Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:39, курсовая работа
Руководству любой организации всё время нужно принимать решения о цене реализации продукции, товаров или услуг, переменных и постоянных расходах, о покупке и использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Обычно эти решения носят краткосрочный характер: объём выпуска продукции, количество необходимых рабочих и их квалификация, диапазон изменения цены, размер скидок. Но решения долгосрочных периодов (увеличение площади производства, покупка или модернизация оборудования, также принимаются на основе анализа соотношений затрат, объема и прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Экономическая модель безубыточности………………………………....7
Методы определения точки безубыточности……………………….....10
Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия ...………………….………………………………………………..18
Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия............................................................................................21
ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Производные показатели...........................................................................25
Роль определения точки безубыточности в мониторинге издержек.......................................................................................................27
Подходы к принятию решений по ценообразованию.............................30
Планирование безубыточности................................................................37
Библиографический список..............................................................................40
Приложение ....................................................................................................41
Предприятие, прежде чем начать свою деятельность или составляя годовой бюджет, определяет, какую прибыль оно сможет получить. То есть в основном решает две задачи: цены на продукцию и затраты на ее производство. И, конечно, цена в данном случае является не иначе как следствием спроса на произведенный продукт. В рыночных условиях цена на товар не может быть выше или ниже по желанию отдельного производителя, она регулируется спросом и предложением на рынке.
Производитель может влиять на затраты производства, качество и объемы производимой продукции. При этом предприятию необходима серьезная ценовая политика, основанная прежде всего на хорошем знании ответов на вопросы:
• Какова ценность нашего продукта на рынке?
• Какие затраты может позволить себе предприятие при существующих ценах на рынке и желании получить определенный объем прибыли?
•
Какой объем выпуска продукции
обеспечит предприятию
Для решения поставленных вопросов необходима информация, подготавливаемая финансистами на основании проведенных маркетинговых исследований. Принимая решение о цене производимого продукта, предприятию следует использовать одновременно затратный подход к ценообразованию и ценностный подход. Схематично данные подходы можно представить следующим образом:
При затратном подходе к ценообразованию продукт производства определен изначально, уже существует технология его производства, рассчитываются затраты, определяется доля прибыли на единицу продукции, цена продукта и лишь затем начинается продвижение товара на рынки.
При ценностном подходе сначала исследуется цена и возможный объем продаж предполагаемого к производству продукта, а затем рассчитываются затраты и выбирается технология производства продукта.
При разумном сочетании этих двух подходов можно создать оптимальную ценовую политику и возможности для выхода предприятия на желаемый уровень прибыльности.
Можно снижать цены реализации и при этом получать большие прибыли за счет увеличения объемов продаж или получать большие прибыли при снижении объемов и повышении цен. При этом неопровержимым аргументом будет служить знание конъюнктуры рынка.
Если
на себестоимость продукции
Первый, и самый простой случай, заключается в том, что фирма действует на рынке, близком к современно конкурентному. Предположим, что рассматривается средних размеров оптовая фирма. В такой ситуации размер доходов фирмы (торговой надбавки и комиссионных за дополнительные услуги) с достаточно большой точностью определен рыночными условиями. Поэтому, еще при создании такой фирмы в расчете безубыточности необходимо учитывать фиксированную цену на продукцию фирмы. Как следствие, для повышения финансовой устойчивости и более надежных гарантий от убыточной деятельности необходим высокий уровень маржи безопасности. Единственное средство достичь этого - строгий контроль за уровнем издержек.
Для фирмы, которая не может удержать свои издержки в рамках безубыточности, можно рекомендовать два выхода:
Данные меры требуют дополнительных затрат, однако, чаще всего, бывает возможно осуществить требуемые инвестиции из имеющегося основного капитала фирмы, пока убытки от высоких издержек по основной деятельности не сведут капитал фирмы к нулю.
Несколько другая ситуация складывается в том случае, когда фирма имеет возможность сама определять цену (в пределах более широких, чем на рынках с почти совершенной конкуренцией). Если издержки фирмы лежат в пределах среднеотраслевых издержек, то наиболее предпочтительным является ценообразование по методу «издержки плюс». Суть этого метода заключается в том, что цена на продукцию фирмы устанавливается равной издержкам на ее производство плюс некоторый процент надбавки. Вопрос заключается в величине надбавки. С точки зрения безубыточности деятельности фирмы, этот процент есть не что иное, как маржа безопасности в чистом виде. Естественно, что чем выше маржа безопасности, тем более устойчиво финансовое положение фирмы (по крайней мере, в текущий момент). Этот процент должен быть снизу ограничен среднерыночным процентом на капитал фирмы плюс вознаграждение предпринимателю, и в долгосрочном периоде он должен был бы быть им равен. В краткосрочной же перспективе - надбавке на уровне, гарантирующем максимальную доходность от продаж. Следует подчеркнуть, что мы максимизируем доход, так как наличие положительного (по определению) процента надбавки само по себе гарантирует, что максимум дохода совпадает с максимумом прибыли. Эту идеальную картину прибыльного производства могут нарушить (и нарушают) случайные влияния сторонних факторов. Дело в том, что при таком методе калькуляция цены ведется по плановым показателям, следовательно, полученная цена не учитывает внешних факторов, действующих между моментом расчета цены и моментом оплаты. Таковыми факторами могут быть, например, инфляция, неожиданные изменения структуры покупательского спроса и т.д. Рекомендуется продавать такие товары с оговоркой о возможном изменении цены в оговоренных пределах (такой метод продаж необходимо применять в том случае, когда есть основания опасаться влияния вышеперечисленных факторов).
В некоторых ситуациях бывает выгоднее временно снизить цены для стимулирования роста продаж или для продвижения товара на рынок. Сейчас мы рассмотрим соотношение демпинговой ценовой политики и вопросов безубыточности.
Пример. Организация владеет 25% рынка. При снижении цен на 2 руб. доля рынка увеличится до 27%. Рассчитаем исходную точку безубыточности:
Постоянные расходы 200 000 руб.
Переменные расходы на единицу продукции 10 руб.
Цена единицы продукции 14 руб.
Решение:
Маржинальный доход на единицу продукции 4 руб.
Точка
безубыточности
Для измененной цены точка безубыточности:
Доход от продажи единицы продукции 12 руб.
Маржинальный доход на единицу продукции 2 руб.
Точка
безубыточности
Таким образом, количество продукции фирмы, которое необходимо продать для достижения точки безубыточности возросло в 2 раза. Однако, на рынке число продаж увеличилось в
(27% + 25%) / 25% = 2,08 раза
то есть маржа безопасности увеличится в результате планируемого изменения цен на 8%.
Рассмотрим теперь ситуацию с достижением точки безубыточности при снижении цены реализации ниже величины переменных затрат на одно изделие. Единственная ситуация при которой оправдано такое снижение это проникновение товара на новый рынок или же существенное расширение занятой рыночной цели. Пусть ожидаемый эффект от снижения цены реализации до 8 руб. за единицу заключается в увеличении доли рынка до 51% в течение трех ближайших лет, при продажных ценах в течение следующих двух лет в 15 руб. Примем, что сегодняшняя доля продаж составляет в собственном выражении 60 000 единиц (25% от общего рынка). Тогда в течение будущих трех лет общее количество продаж составит 122 400 единиц в год. Рассчитаем прибыли и убытки от такой акции:
1 год
Доход от реализации 122400 изделий по цене 8 руб. за штуку 979 200 руб.
Постоянные издержки 200 000 руб.
Переменные издержки по 122 400 изделиям в размере 10 руб. за штуку 1 224 000 руб.
Прибыль 0 руб.
Убыток 444 800 руб.
2 год
Финансовый результат прошлого года -444 800 руб.
Доход от реализации 122400 изделий по цене 15 руб. за штуку 1 836 000 руб.
Постоянные издержки 200 000 руб.
Переменные издержки 1 224 000 руб.
Прибыль 0 руб.
Убыток 32 800 руб.
3 год
Финансовый результат прошлого года -32 800 руб.
Доход от реализации 122400 изделий по цене 15 руб. за штуку 1 836 000 руб.
Постоянные издержки 200 000 руб.
Переменные издержки 1 224 000 руб.
Прибыль 379 200 руб.
Убыток 0 руб.
Таким образом, в результате данной операции фирма достигает точки безубыточности на третий год существования такой маркетинговой стратегии.
На предприятии должна быть такая информационная база, которая позволит вести гибкую ценовую политику. При компьютеризации управленческого учета точка безубыточности, цена безубыточности автоматически фиксируются после каждой проведенной операции по расходам или доходам предприятия.
Процесс
составления плана
1. Анализ работы предприятия и ситуации на рынке.
Заключается в анализе сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов (SWOT-анализ). Под внутренними факторами, прежде всего, понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются, прежде всего, как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей и т.д.
2.
Прогноз будущих цен на
Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям и анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке.
3. Расчет переменных и постоянных затрат.
4. Расчет точки нулевой прибыли.
Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости изделий и предположительной цены реализации (способы расчета рассмотрены вы выше). Затем определяем величину маржи безопасности. После этого рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.
5. Определение ценовой политики предприятия.
На основе анализа будущего состояния рынка определяем, при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигается необходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному в п. 4 критерию, то повторяем пункт 4, еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в п. 3, обращая внимание на снижение затрат.
6. Принятие окончательного плана.
На основе определенных в п. 5 цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.
8. Контроль безубыточности.
Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов: