Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа
В современных условиях перевозки в процессе обращения выполняет в основном транспорт общего пользования - железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированный транспорт - трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с общей магистральной транспортной системой. Эти виды транспорта (вместе с системой складов) являются материальной основой процесса обращения.
Введение……………………………………………………………………….4
1 Анализ перевозок грузов и грузооборота……………………………….5
1.1 Общий анализ объема перевозок и грузооборота…………………….5
1.2 Анализ объема перевозок грузов по клиентам…………………………11
1.3 Анализ объема перевозок по номенклатуре грузов……………………14
2 Анализ использования трудовых ресурсов………………………...........17
2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами……….17
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов…………………………………..18
2.3 Анализ производительности труда………………………………………20
2.4Анализ фонда заработной платы…………………………………………27
3 Анализ себестоимости автомобильных перевозок……………………….31
3.1 Анализ общей суммы затрат……………………………………………..31
3.2 Анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненных работ……………………………………………………………34
3.3Анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы в себестоимости…………………………………………………………39
4 Анализ прибыли и рентабельности перевозок……………………………44
4.1 Анализ прибыли автотранспортной организации……………………..44
4.2 Анализ рентабельности перевозок……………………………………….47
Заключение…………………………………………………………………….51
Список использованных источников………………………………………54
где Р — объем выполненного грузооборота, ткм;
Т1ткм — тариф за 1 ткм, руб.;
S — себестоимость единицы транспортной работы,тыс руб.
П = 48255* (830 – 702) = 6 176 540 (тыс. руб.)
П' = 49359 * (825 –696) = 6 367 311(тыс.руб.)
В последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении всех затрат на переменные и постоянные. Данная методика позволяет установить взаимосвязь между объемом производства, себестоимостью и прибылью. Такой подход называется маржинальным анализом, в основе которого лежит маржинальный доход (формула 4.2).
МД = П + TFC,
где МД — маржинальный доход;
П — прибыль;
TFC — суммарные постоянные издержки.
Тогда прибыль будет равна (формула 4.3):
П = МД – TFC
Величина прибыли от перевозок исчисляется по формуле 4.4:
П = Р * (Т1ткм без н. – AVC) – TFC, (4.4)
где Т1ткм без н. — тариф за 1 ткм без косвенных налогов, руб.
AVC — средние переменные издержки, руб.
Средние переменные издержки рассчитываются по формуле 4.5:
AVC = (0,7 * ЗП + Зпер.) / Р (4.5)
AVC = (0,7 * 7576035,61+ 19580927,39) / 48255= 515,7(руб.)
AVC' = (0,7 * 7662974,43+ 20094762,29) / 49359 = 515,8 (руб.)
Суммарные постоянные издержки определяются по формуле 4.6:
TFC = (S – AVC) * Р (4.6)
TFC = (702 – 515,7) * 48255= 8 989 906 (тыс.руб.)
TFC' = (696 – 515,8) * 49359= 8894491,8 ( тыс.руб.)
Исходные данные для анализа прибыли и рентабельности отражены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 — Исходные данные для анализа прибыли и рентабельности
№ |
Показатель |
План |
Факт |
1 |
Общий грузооборот, тыс. ткм |
48255 |
49359 |
2 |
Тариф за 1 ткм без налогов, руб. |
830 |
825 |
3 |
Себестоимость, руб. |
702 |
696 |
3.1 |
АVС, руб. |
515,7 |
515,8 |
4 |
TFC, руб. |
8 989 906 |
8894491,8 |
На основе данных таблицы 4.1 и используя способ цепной подстановки, проведем анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли.
Ппл = Р * (Т1ткм без н. – AVC) – TFC (4.7)
Ппл = 48255* (830 – 515,7) – 8 989 906 = 6176640,5 (тыс.руб.)
Пусл.1 = Р' * (Т1ткм без н. – AVC) – TFC (4.8)
Пусл.1 = 49359 * (830 – 515,7) – 8 989 906 = 6523627 (тыс.руб.)
Пусл.2 = Р' * (Т'1ткм без н. – AVC) – TFC (4.9)
Пусл.2 = 49359 * (825 – 515,7) – 8 989 906 = 6276832 (тыс.руб.)
Пусл.3 = Р' * (Т'1ткм без н. – AVC') – TFC (4.10)
Пусл.3 = 49359 * (825 – 515,8) – 8 989 906 = 6271896,8 (тыс.руб.)
Пф = Р' * (Т'1ткм без н. – AVC') – TFC' (4.11)
Пф = 49359 * (825 – 515,8) – 8894491,8 = 6 367 311 (тыс.руб.)
В результате анализа выясним, на сколько изменилась прибыль за рассматриваемый период (формула 4.12):
DП = Пф – Ппл (4.12)
DП = 6 367 311 – 6176640,5 = 190670,5 (тыс.руб.)
В том числе:
– за счет увеличения объема выполненной транспортной работы (формула 4.13):
DПР = Пусл.1
– Ппл
DПР = 6523627– 6176640,5 = 346 986,5 (руб.)
– за счет увеличения тарифа за 1 ткм (формула 4.14):
DПТ 1ткм
без н. = Пусл.2 – Пусл.1
DПТ 1 ткм без н. = 6276832 – 6523627 = -246795 (руб.)
– за счет увеличения средних переменных затрат (формула 4.15):
DПAVC = Пусл.3
– Пусл.2
DПAVC = 6271896,8 – 6276832 = – 4935,2 (тыс. руб.)
– за счет увеличения суммарных постоянных затрат (формула 4.16):
DПTFC = Пф
– Пусл.3
DПTFC = 6271896,8 – 6 367 311 = – 95414,2 (тыс.руб.)
В результате проведенных расчетов видно, что прибыль в отчетном периоде по сравнению с планом выросла на 190670,5 тыс. руб. При этом увеличение объема выполненной транспортной работы и снижения тарифа за 1 ткм способствовали повышению прибыли на 346 986,5тыс. руб. и снижению на 246795 руб. соответственно.
Отрицательное влияние на изменение прибыли в отчетном периоде оказали и увеличение средних переменных затрат и суммарных постоянных расходов. В результате, данные факторы привели к снижению прибыли на 4935,2 руб. и на 95414,2 руб. соответственно.
Для успешного функционирования и достижения высоких результатов работы на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. Эти мероприятия могут быть следующего характера:
– увеличение объемов перевозок;
– повышение качества выполнения перевозок за счет автоматизации и механизации производства, экономии всех видов ресурсов, повышения квалификации водителей и прочего персонала, роста производительности труда, наиболее полной загрузки основных фондов;
– снижение себестоимости перевозок за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
– расширение рынка услуг, поиск новых клиентов и др.
При анализе рентабельности продукции (работ, услуг) по международным стандартам руководствуются теми же принципами, что и при анализе прибыли. Расчетную формулу по рентабельности можно представить в следующем виде (формула 4.17):
Проведем анализ рентабельности:
Rусл1=(49359 * (830 – 515,7) –
8 989 906)/(49359*515,7+
Rусл2= (49359 * (825 – 515,7) –
8 989 906)/(49359*515,7+
Rусл3= (49359 * (825 –
515,8) – 8 989 906) /(49359*515,8+8989906)=18,2%
Rф= (49359 * (825 – 515,8) – 8894491,8)/(49359*515,8+
В результате анализа выясним, на сколько изменилась рентабельность за рассматриваемый период (формула 4.23):
DR = Rф – Rпл (4.23)
DR = 18,5– 18,23 = 0,527%
В том числе:
– за счет увеличения объема грузооборота (формула 4.24):
DRР = Rусл.1
– Rпл
DRР = 18,8 – 18,23= 0,57%
– за счет увеличения тарифа за 1 ткм (формула 4.25):
DRТ 1 ткм без н. = Rусл.2 – Rусл.1 (4.25)
DRТ 1 ткм без н. = 15,8 – 18,7= -2,9%
– за счет увеличения средних переменных затрат (формула 4.26):
DRAVC = Rусл.3
– Rусл.2
DRAVC = 18,27 – 15,8 = 2,47%
– за счет увеличения суммарных постоянных затрат (формула 4.27):
DRTFC = Rф
– Rусл.3
DRTFC = 18,5 – 18.2 = 0,3%
Таким образом, в результате проведенных расчетов можно сделать вывод, что рентабельность в отчетном периоде по сравнению с планом выросла на 0,527%. При этом увеличение объема грузооборота и снижение суммарных постоянных затрат способствовали повышению рентабельности на 0,57% и на 0,3% соответственно.
Негативное влияние на изменение рентабельности оказали снижение тарифа за 1 ткм, что факторы привело к снижению рентабельности на 2,9% .
Для увеличения суммы прибыли и размера рентабельности предприятие должно стремиться к повышению объема транспортной работы и снижению суммарных постоянных расходов и средних переменных затрат. Для достижения этого организация должна проводить доукомплектование парка подвижного состава новыми автомобилями большей грузоподъемности; устанавливать оптимальные маршруты движения; повышать уровень механизации погрузочных работ; сокращать затраты времени на вспомогательные работы; осуществлять совершенствование клиентской базы и др.
Следовательно, осуществление данных мероприятия положительно повлияет на дальнейшую работу предприятия.
При проведении маржинального
анализа необходимо выявить взаимосвязь
между объемом выполненных
При использовании аналитического способа безубыточный объем грузооборота (Рб/у) исчисляется по формуле 4.28:
Рб/у = TFC / (T1ткм
без н. – AVC)
Рб/у = 8989906 / (830 – 515,7) = 28602,95 (тыс.ткм)
График взаимосвязи между затратами, доходом и объемом транспортной работы приведен на рисунке 4.1.
доход,тыс. руб
ВР
40721175
TC
34350021
TVC
TFC
8894491.8
Рисунок 4.1 — График взаимосвязи между затратами, доходом и объемом транспортной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ хозяйственной деятельности предприятий любых форм собственности является неотъемлемой частью управленческих решений всех уровней. Анализ изучает все стороны деятельности организации: производство, снабжение, реализацию, финансы в их взаимодействии и взаимообусловленности, работу всех функциональных служб и внутренних подразделений. Он позволяет выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и служит базой для принятия оптимальных управленческих решений и достижения высоких результатов работы.
В данной курсовой работе был произведен анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации.
В первом разделе был осуществлен анализ объема перевозок грузов и грузооборота. Так, в отчетном периоде по сравнению с планом объем перевозок вырос на 15,3% и составил 758199 т. Увеличение грузооборота произошло на 2,3%(49358 тыс.ткм).
Повышение грузооборота связано с повышением коэффикиента выпуска автомобилей на линию(102,99%), коэффициентом использования грузоподъемности ,увеличением среднесписочного количества автомобилей, занимающихся сдельными перевозками, коэффициента использования грузоподъемности, технической скорости движения подвижного состава, коэффициента использования пробега и коэффициента выпуска автомобилей на линию. Так, за счет данных факторов грузооборот вырос на 4,82%, 5,27%, соответственно.
Отрицательное влияние на изменение грузооборота оказали снижение среднесписочного количества автомобилей, средней номинальной грузоподъемности, и повышение времени простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку. В итоге эти факторы привели к уменьшению грузооборота на 1%, 3,4%, и 9% соответственно.
Во втором разделе курсовой работы был проведен анализ обеспеченности автотранспортной организации трудовыми ресурсами и их движения. В процессе анализа было установлено, что численность работников в отчетном периоде увеличилась по сравнению с планом на 4 человека( 1,6%) и равна 255 человека. При этом наибольший удельный вес в общей численности персонала по плану и по факту занимают рабочие (по плану — 85,35%, по факту — 84,45%).
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Результаты расчета показали, что фактическая величина производительности труда по сравнению с планом выросла на 1,45% и равна 219458,47 тыс. руб. При этом увеличение общей суммы доходов положительно повлияло на изменение производительности труда. Так, за счет них она повысилась на 0,53%, в том числе за счет доходов от сдельных перевозок –на 1,43 %, за счет доходов от почасовых перевозок снизилась на 0,89, за счет доходов от прочей деятельности снизилась на 0,01%.
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия