Анализ безубыточности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Руководству любой организации всё время нужно принимать решения о цене реализации продукции, товаров или услуг, переменных и постоянных расходах, о покупке и использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Обычно эти решения носят краткосрочный характер: объём выпуска продукции, количество необходимых рабочих и их квалификация, диапазон изменения цены, размер скидок. Но решения долгосрочных периодов (увеличение площади производства, покупка или модернизация оборудования, также принимаются на основе анализа соотношений затрат, объема и прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Экономическая модель безубыточности………………………………....7
Методы определения точки безубыточности……………………….....10
Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия ...………………….………………………………………………..18
Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия............................................................................................21
ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Производные показатели...........................................................................25
Роль определения точки безубыточности в мониторинге издержек.......................................................................................................27
Подходы к принятию решений по ценообразованию.............................30
Планирование безубыточности................................................................37

Библиографический список..............................................................................40

Приложение ....................................................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (БУУбез фамилии).doc

— 523.00 Кб (Скачать)

       Рассчитаем  точку безубыточности при новых  условиях. Обозначим объем реализации книги Б за х; тогда объем реализации книги А будет равен 2х. Подставим эти значения в уравнение и получим:

       (90х2х + 45х) - (30х2х + 20х) + 400 000 = 0;

       180х  + 45х - 60х - 0х = 400 000;

       145х  = 400 000;

       х = 2758,62 ед., соответственно 2х = 5517,24.

       В этом случае для преодоления порога рентабельности необходимо реализовать 2759 ед. книги Б и 5518 ед. книги А. То есть точка безубыточности будет достигнута в случае реализации 8277 книг. Как видно, она заметно сместилась в сравнении с предыдущим примером.

       В стоимостном выражении порог  рентабельности будет достигнут при получении дохода 620 689,5 руб. (496 551,6 руб. +  124 137,9 руб.). Заметим, что в предыдущем примере он был выражен суммой 600 000 руб.

       Величину  объёма продаж в стоимостном выражении, необходимую для обеспечения нулевой прибыли, можно определить следующим образом:

= Спост   (5)
 
1 - ( Спер1хК1 + Спер2хК2 + СперnхКn )  
Ц1 Ц2 Цn
 
 

       где К – удельный вес продукта в  общем объёме,

       n – вид продукта.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ЗНАЧЕНИЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ  БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ
    1. Производные показатели

    На  основе соотношений, положенных в основу расчета точки безубыточности, может быть исчислен ряд производных показателей, таких как кромка финансовой безопасности, коэффициенты риска убытков, запас прочности сбыта, величина эффекта операционного рычага и др.

    Кромка (граница) финансовой безопасности — это разница между безубыточным объемом реализации и максимальным прогнозируемым объемом продаж. Чем меньше эта величина, тем рискованнее производство и продажа данного товара. Запас финансовой безопасности представляет собой объем товаров в количественном и стоимостном выражениях, который предприятие надеется продать сверх объема, обеспечивающего ему безубыточность.

    Уровень кромки безопасности особенно важно  знать при прогнозах продаж, поскольку они всегда допускают возможность погрешностей. Если погрешность будет выше кромки безопасности, существует вероятность того, что предприятие не только не получит прибыли, на что надеялись при прогнозировании, но и станет убыточным.

    Коэффициент риска убытков позволяет предпринимателю видеть, насколько допустимо сокращение выручки от продаж, прежде чем предприятие начнет нести убытки. Нетрудно заметить, что этот показатель характеризует тот же запас финансовой прочности в абсолютном и относительном выражении только с обратным знаком. Его применяют не для прогнозирования или оценки прогнозов, а для анализа текущего соотношения затрат и выручки. В реальной практике менеджер ориентируется на то, что при возрастании коэффициента риска убытков предприятию необходимо обеспечить улучшающиеся условия предпринимательства.

    Запас прочности в стоимостном  измерении — это разница между фактически полученной выручкой от продаж и значением точки безубыточности в стоимостном выражении. При достаточном запасе прочности прибыль предприятия равна сумме удельного маржинального дохода, полученного от количества единиц продукции, работ, услуг, реализованных сверх критического объема.

    Пр=(Ц - Спер)х(Vm-Vo)                                                                                (6)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

       Любое изменение объема продаж в силу непропорциональности затрат и результатов деятельности вызывает еще большее изменение  прибыли. Это так называемый эффект операционного рычага (производственный леверидж). Его характеризует отношение маржинального дохода к прибыли от реализации:

iоп = Вр - Спер   (7)
Пр  
 
 

    где iоп— индекс эффекта операционного рычага.

    По  величине этого показателя можно  судить, на сколько процентов изменится прибыль при снижении или увеличении выручки на 1%. Чем больше удельный вес постоянных расходов в общей сумме валовых затрат, тем сильнее действие операционного рычага и выше риск. Поэтому при падении объема продаж рекомендуется снижать постоянные расходы, поскольку даже небольшое уменьшение выручки приводит к более значительному относительному сокращению прибыли. Если спрос стабилен, можно допустить увеличение постоянных расходов при сохранении постоянного прироста прибыли.

    Долю  маржинального дохода в выручке  характеризует коэффициент выручки, рассчитываемый по формуле

= Вр - Спер   (8)
Вр  
 
 

    Он  показывает, сколько рублей маржинального  дохода получает предприятие с каждого рубля выручки. Высокий коэффициент выручки характеризует эффективную работу организации, но в то же время свидетельствует о высокой чувствительности ее бизнеса к колебаниям объемов продаж. В условиях нестабильной ситуации на рынке такое предприятие рискует получить убытки.

    1. Роль определения точки безубыточности в мониторинге       издержек

      Основная  задача системы мониторинга заключается  в регулярной оценке состояния предприятия, используя некоторый ограниченный набор финансовых показателей в отношении издержек предприятия. Эти показатели должны наилучшим образом характеризовать состояние предприятия на ограниченном промежутке времени. Мониторинг играет существенную роль в процессе достижения стратегических целей предприятия, что может быть представлено в виде следующей последовательности действий:

  • Определение стратегических целей предприятия.
  • Разработка тактических целей.
  • Выбор показателей контроля эффективности деятельности предприятия.
  • Определение нормативных и допустимых уровней показателей.
  • Оценка и сравнение фактических значений показателей с нормативными и допустимыми уровнями.
  • Принятие управленческих решений и корректирующие воздействия.
  • Контроль эффективности корректирующих воздействий

      Стратегические  цели в различных вариантах формулируются в следующем виде:

  • Проникновение на рынок продукции
  • Захват рынка
  • Увеличение рентабельности продаж
  • Рост объемов продаж
  • Увеличение рыночной стоимости предприятия

      Тактические цели определяют более конкретные задачи повышения эффективности бизнеса:

  • Снижение себестоимости продукции (контроль использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов):
  • Увеличение загрузки оборудования
  • Уменьшение количества работающих (контроль расходов на зарплату)
  • Снижение налоговых платежей (контроль налогооблагаемой базы)
  • Управление переменными и постоянными издержками (контроль изменения прибыли за счет объема продаж)
  • Оптимизация состава оборудования (контроль затрат на содержание и ремонт оборудования)
  • Обоснование рациональной организационной структуры предприятия (контроль затрат на содержание вспомогательных подразделений)
  • Обоснование цен на продукцию (контроль объемов продаж и уровня рентабельности)

      В качестве показателей эффективности бизнеса наиболее информативную функцию могут выполнять следующие индикаторы:

  • Цеховые издержки
  • Общезаводские издержки
  • Административные издержки
  • Реализационные издержки
  • Внепроизводственные расходы
  • Вложенный доход
  • Точка безубыточности
  • Прибыль и рентабельность

      Система мониторинга дает представление о поведении каждого контролируемого показателя и фиксирует их отклонения от допустимых уровней.

      Динамика  показателя зачастую дает возможность  спрогнозировать его выход из области допустимых значений и заблаговременно принять соответствующие управленческие решения, например:

  • снижение расходования материалов и энергоресурсов,
  • увеличение загрузки предприятия,
  • изменение номенклатуры выпускаемой продукции,
  • корректировка цен на продукцию,
  • сокращение расходов на содержание объектов социальной сферы.

      Полномасштабный анализ безубыточности продукции предприятия  является трудоемкой процедурой, требующей подготовки и обработки большого объема исходных данных. Периодичность проведения такого анализа составляет ориентировочно 1-2 раза в год.

      Оперативное управление заводом предполагает ежемесячный (или даже еженедельный) контроль себестоимости  продукции и своевременное принятие решений. С этой целью предлагается внедрить систему мониторинга безубыточности продукции.

      Предполагается, что система мониторинга на основе агрегированных данных, полученных в  рамках полномасштабного анализа безубыточности, позволит оперативно рассчитывать основные показатели безубыточности и планировать потребности в материальных и финансовых ресурсах.

      Входными  параметрами системы мониторинга  являются объемы производства, издержки производства и реализации, а также статистические данные по базовым показателям. Рекомендуется включить в этот набор также нестабильные параметры, такие как рыночные цены на продукцию и потребляемые ресурсы. В этом случае на систему мониторинга возлагается задача сценарного анализа безубыточности. Сценарный анализ позволяет оценить риски получения убытков при внезапном изменении условий производства и реализации продукции.

    1. Подходы к принятию решений  по ценообразованию
 

     Задача  управленческого учета состоит  в том, чтобы представить менеджеру необходимую и исчерпывающую информацию для принятия правильного решения в области ценообразования. Информация должна быть многовариантной и сопоставимой, в ней должны быть продемонстрированы положительные и отрицательные результаты, которые предприятие может получить в случае принятия того или иного решения. На основании всестороннего анализа и обсуждения представленной информации на предприятии разрабатывают политику цен на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Информация о работе Анализ безубыточности производства