Анализ безубыточности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Руководству любой организации всё время нужно принимать решения о цене реализации продукции, товаров или услуг, переменных и постоянных расходах, о покупке и использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Обычно эти решения носят краткосрочный характер: объём выпуска продукции, количество необходимых рабочих и их квалификация, диапазон изменения цены, размер скидок. Но решения долгосрочных периодов (увеличение площади производства, покупка или модернизация оборудования, также принимаются на основе анализа соотношений затрат, объема и прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Экономическая модель безубыточности………………………………....7
Методы определения точки безубыточности……………………….....10
Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия ...………………….………………………………………………..18
Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия............................................................................................21
ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Производные показатели...........................................................................25
Роль определения точки безубыточности в мониторинге издержек.......................................................................................................27
Подходы к принятию решений по ценообразованию.............................30
Планирование безубыточности................................................................37

Библиографический список..............................................................................40

Приложение ....................................................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (БУУбез фамилии).doc

— 523.00 Кб (Скачать)

       Остается  единственный невыясненный вопрос: откуда брать оценки цен и затрат на будущие  периоды. Уже функционирующая компания берет эти значения из собственной статистики затрат и поведения цен с учетом будущих изменений в экономике. Необходимо в частности учитывать сезонные колебания цен, действия конкурентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотехнологичных рынках). Вновь создаваемые фирмы не могут опираться на собственный опыт в силу отсутствия такового, следовательно, для них возможен лишь расчет по аналогии с фирмами уже действующими в этой отрасли. При этом возможно опираться на всевозможную справочную информацию, в том числе получаемую от специализированных фирм. Наиболее сложным является создание фирмы, которая будет действовать на еще не существующем секторе рынка. В таком случае следует ориентироваться на тщательную калькуляцию затрат и маркетинговые исследования рынка. Целесообразно применять в этом случае ценообразование по методу «издержки плюс», т.е. цена получается добавлением к величине издержек фиксированной маржи. При таком ценообразовании сразу же известна величина маржинального дохода и, следовательно, легко определяется точка безубыточности.

 
    1.  Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия

       С помощью предложенных формул можно  провести анализ зависимости между прибылью, объемом реализации и издержками предприятия.

       Предположим, в нашем примере руководство  предприятия поставило цель — уменьшить постоянные расходы на 30 000 руб., прочие условия остаются прежними. Тогда точка безубыточности будет равна:

       170 000 = 50х; 

       х = 3400 ед.

       То  есть в данном случае снижение постоянных расходов предприятия на 15% обеспечит 15% снижения объема продаж в точке безубыточности.

       Следующая цель — снижение переменных издержек на единицу продукции на 15%, прочие условия — прежние.

       200 000 = 90х - 34х;

       200 000 = 56х;

       х = 3571 ед.

       Снижение  переменных издержек на 15% вызовет снижение объема продаж безубыточности только на 10,8%.

       Рассчитаем  влияние изменения цены реализации на точку безубыточности при повышении цены реализации на 15%.

       200 000 = 104х - 40х;

       200 000 = 64х;

       х = 3125ед.

       Для нашего примера повышение цены реализации на 15% обеспечит снижение объема безубыточности на 21,9%.

       На  практике очень сложно изменить тот  или иной показатель в выгодную сторону: производство планируется с максимальной экономией, а фактические затраты бывают несколько выше предполагаемых, цены реализации, как правило, стремятся к снижению по независящим от предприятия обстоятельствам.

       Возможно, изменение всех трех показателей  одновременно, например: постоянные расходы снизятся на 5%, переменные издержки на единицу продукции повысятся на 20%, цена реализации повысится на 9%, при этом точка безубыточности снизится на 7%:

       190 000 = 99х-48х; 

       х = 3725;

       При помощи предложенной формулы

       Пр = ЦхV – СперхV -  Cпост

       можно рассчитать необходимую цену реализации для получения заданной прибыли при заданном объеме реализации.

       Например, необходимо получить 200 000 тыс. руб. прибыли  при реализации 8000 единиц продукции.

       200 000 = Цх8000 - (200 000 + 40х8000);

       Ц = 90 руб. В случае возникновения дополнительных постоянных расходов можно рассчитать дополнительный объем производства, необходимый для их покрытия.

       Предположим, планируется дополнительный объем  постоянных расходов в сумме 10 000 тыс. руб. Выручка на единицу продукции составляет 50 руб., следовательно, необходимо дополнительно реализовать 200 единиц продукции.

       Для анализа зависимости особый интерес  представляет соотношение прибыли и объема реализации, которое является процентным отношением валовой прибыли к доходу от реализации и носит название коэффициента валовой прибыли или коэффициента маржинального дохода.

       Рассчитаем  соотношение прибыли и объема реализации в нашем примере:

       валовая прибыль на единицу продукции у нас равна 50 руб.;

       доход от реализации единицы продукции — 90 руб;

       соотношение - 55,55 %, (50/90).

       Следовательно, если нам известна оценка совокупного  дохода от реализации продукции, например 720 000 тыс. руб., то можно вычислить совокупную валовую прибыль: 720 000 тыс. руб. х 55,55% =  400 000 тыс. руб. Если из совокупной валовой прибыли вычесть сумму постоянных расходов в сумме 200 000 тыс. руб., то получим прибыль предприятия в сумме 200 000 тыс. руб. Таким образом, в совокупном валовом доходе предприятия 720 000 тыс. руб. прибыль составит 200 000 тыс. руб.

       Используя коэффициент валовой прибыли, несложно вычислить точку безубыточности. Предположим, мы располагаем следующими данными (руб.):

       Выручка от продажи   8000

       Переменные  затраты   6000

       Постоянные  затраты   1500

       Прибыль  500

       Объем реализации, шт. 100

       Необходимо  рассчитать точку безубыточности с  помощью коэффициента маржинального дохода.

       Для решения поставленной задачи, прежде всего, находим валовую прибыль: 8000 - 6000 = 2000 (руб.)

       Коэффициент валовой прибыли рассчитывается следующим образом:

       Валовая прибыль/Выручка от продаж;

       (2000/8000)х100% = 25%.

       В этом случае пороговая выручка или  точка безубыточности будет определяться по следующей формуле:

       Постоянные  затраты /Коэффициент валовой прибыли;

       1500/25% = 6000 (руб.).

       Зная  точку безубыточности, можно определить цену реализации в данной точке. Выразим цену реализации через у, тогда

       100у  - 6000= 1500;

       100у  = 7500;

       у = 75 (руб.),

       т.е. цена реализации при известном объеме реализации будет равна полной себестоимости продукции, деленной на объем продаж. Продавая свои изделия по цене 75 руб., мы только оправдаем все свои затраты, но не получим прибыли.

    1. Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия

       С помощью математических подходов можно  анализировать влияние структурных изменений объема реализации выпускаемой продукции на доход от реализации и прибыль предприятия, точку безубыточности.

       Пример. Издательство выпускает два вида книг, при этом деятельность предприятия характеризуется следующими показателями (табл. 1.1).

       Таблица 1.1.

Показатели Книга А Книга Б Итого
Объем производства, ед. 10 000 8 000 18 000
Цена  единицы продукции, руб. 90 60  
Доход от реализации, руб. 900 000 480 000 1 380 000
Переменные  издержки, руб.:

  всего

  на  единицу продукции

 
300 000

30

 
160 000

20

 
460 000
Валовая прибыль, руб. 600 000 320 000 920 000
Постоянные  затраты, руб.     400 000
Прибыль, руб.     520 000

       Чтобы определить порог рентабельности для  нескольких видов продукции, необходимо выразить объем реализации книги А через объем реализации книги Б. В данном примере обозначим объем реализации книги Б за х; тогда объем реализации книги А будет равен 1,5х. Подставим эти значения в уравнение и получим:

       (90х1,5х + 60х) - (30х1,5х + 20х) + 400 000 = 0;

        135х + 60х - 45х – 20х = 400 000;

       130х  = 400 000;

       х= 3076,92 ед., соответственно 1,5х= 4615,38 ед.

       Для преодоления порога рентабельности необходимо реализовать 3077 ед. книги Б и 4616 ед. книги А. То есть точка безубыточности будет соответствовать реализации 7 693 книг. В стоимостном выражении порог рентабельности будет равен 600 000 руб.

       В случае изменения структуры объема реализации будет изменяться доход от реализации (валовая прибыль) и прибыль, а также будет сдвигаться точка безубыточности.

       Предположим, произошли изменения в цене реализации книги Б — она значительно понизилась (табл. 1.2).

       Таблица 1.2.

Показатели Книга А Книга Б Итого
Объем производства, ед. 10 000 8 000 18 000
Цена  единицы продукции, руб. 90 45 ---
Доход от реализации, руб. 900 000 360 000 1 260 000
Переменные  издержки, руб.:

  всего

  на  единицу продукции

 
300 000

30

 
160 000

20

 
460 000
Валовая прибыль, руб. 600 000 200 000 800 000
Постоянные  затраты, руб. --- --- 400 000
Прибыль, руб. --- --- 400 000
 

       В связи с тем что цена реализации книги Б понизилась на 25%, уменьшился доход от реализации, валовая прибыль и прибыль на 120 000 руб. Заметим, что в количественном выражении объем реализации в целом не изменился.

Информация о работе Анализ безубыточности производства