Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

•изучить правовые основы расчетов предприятий со своими покупателями и заказчиками;
•рассмотреть нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
•определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
•рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;

Содержание

1.Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками
1.Правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками
2.Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками


2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЯЭРЗ
2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.2 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

2.3 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности


3.Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ЯЭРЗ
1.Анализ выполнения договорных обязательств и ритмичности продаж ЯЭРЗ
2.Анализ структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков
3.Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков


Заключение


Список использованной литературы


Приложения

Работа содержит 13 файлов

диплом.doc

— 800.50 Кб (Скачать)
 

         Из приведенных в таблице 3.11 данных видно, что бухгалтерской  и финансовой службе изучаемого предприятия необходимо  обратить внимание на задолженность покупателей и заказчиков, превышающую договорные сроки погашения. В данном случае она составила 558 тыс. руб.

         Особую актуальность проблема  неплатежей  приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег.  Имеется ряд методик, позволяющих подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов покупателями и заказчиками, например, от просроченной задолженности вычесть сумму, скорректированную на индекс инфляции на этот срок.  Можно подсчитать косвенные убытки от неплатежей и более простым способом. Например, в августе 2002 года ЯЭРЗ продало Московской железной дороге тяговый двигатель стоимостью  142300 руб. По состоянию на 1 января 2003 года цена такого двигателя возросла до 148300 руб.  В момент получения платежа от Московской железной дороги косвенные потери ЯЭРЗ составят 6000 руб. (148300 руб. – 142300 руб.).     Если учесть альтернативные варианты  использования данной суммы, например, при вложении ее в ценные бумаги, то потери будут значительно большими.

         Важное значение имеет не только  величина, но и качество дебиторской  задолженности. Поэтому далее  в работе необходимо изучить  качество и ликвидность задолженности  покупателей и заказчиков ЯЭРЗ. 
 

    1. Анализ  качества и ликвидности  задолженности покупателей  и заказчиков ЯЭРЗ
 
 

           Качество задолженности покупателей  и заказчиков  характеризуется  рядом показателей. Одним из  показателей, используемых для  этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пдз),  или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от клиентов: 

Средние остатки задолженности  по счетам дебиторов *Дни  периода

Пдз= -----------------------------------------------------------------------------------------------

Сумма оплаченной задолженности 

         Для оценки эффективности управления  задолженностью покупателей и  заказчиков на изучаемом предприятии  в пределах 2002 года  время ее  инкассации следует определить за каждый месяц (таблица 3.12) и  для наглядности представить на графике (рис. 3.1):

Таблица 3.12

Расчет  периода оборачиваемости задолженности  покупателей и заказчиков ЯЭРЗ в 2002 году по месяцам

Месяц Средние остатки  задолженности покупателей и заказчиков, тыс. руб. Дни пери-ода Сумма оплаченной задолженности, тыс. руб. Период оборачиваемости  задолженности
Январь (785+656)/2=720.5 31 10136 2.2
Февраль (656+713)/2=684.5 28 9420 2.0
Март (713+844)/2=778.5 31 10012 2.4
Апрель (844+512)/2=678.0 30 10523 1.9
Май (512+918)/2=715.0 31 9021 2.5
Июнь (918+416)/2=667.0 30 9509 2.1
Июль (416+793)/2=604.5 31 10098 1.9
Август (793+941)/2=867.0 31 11123 2.4
Сентябрь (941+1089)/2=1015.0 30 8752 3.5
Октябрь (1089+1750)/2=1419.5 31 11643 3.8
Ноябрь (1750+1854)/2=1802.0 30 10154 5.3
Декабрь (1854+2216)2=2035.0 31 11163 5.5
 

         Как видно из таблицы и рис. 3.1, на изучаемом предприятии   период оборачиваемости задолженности   покупателей и заказчиков (период  инкассации) увеличился с 2.2 дней в начале года до 5.5 дней в конце года, то есть более чем в два раза. Это является свидетельством снижения ее ликвидности. Однако необходимо отметить, что в абсолютном значении период инкассации задолженности на данном предприятии очень мал, что можно оценить положительно.  Это можно в какой – то степени объяснить  тем, что предприятие часто работает на условиях предоплаты продукции и работ покупателями и заказчиками.  

Рис. 3.1 Инкассация задолженности покупателей  и заказчиков ЯЭРЗ по месяцам в пределах 2002 года 

         Качество задолженности покупателей  и заказчиков  оценивается также  удельным весом  в ней вексельной  формы расчетов, поскольку вексель  выступает высоколиквидным активом,  который может быть реализован  третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса  полученных векселей  в общей сумме задолженности  свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.

         Как видно из таблицы 3.8, на  изучаемом предприятии в структуре  задолженности покупателей и  заказчиков по состоянию на 1 января 2002 года удельный вес  векселей  к получению составил 12.1 %, что  в абсолютном выражении составляет 95 тыс. руб. Положительно можно оценить тот факт, что к концу исследуемого периода увеличилась как сумма задолженности, обеспеченная векселями, - до 359 тыс. руб., или на 264 тыс. руб., так и ее удельный вес в структуре всей задолженности покупателей и заказчиков – на 4 %, и составил при этом 16.2 %.

         По итогам анализа структуры,  динамики и качества задолженности  покупателей и заказчиков ЯЭРЗ  можно порекомендовать следующие  меры по ее оптимизации: 

  1. Своевременно оформлять расчетные документы.
  2. Тщательно отслеживать возврат задолженности, использовать судебных процедур для ее возврата. В случае невозможности взыскать задолженность даже на основании судебного решения предприятие все же получает возможность отнести сумму непогашенной задолженности на уменьшение налогооблагаемой прибыли, что позволит хотя бы уменьшить платежи в бюджет.
  3. Разработать систему предоставления скидок и использования наценок.
  4. Предусматривать в договорах с покупателями и заказчиками изменение цен на продукцию в зависимости от срока оплаты
  5. Ускорить платежи  путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками (путем предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.).
  6. Проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении покупателей
 
 
 
 
 

Заключение 

           Целью данной работы было изучение  методики бухгалтерского учета  и анализа расчетов ЯЭРЗ со  своими покупателями и заказчиками. 

         В первой главе данной работы  были рассмотрены правовые основы  расчетов с покупателями и  заказчиками. Во второй главе рассмотрены особенности аналитического и синтетического  учета расчетов ЯЭРЗ с покупателями и заказчиками, отражение  информации о состоянии расчетов в финансовой отчетности данного предприятия. Третья глава была посвящена изучению выполнения договорных обязательств ЯЭРЗ, анализу структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков, определению ее качества и ликвидности.

          Бухгалтерский учет на предприятии  ЯЭРЗ ведется по журнально  – ордерной форме.  Отпуск готовой продукции покупателям на изучаемом предприятии осуществляется на основании формы N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону". На основании накладных на отпуск готовой продукции бухгалтерия ЯЭРЗ выписывает счета-фактуры, которые регистрируются в Журнале регистрации выставленных счетов – фактур и отражаются Книге продаж. При вывозе продукции автотранспортом на отгрузку продукции составляется  также товарно – транспортная накладная.

      Для учета расчетов с покупателями  и заказчиками в бухгалтерии  составляется Ведомость № 16, что позволяет контролировать оплату каждого расчетного документа, оперативно выявлять  задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию. Однако данный регистр аналитического учета не позволяет анализировать состояние расчетов с каждым покупателем и заказчиком за весь отчетный период. Так как ЯЭРЗ имеет относительно небольшое число покупателей и заказчиков, данному предприятию можно порекомендовать веси учет расчетов с каждым покупателем и заказчиком в отдельной карточке. Кроме того, ЯЭРЗ можно порекомендовать разработать формы учетных регистров для отражения  товарообменных и вексельных операций, взаимозачетов и полученных авансов, что необходимо для финансового анализа.

         Итоговые данные за месяц ведомости  № 16 об отгрузке и реализации  переносятся в регистр синтетического учета – Журнал – ордер № 11, в котором производятся все записи по счету 62. В конце каждого месяца обороты по счету 62  переносятся из журнала – ордера № 11 в Книгу «Журнал – Главная».

      Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками на ЯЭРЗ осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»  без выделения субсчетов для учета расчетов по авансам, товарообменных операций, расчетов с применением векселей, что снижает контрольные функции учета. Изучаемому предприятию можно порекомендовать предусмотреть отдельные субсчета к счету 62 для учета перечисленных хозяйственных операций.

         Основной проблемой бухгалтерского  учета расчетов с покупателями  и заказчиками на изучаемом предприятии можно считать ее большую трудоемкость. ЯЭРЗ в связи с этим  можно порекомендовать автоматизацию учета при помощи компьютерных программ.

         ЯЭРЗ, несмотря на значительные  объемы продаж, имеет относительно  небольшое число покупателей и заказчиков. Это связано со спецификой деятельности данного предприятия. Наиболее крупными покупателями продукции ЯЭРЗ в 2002 году была Московская железная дорога (54.8 % всей отгруженной продукции) и  Октябрьская железная дорога (22.4 %).

          Основную часть обязательств (97.4 %) в 2002 году покупатели и заказчики оплачивали денежными способами.  Подавляющая часть расчетов – 92.1 % -  была осуществлена перечислением сумм оплаты за продукцию на расчетный счет ЯЭРЗ  платежными поручениями. В 2002 году для расчетов с покупателями и заказчиками использовались также вексельные и товарообменные операции, осуществлялся зачет взаимных требований.

          За 2002 год ЯЭРЗ  недопоставило  продукции покупателям и недовыполнило  работ по договорам с заказчиками на сумму 3645 тыс. руб., или на 3 %. Причиной такой несбалансированности продаж продукции и выполнения работ стала несвоевременная поставка необходимых материалов поставщиками. 

         Объем продаж продукции  ЯЭРЗ  в 2002 году по декадам отклоняется от плана в среднем на 0.3 %. Если бы данное предприятие работало более ритмично, то объем продаж увеличился бы на 2388 тыс. руб.

         Причинами неритмичности продаж  продукции  на изучаемом предприятии   в первую очередь является  неритмичность ее производства, а также недостатки в планировании объема продаж по месяцам. В связи с этим  ЯЭРЗ можно порекомендовать правильно формировать портфель заказов на продукцию, анализировать  уровень спроса на свою продукцию  на  различных рынках.

            Задолженность покупателей и заказчиков на начало 2002 года составляет 14.2 % всей дебиторской задолженности, на конец периода ее удельный вес увеличился до 26.1 %. Положительно можно оценить рост задолженности, обеспеченной векселями, в структуре всей дебиторской задолженности с 1.7% на 1 января 2002 года до 4.2 % на 1 января 2003 года. Доля задолженности покупателей в структуре оборотных активов изучаемого  предприятия также увеличилась с 0.58 % на начало года до  1.01 % на конец года.

Приложение 1.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 107.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 3.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 5.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Приложение 6.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 7.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 8.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 9.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

74.jpg

— 262.89 Кб (Скачать)

43472014.jpg

— 304.74 Кб (Скачать)

476492501.jpg

— 573.54 Кб (Скачать)

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии