Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

•изучить правовые основы расчетов предприятий со своими покупателями и заказчиками;
•рассмотреть нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
•определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
•рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;

Содержание

1.Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками
1.Правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками
2.Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками


2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЯЭРЗ
2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.2 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

2.3 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности


3.Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ЯЭРЗ
1.Анализ выполнения договорных обязательств и ритмичности продаж ЯЭРЗ
2.Анализ структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков
3.Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков


Заключение


Список использованной литературы


Приложения

Работа содержит 13 файлов

диплом.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

         Списанная в убыток задолженность  неплтежеспособных дебиторов отражается по одноименной строке 940 раздела «Справка о наличии ценностей,  учитываемых на забалансовых счетах» бухгалтерского баланса ф. № 1. По данной строке на изучаемом предприятии на конец года отражается списанная задолженность ОАО «Сокол» в сумме 75 тыс. руб.

         Выручка от продажи продукции  и выполнения работ отражается  в Отчете о прибылях и убытках  ф. № 2 по строке 010 «Выручка (нетто)  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг (за минусом   налога на добавленную стоимость,  акцизов и аналогичных обязательных платежей). За 2002 год по данной строке отражается сумма 121554 тыс. руб.

         В разделе III «Оценочные резервы»  Отчета об изменениях капитала» ф. № 3 указывается размер резерва по сомнительным долгам. Так как учетной политикой ЯЭРЗ создание такого резерва не предусмотрено, данная строка прочеркивается.

          Выручка от продажи продукции  и выполнения работ отражается  также по одноименной строке 030 Отчета о движении денежных  средств» ф. № 4. По данной  строке отражается сумма 93713 тыс. руб. По строке 040 отражается выручка от продажи  основных средств и иного имущества – 2760 тыс. руб. Авансы, полученные ЯЭРЗ от покупателей и заказчиков, отражаются по строке  050 в сумме 26512 тыс. руб.

         В Приложении к бухгалтерскому  балансу ф. № 5 по строке 264 отражается движение векселей. Так, на начало года ЯЭРЗ имело векселей на сумму 95 тыс. руб., в течение года у покупателей возникло обязательств, обеспеченных векселями, на сумму 2816 тыс. руб., погашено покупателями обязательств на сумму 2552 тыс. руб., и  остаток полученных векселей на конец 2002 года составил 359 тыс. руб.

           В Приложении к бухгалтерскому  балансу ф. № 5 приводится также  перечень  организаций – дебиторов,  имеющих наибольшую задолженность.  На изучаемом предприятии к ним относятся Московская железная дорога (ее задолженность составила 1512 тыс. руб.)  и Октябрьская железная дорога (318 тыс. руб.).

         По итогам изучения бухгалтерского  учета расчетов ЯЭРЗ с покупателями  и заказчиками  необходимо  сделать ряд выводов и обобщений. Положительно можно оценить тот факт, что на предприятии осуществляется контроль за продажами продукции. Ведение Ведомости № 16 за каждый месяц  позволяет контролировать оплату каждого расчетного документа, оперативно выявлять  задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию. Однако данный регистр аналитического учета не позволяет анализировать состояние расчетов с каждым покупателем и заказчиком за весь отчетный период. Так как ЯЭРЗ имеет относительно небольшое число покупателей и заказчиков в силу специфики своей деятельности, данному предприятию можно порекомендовать веси учет расчетов с каждым покупателем и заказчиком в отдельной карточке.

         На изучаемом предприятии аналитический  учет полученных от покупателей  авансов, товарообменных операций, операций по зачету взаимных  требований и расчетов с применением векселей осуществляется в Ведомости № 16. ЯЭРЗ можно порекомендовать разработать формы учетных регистров (например, ведомости) для отражения  всех этих операций за отчетный период, что необходимо для финансового анализа.

             Синтетический учет расчетов  с покупателями и заказчиками  на ЯЭРЗ осуществляется на  счете 62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками»  без выделения  субсчетов для учета расчетов  по авансам, товарообменных операций, расчетов с применением векселей, что снижает контрольные функции учета. Изучаемому предприятию можно порекомендовать открыть следующие субсчета к счету 62:

62-1 расчеты  согласно счетам – фактурам;

62-2 - расчеты  в порядке инкассо (в аналитическом учете может возникнуть необходимость группировки инкассовых расчетов еще по двум признакам - с акцептом и без акцепта);

62-3 - расчеты  плановыми платежами;

62-4 - авансы  полученные;

62-5 - векселя  полученные.

         Основной проблемой бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на изучаемом предприятии можно считать ее большую трудоемкость. ЯЭРЗ в связи с этим  можно порекомендовать автоматизацию учета при помощи компьютерных программ. Использование электронных версий форм первичных документов по учету выпуска и продажи продукции значительно облегчит и ускорит учетную работу за счет имеющихся сервисных функций:

  • постоянные реквизиты форм (название организации, ее реквизиты, должность и расшифровка подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и др.) вводятся один раз и впоследствии автоматически помещаются в заполняемые формы;
  • итоговые данные в документах просчитываются и проставляются автоматически;
  • информация, введенная один раз, автоматически переносится в те части этого документа, где она используется, а также в связанные с ним документы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Анализ расчетов  с покупателями  и заказчиками  на предприятии  ЯЭРЗ 

3.1 Анализ выполнения  договорных обязательств  по поставкам продукции  и выполнению работ 

         Анализ расчетов с покупателями  и заказчиками на предприятии  ЯЭРЗ необходимо начать с изучения  состава покупателей  и заказчиков. Для этого рассмотрим объем  отгрузки продукции и оказанных  услуг по различным покупателям  и заказчикам (таблица 3.1)

Таблица 3.1

Перечень  покупателей и заказчиков ЯЭРЗ в 2002 году

 
Наименование  организации
Стоимость  оказанных  услуг и отгруженной продукции, тыс. руб.  
 
Структура, %
Октябрьская ЖД
27549 22.4
Московская  ЖД 67396 54.8
Северо–Кавказская ЖД 3936 3.2
Южно-Уральская  ЖД 3444 2.8
Экси-Трейд 7625 6.2
Челябинский ЭРЗ 5657 4.6
Медиа-Люкс 2337 1.9
Яртранстехмонтаж 1968 1.6
Прочие 3073 2.5
Итого 122985 100
В т.ч.: юридические лица

           физические лица

122904

81

99.9

0.1

 

         Как видно из таблицы 3.1, изучаемое предприятие, несмотря на значительные объемы продаж, имеет относительно небольшое число покупателей и заказчиков. Это связано со спецификой деятельности данного предприятия (основным видом деятельности является ремонт электровозов). Наиболее крупными покупателями продукции ЯЭРЗ в 2002 году была Московская железная дорога (54.8 % всей отгруженной продукции) и  Октябрьская железная дорога (22.4 %). Подавляющая часть покупателей и заказчиков продукции ЯЭРЗ – юридические лица (99.9 %).  Физическим лицам в 2002 году было продано продукции на сумму 81 тыс. руб.,  что составило всего 0.1 %  объема продаж.

         Далее в работе необходимо  проанализировать, какие формы расчетов  применяются на ЯЭРЗ для расчетов  с покупателями и заказчиками  (таблица 3.2)

Таблица 3.2

Формы расчетов с покупателями и заказчиками  ЯЭРЗ в 2002 году

Способы погашения обязательств покупателями и заказчиками Сумма сделки, тыс. руб. Структура, %
Расчеты наличными денежными средствами 6428 5.3
Расчеты платежными поручениями 111961 92.1
Вексельные  операции 2552 2.1
Товарообменные  операции 367 0.3
Зачет взаимных требований 246 0.2
Итого погашено обязательств 121554 100
В т.ч. денежными способами

           неденежными способами

118389

3165

97.4

2.6

         Для наглядности структуру оплаченных покупателями и заказчиками сумм  можно отразить в виде диаграммы на рис.3.1.

          По данным таблицы 3.2 и рис. 3.1.  можно сделать вывод, что  основную часть обязательств (97.4 %) в 2002 году покупатели и заказчики  оплачивали денежными способами.  Подавляющая часть расчетов – 92.1 % -  была осуществлена перечислением сумм оплаты за продукцию на расчетный счет ЯЭРЗ  платежными поручениями. Необходимо отметить, что на изучаемом предприятии довольно высок уровень расчетов наличными денежными средствами – 5.3 % , или 6428 тыс. руб., что было связано с трудностями финансового положения некоторых предприятий – заказчиков.  Кроме того, расчеты  с покупателями – физическими лицами проводились только за наличный расчет.  В 2002 году для расчетов с покупателями и заказчиками использовались также вексельные и товарообменные операции, осуществлялся зачет взаимных требований.

       

Рис. 3.1. Структура расчетов ЯЭРЗ с покупателями и заказчиками в 2002 году 

          Далее необходимо проанализировать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для изучаемого предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

           В процессе анализа необходимо  определить выполнение плана  поставок за месяц и нарастающим  итогом в целом по ЯЭРЗ, в  разрезе отдельных покупателей и заказчиков, выяснить причины недовыполнения плана и дать оценку деятельности по выполнению договорных обязательств. Проанализируем выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции основному наиболее крупному покупателю – Московской железной дороге.

         Таблица 3.3

Анализ  выполнения ЯЭРЗ договорных обязательств по отгрузке продукции  и оказанию услуг Московской железной дороге за 2002 год

тыс. руб.

Продукция План поставки продукции и выполнения работ  по договору Фактитчески отгружено продукции и выполнено работ Недопоставка  продукции Зачетный объем  в пределах плана
Ремонт  электровозов 9783 8612 1171 8612
Ремонт  комплектов  электрических машин 12635 14392   12635
Ремонт  тяговых двигателей 148 132 16 132
Ремонт  колесных пар 36 29 7 29
Литье чугунное 32 32   32
Запасные  части ЭПС 521 612   521
Вагонозамедлители КВ-3-72 42152 43587   42152
Итого 65307 67396 1194 64113

Приложение 1.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 107.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 3.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 5.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Приложение 6.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 7.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 8.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 9.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

74.jpg

— 262.89 Кб (Скачать)

43472014.jpg

— 304.74 Кб (Скачать)

476492501.jpg

— 573.54 Кб (Скачать)

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии