Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат

Описание работы

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.

Работа содержит 1 файл

2 курс.docx

— 559.33 Кб (Скачать)
  1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)-
  2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.
  3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. 0сновные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в обще-лагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.
  4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.
  5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).
  6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах).

 
Физическое  воспитание учащихся колледжей  профессионального образования и средних специальных  учебных заведений 
 
Задачи физического воспитания. В процессе физического воспитания учащихся решаются следующие основные задачи: 
 
-формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни; 
 
-обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы; 
 
-всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся; 
 
-совершенствование в избранном виде спорта. 
 
Добиться практического решения поставленных задач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов. 
 
Основные разделы программы физического воспитания. Программа предусматривает проведение занятий с учащимися по следующим трем основным разделам. 
 
1.Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания на уроках физической культуры следующие. 
 
Гимнастика. В нее входит изучение строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, упражнений на гимнастических снарядах. 
 
^ Легкая атлетика. В нее входят разновидности бега, прыжков, метаний. 
 
Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу, ручному мячу (гандболу). В течение всего срока обучения в профессиональном училище учащиеся должны овладеть техникой и тактикой одной из спортивных игр. Выбор спортивной игры зависит от условий, которыми располагает учебное заведение, специализации преподавателя и желания учащихся. Рекомендуется принимать во внимание профессионально-прикладную значимость спортивной игры. 
 
^ Лыжная подготовка предусматривает изучение различных способов передвижения на лыжах и развитие физических качеств. Проводится в виде урока длительностью до 90 мин. 
 
Плавание как обязательный вид физической подготовки учащихся предусматривает изучение различных способов плавания и развитие физических качеств. Отмена занятий по плаванию возможна только при полном отсутствии условий в районе расположения учебного заведения. 
 
^ Единоборства (юноши). В целях повышения уровня военно-прикладной подготовленности юношей предусматривается изучение элементов из различных видов борьбы и других единоборств. 
 
^ Элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки). ° художественной гимнастике осваиваются упражнения без предмета, с предметами, упражнения с элементами акробатики. В ритмическую гимнастику включаются комплексы упражнений (в зависимости от года обучения от 14 до 24 упражнений), которые выполняются в аэробном режиме под музыкальное сопровождение. 
 
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Вводная гимнастика проводится в течение 5-7 мин перед началом работы в мастерских и на производстве. Она стимулирует функциональные возможности организма до уровня, обеспечивающего быстрое вхождение в работу и высокую работоспособность учащихся в течение дня. Комплекс состоит из 6-8 общеразвивающих упражнений. 
 
^ Физкультурная пауза проводится в течение 3-5 мин в учебных мастерских и на производстве в середине учебного или рабочего дня, а также после утомительной работы, длительных неподвижных или ограниченно подвижных поз, вызывающих чрезмерное напряжение отдельных групп мышц и психических процессов. Она предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность учащихся. Комплекс состоит из 5-7 упражнений. 
 
^ Физические упражнения на длинных (подвижных) переменах. Применяются комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера и др. 
 
3. Физическая культура во внеучебное время.                                                                                                                                                                  Утренняя зарядка   проводится в течение 20-30 мин. 
 
^ Занятия в группах (секциях) общей физической подготовки. Основными задачами занятий являются рациональное использование свободного времени, укрепление здоровья и профилактика заболеваний, разностороннее физическое развитие, улучшение двигательной функции и повышение общей работоспособности. В процессе тренировочных занятий используются гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, бег на лыжах, спортивные игры, плавание, занятия на тренажерах и др. 
 
^ Занятия в спортивных и туристских секциях. В спортивных секциях учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и требований в избранном виде спорта и к участию в спортивных соревнованиях как внутри учебного заведения, так и в проводимых вышестоящими спортивными организациями. 
 
В секции туризма проводятся практические занятия с учащимися по обучению приемам туристской техники и тактики, а также туристские соревнования, зачетные и тренировочные походы-занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю по 1,5 ч. Самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий учащиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов. Содержание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом физической подготовленности конкретного учащегося, а их эффективность проверяется преподавателем на уроках физической куль 
 

 
 Структура  урока и характеристика его  частей. Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока. 
 
1. ^ Подготовительная часть урока. Основная ее цель - подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи: 
 
- обеспечение первоначальной организации занимающихся и психического настроя на занятие; 
 
- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся; 
 
- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений); 
 
- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений). 
 
В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки. 
 
Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. 
 
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др. 
 
2. ^ Основная часть урока. Цель основной части - решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. 
 
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке. 
 
Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25-30 мин. 
 
3. ^ Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач: 
 
- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление самомассаж); 
 
-регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание); 
 
- сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест». 
 
Длительность заключительной части урока 3-5 мин. 
 

 

 

65.Гигиеническое воспитание учеников, содержание, формы и методы. 
 
 
Гигиеническое воспитание школьников дополняется организацией лекций и бесед преподавателей и медицинских работников для одного или нескольких классов, пионерских сборов на темы, касающиеся охраны здоровья, занятии в различных санитарных кружках, викторин, вечеров вопросов и ответов, трансляций бесед через школьные радиоузлы.                                                                                                                                  Гигиеническому воспитанию школьников помогают оборудование в школе уголка здоровья, содержащего печатные и специально нарисованные плакаты, диапозитивы по вопросам гигиены школы и школьника, демонстрация в сочетании с лекциями санитарно-просветительных кинофильмов, проведение слетов санитарного актива школьников, дней здоровья, праздников чистоты и других подобных мероприятий.

формы гигиенического воспитания, в число которых входят теоретические занятия, обучение и привитие гигиенических навыков, только тогда будут эффективны, когда они станут систематическими и убедительными. Воспитательное воздействие имеет также образцовое санитарное содержание и оборудование самих учебных заведений, общежитий, спортивных залов и вспомогательных помещений (душевые, умывальни, раздевалки, туалеты и др.). 
Преподаватели физического воспитания вместе с врачом и медицинской сестрой на специальных уроках и занятиях осуществляют теоретическую подготовку и одновременно обучают процедурам личной гигиены . Эти практические занятия требуют соответствующей подготовки гигиенических процедур, оборудования и личных предметов. Особое значение имеют первые занятия с обязательной подготовкой к ним учащихся. В дальнейшем, после цикла специальных занятий, важно организовать систематические самостоятельные занятия учащихся. 
Одним из важных разделов гигиенического воспитания являются средства наглядной агитации, для чего в бытовых, общественных и учебно-производственных помещениях должны вывешиваться красочные плакаты и стенды. 
Необходимо шире привлекать учащихся к работе санитарного актива, выпуску санитарных бюллетеней, проведению бесед, используя научно-популярные фильмы, каталог которых в системе санитарного просвещения обширен. 
В составлении плана гигиенического воспитания и его реализации должны принимать участие и преподаватели, и медицинские работники, и общественные организации, и сами учащиеся.

В методических требованиях  к гигиеническому обучению младших школьников указывалось необходимость конкретности, образности преподавания, максимального использования чувственного восприятия, средств наглядности. Поэтому в гигиеническом обучении наряду со средствами изобразительной наглядности (таблицы, картинки, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, макеты, модели, муляжи и т.д.) особое значение приобретают разнообразные средства и приемы непосредственной, предметной наглядности (демонстрация различных предметов, явлений, процессов в природе, показ приемов выполнения гигиенических требований, оказания первой помощи, демонстрация опытов физиологического и гигиенического характера, экскурсии и др.).

Популяризация гигиенических знаний среди школьников предусматривала  следующие разновидности внеклассной  и внешкольной работы: в старших  классах проводились КВН: по вопросам здоровья, гигиены, культуры поведения, младшие классы проводили собрание «В здоровом теле – здоровый дух». Старшеклассники  готовили вечера здоровья («У человека все должно быть прекрасно»), куда приглашали гостей из других школ, учеников начальной  школы. В гигиеническом воспитании младших школьников широко использовались театрализованные формы работы: декламация стихов и других произведений (или  отрывков) на темы здравоохранения, проведение инсценировок, постановка небольших  пьес, кукольных представлений.

 

Позитивные последствия санитарно-просветительной  работы освещались через школьные радиоузлы. Также в свои газеты дети писали стихи, выпускали фотографии, рисунки  на санитарно-гигиенические темы.

66. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Основная задача полового воспитания заключается в том, чтобы привить  детям общественно полезные установки  в области взаимоотношений полов. Главными вопросами целенаправленного полового воспитания в школе следует считать организацию полового просвещения с акцентом на существующие правовые нормы сексуального поведения человека в обществе; воспитание сдержанности в проявлении половых чувств, способности подчинять их разумному нравственному началу; разработку и организацию мероприятий по предупреждению ранней сексуальности и преждевременного пробуждения половой чувственности; подготовку выпускников школы к семейной жизни.

Основными принципами правильной организации  полового воспитания является строгая  дифференциация в возрастно-половом  аспекте, с учетом социальной и нравственно-моральной  зрелости обучаемых школьников.

Учащиеся младших  классов должны осознавать свою половую принадлежность. У мальчиков нужно формировать мужские черты личности: мужественность, уважительное и чуткое отношение к маме, учительнице и сверстницам; у девочек – женственность, аккуратность, уважительное отношение к маме, папе, учительнице, учителю, сверстникам и сверстницам.

Детей надо учить правилам поведения  в транспорте, в общественных местах. У них необходимо воспитывать  стремление к дружбе, к оказанию посильной помощи дома по хозяйству  и в школе друг другу. Учащиеся должны осознать необходимость дружбы и откровенности с родителями, понять значение дружной семьи, в  которой родители заботятся друг о друге и о детях.

Девочкам, начиная с 9 лет, надо рассказать об изменениях, происходящих в организме под влиянием половых гормонов (рост  тела, появление вторичных половых признаков: развитие молочных желез, оволосение лобка и подмышечных впадин, появление менструаций). Их надо убедить в необходимости обращаться за разъяснением к близким взрослым или медицинским работникам при возникновении каких-либо вопросов, связанных с половым созреванием.

Младшие школьники должны понимать различие полов в растительном и  животном мире, понимать как происходит размножение растений и животных, иметь общие сведения о строении организма мальчиков и девочек, о беременности женщины, понимать необходимость бережного отношения к женщине, ожидающей ребенка.

Учащихся младших классов необходимо обучать навыкам специфической  гигиены: правилам подмывания половых  органов и заднего прохода, регулярной смене трусов. Им необходимо объяснить  значение свободного покроя белья и  одежды для правильного развития половых органов.

В IV-VII классах продолжается воспитание нравственности. Мальчики должны усвоить, что бережное отношение к женщине – закон для мужчины. Девочек необходимо обучать правилам поведения в присутствии мальчика. Учащимся надо постоянно напоминать о недопустимости насмешек над физическими недостатками людей.

Мальчикам надо рассказать о некоторых анатомо-физиологических особенностях мужского организма, о процессе полового созревания (оволосение подмышечных впадин и лобка, появление поллюций, возможные изменения кожи, мутация голоса).  У них надо воспитать потребность тщательного ухода за кожей тела, лица, содержания в чистоте половых органов и заднего прохода, ухода за волосами, смены белья.

Девочкам надо рассказать об изменениях в организме в связи с началом полового созревания (оволосение, некоторые изменения в функции кожи, болезни кожи – угри, увеличение грудных желез, менструация и становление менструального цикла, развитие костей таза, формирование женского типа телосложения), о физической и духовной зрелости. Им необходимо объяснить значение специфической гигиены (ежедневного туалета половых органов, смены трусов, тщательного ухода за кожей) для здоровья, важность своевременного обращения к врачу или близким взрослым в случае зуда в области половых органов (промежности), опасность нерегулярного опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

У старшеклассников необходимо сформировать понятие о гармоническом развитии личности, о нравственности и этике. С ними надо беседовать о моральных  и социальных аспектах пола, о дружбе и любви в искусстве и литературе, о дружбе и любви девушки и  юноши, женщины и мужчины.

Старшеклассникам  нужно дать понятие об инстинктах, о связи инстинкта и разума, о положительных и отрицательных эмоциях. Им следует разъяснять, что такое скромность и развязность, душевная чистота и целомудрие, мужское достоинство и благородство, девичья гордость.

У школьников необходимо воспитывать  критическое отношение к своим  и чужим поступкам, товарищеские взаимоотношения девушек и юношей, основанные на уважение личности, бережном отношении друг к другу: развивать  самообладание, предупреждающее неправильные поступки. Им надо дать понятие о  биологическом и социальном созревании, о симпатии, увлечении, влюбленности и любви, о дисциплине чувств, о  счастье, о том, что основа семьи  – единство интересов и жизненной  цели, о роли семьи в обществе и государстве.

Информация о работе Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку