки  и оттоки денежных средств по текущей, инвестиционной и  финансовой деятельности, которые предполагается получить в течение бюджетного периода (одного года). Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин трех разделов доходной части плана и соответствующих разделов расходной части.

С помощью такой  формы бюджета движения денежных средств организация может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах в случае возникновения дефицита средств. Бюджет считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита.

Прогноз баланса - это прогноз  состояния активов  и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в  процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Он, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов - актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств (БДДС).

Назначение прогноза баланса - показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала).

Информация о работе Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"