Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

•изучить правовые основы расчетов предприятий со своими покупателями и заказчиками;
•рассмотреть нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
•определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;
•рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;

Содержание

1.Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками
1.Правовые основы расчетов с покупателями и заказчиками
2.Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками


2.Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ЯЭРЗ
2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.2 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками.

2.3 Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности


3.Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ЯЭРЗ
1.Анализ выполнения договорных обязательств и ритмичности продаж ЯЭРЗ
2.Анализ структуры и динамики задолженности покупателей и заказчиков
3.Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков


Заключение


Список использованной литературы


Приложения

Работа содержит 13 файлов

диплом.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Задачи  анализа расчетов с покупателями и заказчиками:

  • определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению с началом года  или другого анализируемого периода;
  • оценить, оптимально ли   соотношение дебиторской и кредиторской  задолженности, если нет – определить, как добиться его оптимальности, что для этого нужно сделать;
  • определить и оценить  риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;
  • оценить целесообразность  увеличения отпуска продукции, товаров и услуг в кредит;
  • определить пределы  ценовых скидок  для ускорения оплаты выставленных счетов;
  • прогнозировать состояние задолженности покупателей и заказчиков в пределах текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты ее деятельности.

         Источниками информации для   анализа расчетов с покупателями  и заказчиками являются: бизнес  – план предприятия, оперативные  планы – графики; договора  на поставку продукции;  регистры  синтетического и аналитического  учета; бухгалтерская и статистическая отчетность.

          Регистры аналитического учета  включают: накладные на отгрузку  продукции; товарно–транспортные  накладные; счета – фактуры;  журнал регистрации выставленных  счетов – фактур; книга продаж; ведомость № 16 «Отгрузка и  реализация продукции»

         Регистры синтетического учета:  журнал – ордер № 11, книга  «Журнал – главная»

         Бухгалтерская отчетность:

  • Ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»
  • Ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

         Статистическая отчетность:

  • Ф. № 1-п (годовая) «Отчет по продукции»
  • Ф. № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции»

          В зависимости от размера дебиторской  задолженности, количества расчетных  документов и дебиторов анализ  ее уровня можно проводить  как сплошным, так и выборочным методом. При выборочном методе обычно задается критический уровень дебиторской задолженности. Все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном  порядке. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Затем проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. После обобщения результаты анализа распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности. 
 
 
 
 
 

2 Бухгалтерский учет  расчетов с покупателями  и заказчиками  на примере предприятия  ЯЭРЗ 

2.1 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками 

    Бухгалтерский учет на изучаемом предприятии ведется  по журнально – ордерной форме. Учет расчетов с покупателями и заказчиками не автоматизирован. Схема документооборота операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками отражена на рис. 2.1.

    В соответствии с пунктом 208 Методических указаний отпуск готовой продукции  покупателям (заказчикам) на изучаемом  предприятии осуществляется на основании соответствующих первичных учетных документов - накладных. В качестве типовой формы накладной на изучаемом предприятии  используется форма N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" (утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а).

    Основанием  для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, а  в некоторых случаях непосредственно  в цехе,  является распоряжение руководителя ЯЭРЗ, а также договор с покупателем (заказчиком).

    Постановление Госкомстата РФ N 71а обязывает  выписывать накладную в двух экземплярах. Однако для осуществления действенного и эффективного контроля за правильностью  отпуска готовой продукции, а  также для оптимизации графика документооборота (повышения оперативности поступления первичных документов в бухгалтерию ЯЭРЗ), накладная (приложение 1) оформляется в 3 экземплярах. Все 3 экземпляра накладной передаются в бухгалтерию ЯЭРЗ для регистрации в специальном  журнале и подписи их главным бухгалтером. Подписанные накладные возвращаются на склад или в цех, где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика или мастера) как оправдательный документ на отпуск  

    

    

    

      

      
 
 
 
 
 

    

      

      

      

    

    

      
 
 
 
 

    Рис. 2.1. Схема документооборота операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками на ЯЭРЗ 

    готовой продукции, второй служит основанием для  выписки счета-фактуры; третий экземпляр  накладной передается получателю готовой  продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции.

    Бухгалтерская служба ЯЭРЗ систематически осуществляет выверку данных об отпущенной готовой  продукции с данными об их фактическом  вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

    На  основании накладных на отпуск готовой  продукции бухгалтерия ЯЭРЗ  выписывает счета-фактуры (приложение 3) по форме  установленной в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в журнале учета выставлентных счетов – фактур (приложение 3) и в книге продаж (приложение 5) для начисления налога на добавленную стоимость.

    Перечень  реквизитов, обязательных к отражению  в счете-фактуре, установлен статьей 169 НК РФ. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом  от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ в главу 21 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми следующие показатели отражаются только при возможности их указания:

    1) наименование поставляемых (отгруженных)  товаров (описание выполненных  работ, оказанных услуг) и единица  измерения;

    2) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения;

    3) цена (тариф) за единицу измерения  по договору (контракту) без учета  налога, а в случае применения  государственных регулируемых цен  (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога.

    При вывозе продукции автотранспортом  на отгрузку продукции составляется  также товарно–транспортная накладная (приложение 2) в двух экземплярах  – первый остается в бухгалтерии  ЯЭРЗ, второй  передается водителю или экспедитору. К товарно–транспортным накладным прилагаются спецификации (упаковочные ведомости), в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика.

         Для обеспечения контроля за  расчетами с каждым покупателем  по конкретным отгрузкам продукции в бухгалтерии составляется Ведомость № 16 «Отгрузка и реализация продукции» (приложение 6).  Ведомость открывается на месяц, сначала в нее записывают остатки товаров, отгруженных на начало месяца. Затем в нее вписывают счета, выписанные покупателям в отчетном месяце. По мере оплаты счетов покупателями в ведомости делают об этом отметки. В случае возврата продукции покупателем записи об отгрузке в ведомости сторнируются.   

2.2 Синтетический учет  расчетов с покупателями и заказчиками 

    В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками  на изучаемом предприятии ведется  на одноименном счете 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками".  В  Плане счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых к счету 62. При этом закреплено требование об организации аналитического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" по  каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

    покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

    покупателям и заказчикам по не оплаченным в  срок расчетным документам;

    авансам полученным;

    векселям, срок поступления денежных средств  по которым не наступил;

    векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

    векселям, по которым денежные средства не поступили  в срок.

    На  изучаемом предприятии расчеты  с покупателями и заказчиками осуществляются без выделения субсчетов к счету 62. Все особые отметки об операциях осуществляются в ведомости № 16.

    Рассмотрим  порядок отражения расчетов ЯЭРЗ с покупателями и заказчиками  на счетах бухгалтерского учета, с учетом того, что учетной политикой данного предприятия установлено признание выручки по мере отгрузки продукции и выполнения работ.

    3 декабря 2002 года ЯЭРЗ отгрузило  запасные части по договору  с Московской железной дорогой  на сумму 36000 руб., в том числе  НДС 6000 руб. Фактическая себестоимость запчастей составила 22000 руб. По условию договора Московская железная дорога производит оплату после получения запчастей от  ЯЭРЗ. В журнале регистрации хозяйственных операций ЯЭРЗ за декабрь 2002 года (приложение 7) были оформлены  следующие бухгалтерские проводки:

    дебет счета 90, субсчет "Себестоимость  продаж" кредит счета 20 – 22000 руб. - на сумму фактической себестоимости  запчастей для Московской железной дороги;

    дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" –36000 руб. -  на сумму задолженности заказчика за проданные запчасти;

    дебет счета 90, субсчет "НДС" кредит счета 68 – 6000 руб. - на сумму НДС по сумме  стоимости запчастей;

    дебет счета 51 кредит счета 62 – 36000 руб. -  на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет от Московской железной дороги в оплату запасных частей.

    На  ЯЭРЗ иногда  расчеты с покупателями и заказчиками осуществляются  с использованием денежных авансов. Для учета полученных авансов  на изучаемом предприятии предусмотрен субсчет  62-2 «Расчеты по авансам полученным».  Авансовые платежи оформляются платежными поручениями, в которых содержится ссылка на договор.  С полученных сумм авансов ЯЭРЗ  начисляет НДС, который подлежит взносу в бюджет.  По завершении и сдаче заказчику работ, а также при отгрузке  продукции покупателям полученные суммы авансов засчитывают в уменьшение задолженности покупателей и заказчиков. При этом на сумму НДС, ранее начисленную по полученным авансам, делают восстановительную запись.

    Так, 15 декабря 2002 года ЯЭРЗ заключил  договор на поставку продукции с Московской железной дорогой на сумму 300000 руб., в том числе НДС 50000 руб. По условиям договора Московская железная дорога должна перечислить ЯЭРЗ аванс  в сумме 100000 руб., после чего ЯЭРЗ  производит отгрузку товаров. Обе стороны исполнили  все условия договора и завершили расчеты. При этом  перечисленные хозяйственные ситуации были отражены на счетах ЯЭРЗ следующим образом:

    дебет счета 51 "Расчетный счет" кредит субсчета 62-2 «Расчеты по авансам полученным»- 100000 руб. - на сумму полученного аванса под отгрузку продукции;

    дебет субсчета 62,   кредит счета 68 "Расчеты  по налогам и сборам", субсчет "НДС" – 16670 руб. -  на сумму налога на добавленную стоимость по сумме  полученного аванса;

    дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 20 "Основное производство" - 210000 руб.  - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции;

    дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" – 300000 руб. - на сумму задолженности  покупателя за проданные товары;

Приложение 1.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2.doc

— 107.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 3.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 5.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Приложение 6.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 7.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 8.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 9.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

74.jpg

— 262.89 Кб (Скачать)

43472014.jpg

— 304.74 Кб (Скачать)

476492501.jpg

— 573.54 Кб (Скачать)

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии