Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат

Описание работы

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.

Работа содержит 1 файл

2 курс.docx

— 559.33 Кб (Скачать)

Вывод:

1. Освещенность  в классе в основном соответствует  санитарно-гигиеническим нормам.

2. По мере перегорания  ламп их заменяют на новые. Но иногда необходимо более оперативно заменять перегоревшие лампы.

3. Заключение.

Совокупный анализ изученных параметров среды классной комнаты свидетельствует о том, что в основном они соответствуют  гигиеническим нормам. Ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные нами при выполнении данной работы: регулярно проветривать класс, делать влажную уборку. Администрации  школы необходимо приобретать мебель различной маркировки для того, чтобы  каждый ученик мог подобрать себе стол и стул по росту. Необходимо также  предусмотреть своевременную замену перегоревших ламп. При этих условиях факторы среды не будут оказывать  неблагоприятного воздействия на здоровье учеников. Данная экологическая среда  позволит «обитать» в ней безопасно.

Примененные нами методики оценки факторов среды класса могут применяться в других классах  и в других школах.

Наше исследование ограничилось изучением только факторов, влияющих на здоровье учеников. В дальнейшем интересно проследить влияние взаимодействия учащихся между собой, с учителями  на самочувствие школьника.

 

50.Гигиена воздуха 
 
Среди факторов внешней среды, оказывающих постоянное и непосредственное воздействие на организм человека, воздух играет наиболее важную роль. 
 
Воздушная среда является источником газообразных веществ, необходимых для жизни человека (О2, N2); она обеспечивает механизмы теплообмена, человека с внешней средой и функции организма, ориентирующие его в пространстве (зрение, слух, обоняние); способствует обезвреживанию газообразных продуктов обмена веществ живых организмов и отходов производства; 
 
а) физические свойства воздуха 
 
Основными показателями, определяющими физические свойства воздуха, являются: температура, влажность, движение, атмосферное давление, солнечная радиация. 
 
Температура атмосферного воздуха измеряется в зависимости от климатической зоны, сезона, времени суток и оказывает большое влияние на тепловой обмен человека с окружающей средой. 
 
Влажность воздуха обусловлена содержанием в нём водяных паров. Как и температура, влажность воздуха изменяется в зависимости от климатической зоны, сезона, близости моря. Для характеристики влажности наиболее часто применяют понятие – относительная влажность (отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженная в процентах). 
 
Движение воздуха является следствием неравномерного нагревания земляной поверхности воздуха, а его движение в горизонтальном направлении вызывает ветер. Скорость движения измеряется в м/сек. 
 
Так как атмосфера, окружающая землю имеет определённую массу (1м3 сухого воздуха при стандартных условиях весит 1294г), то существует понятие – атмосферное давление. 
 
Солнечная радиация характеризуется действием солнечных лучей на организм человека всеми частями своего спектра. Известно, что солнечный спектр подразделяется на три части: ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную. Наибольшее влияние на ткани оказывает ультрафиолетовое излучение, длина волны которого составляет 10-400нм. Под влиянием ультрафиолетового излучения в липоидах кожи происходит превращение эргостерина и холестерина соответственно в эргокальциферол (витамин Д2) и холекальциферол (витамин Д3), которые обуславливают антирахитическое действие излучения (при этом уплотняется эпидермис кожи и образуется пигмент, меланин – кожа приобретает коричневый оттенок-загар). Ультрафиолетовое излучение солнца обладает также бактерицидным действием. Причём наибольший бактерицидный эффект достигается при длине волны 293 нм. 
 
Видимое излучение солнца (400-760нм) воспринимается человеком в основном через зрительный анализатор. Причём, лучи, расположенные ближе к красной части спектра действуют возбуждающе, жёлтые и зелёные – успокаивающе, синие и фиолетовые – угнетающе. 
 
Невидимое инфракрасное излучение и при длительном воздействии на организм человека вызывает ожоги и общее перегревание.  
 
Солнечный свет активизирует действие ферментов, влияет на различные виды обмена веществ в организме. 
 
Таким образом, солнечный свет представляет собой мощный профилактический и лечебный фактор, способствует оздоровлению окружающей среды, губительно действующий на микроорганизмы. Действуя на организм через зрительный анализатор, солнечный свет оказывает своё влияние на физиологические процессы, изменяя обмен веществ, общий тонус, ритм сна и т.д. 
 
Из рассмотренных основных физических свойств воздуха следует отметить, что колебания атмосферного давления за сутки незначительны и существенно не отражаются на здоровье человека (в комплексе с изменением других метеорологических факторов могут оказывать действие только на метеочувствительных людей). 
 
В то же время физические свойства воздуха – температура, влажность и движение воздуха определяют метеорологические условия среды и оказывают комплексное влияние на организм человека. Эти параметры воздуха имеют существенное значение для теплообмена организма человека. Известно, что в организме человека постоянно происходит два взаимосвязанных процесса теплопродукция и теплоотдача. 
 
Теплопродукция происходит за счёт окисления пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и освобождении тепла при мышечных сокращениях. 
 
Теплоотдача организма может происходить тремя путями: конвекцией (за счёт разности температур тела и воздуха, излучением или радиацией, за счёт разности температур тела и предметов) и испарением (с поверхности кожи через лёгкие и дыхательные пути). 
 
Процессы теплопродукции и теплоотдачи происходят при различных параметрах воздуха. 
 
Наиболее благоприятным для человека следующее сочетание метеорологических факторов: температура - 18-20ºС, относительная влажность - 40-60%, при движении воздуха в помещении – 0,3 м/сек, на открытой поверхности – 3- 5 м/сек. Такие параметры окружающего воздуха определяют зону комфорта для человека. При таких метеорологических условиях теплоотдача человека составляет: за счёт конвекции – около 30%, излучения – 45%, испарения – 25%. 
 
Отклонение значений температуры от комфортной приводит к изменению процентного соотношения между различными видами теплоотдачи человека . Так при повышении температуры воздуха до +25°С и выше адаптационные реакции организма приводят к некоторому снижению теплопродукции и усилению теплоотдачи испарением. При низких температурах воздуха повышаются теплопотери, вызванные излучением и конвекцией. При этом понижается температура кожи, снижается сократительная способность мышц, особенно рук. 
 
Если изменение параметров температуры воздуха происходит в комплексе с другими метереологическими факторами, то нарушение механизма терморегуляции организма происходит ещё быстрее. 
 
Например, при нормальной относительной влажности воздуха (40%) нарушение терморегуляции организма наступает только при температуре +40ºС, а при относительной влажности воздуха 80-90% нарушение терморегуляции организма наступает при температуре +31-32ºС. 
 
Особенностью производственного процесса предприятий общественного питания является то, что на работников предприятия возможно действие как низких, так и высоких температур воздуха при различной относительной влажности. 
 
Повышенная температура воздуха, особенно с повышенной влажностью (горячий, кулинарный цех; отделение выпечки кондитерских изделий и др.) усиливает теплоотдачу организация работников за счёт испарения. При этом потери влаги организмом в жаркое время года могут быть до 10 л в сутки. При этом вместе с потом из организма удаляются соли, водорастворимые витамины группы В и С. Всё это приводит к обезвоживанию тканей, сгущению крови, угнетению желудочной секреции, усиливаются процессы торможения в центральной нервной системе, угнетается внимание, нарушается координация движений и как следствие это приводит к увеличению производственного травматизма. 
 
Низкие температуры воздуха (особенно в сочетании с высокой влажностью и подвижностью) могут привести к заболеваниям, связанным с переохлаждением тела работающих. Вышеизложенное свидетельствует о том, что в предприятиях общественного питания необходимо поддерживать определённые параметры физических свойств воздуха. Это осуществляется с помощью устройств отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и др. 
 
б) химический состав воздуха 
 
По химическому составу атмосферный воздух представляет собой смесь газов в определенных соотношениях. К постоянным компонентам воздуха относятся: кислород – О2 (20,03%), азот - N2 (78,08%), углекислый газ – СО2 (0,03 –0,04%), инертные газы – аргон, неон, гелий, ксенон и др. (0,94% - не имеют физиологического значения). 
 
В состоянии покоя взрослый человек в сутки вдыхает примерно 13 –14 м³ воздуха, а при физических нагрузках (и особенно интенсивных) эта величина значительно больше. Поэтому надлежащий химический состав воздуха имеет большое физиологическое значение для жизнедеятельности человека. 
 
Ниже приводится основное значение химических элементов воздуха для жизнедеятельности человека. 
 
Кислород - О2 самая важная составная часть воздуха для жизни человека. Он необходим, прежде всего, для окислительных процессов, происходящих в организме человека. При дыхании часть кислорода воздуха в организме человека поглощается и поэтому в выдыхаемом воздухе процентное содержание его ниже (15 –16% ), чем в атмосферном (вдыхаемом). Поэтому снижение содержания кислорода в атмосферном воздухе до 13 –15% может привести к нарушению физиологических функций организма, а при содержании кислорода 7-8% жизнь невозможна.  
 
Двуокись углерода (углекислота) - СО2 образуется в процессе дыхания людей, животных горения топлива, окисления многих органических веществ. В процессе дыхания человека содержание СО2 в выдыхаемом воздухе в состоянии покоя составляет в среднем 3% , а при физических нагрузках эта величина может возрастать до 5% и более. Снижение содержания СО2 в атмосферном воздухе не вызывает опасности для организма человека, так как уровень содержания ее в крови поддерживается регуляторными механизмами организма человека. В то же время повышение содержания СО2 в атмосферном воздухе вызывает нарушение деятельности организма. При 3-х процентной концентрации СО2 в атмосферном воздухе у человека ускоряется и углубляется дыхание, учащается сердцебиение, а при 8-ми процентной концентрации СО2 в атмосферном воздухе наступает тяжелое отравление и смерть. Кроме того, гигиеническое значение углекислого газа заключается и в том, что по его содержанию в окружающем воздухе судят о чистоте (загрязнении) этого воздуха. В плохо вентилируемых помещениях концентрация углекислого газа может превышать 0,1% и более и воздух при этом приобретает неприятный запах, может вызвать нарушение функционального состояния организма. 
 
Азот - N2 является основной составной частью атмосферного воздуха. В организме человека он находится в растворенном состоянии в крови, в тканевой жидкости, но в физиологических реакциях организма человека участия не принимает. 
 
Инертные газы, как было указано ранее, физиологического значения не имеют и также как и азот служат лишь для разбавления кислорода воздуха.                                                                                                                                                                               в) загрязнение воздуха вредными примесями, влияющими на организм и условия труда работников предприятия общественного питания 
 
Повышенное содержание в атмосфере воздуха газообразных примесей и взвешенных частиц в результате хозяйственной деятельности человека оказывает на его организм и на природу в целом неблагоприятное воздействие. По данным комитета экспертов ВОЗ наиболее распространенными химическими загрязнениями атмосферы промышленных городов являются окислы серы, азота и окись углерода. Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывают также углеводороды, содержащиеся в продуктах неполного сгорания топлива, которые к тому же обладают канцерогенными свойствами. 
 
Для контроля и оздоровления атмосферного воздуха устанавливаются стандарты, регламентирующие химический состав воздуха. С этой целью введен показатель – предельно-допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ. На газообразные примеси воздуха различают среднесуточную, максимально разовую ПДК, а также ПДК вредных веществ в рабочей зоне. 
 
ПДК среднесуточной определяет допустимую концентрацию вредного вещества действующего на организм человека в течение суток. 
 
ПДК максимально разовая – это допустимая концентрация вещества, действующая на организм человека в течение 30 мин. (этот показатель устанавливается как дополнительный для веществ, обладающих запахом или раздражающим действием). 
 
ПДК вредных веществ в рабочей зоне – это концентрация вредных веществ, которая при ежедневной восьмичасовой работе в течение рабочего стажа не может вызвать у работающего заболеваний или отклонений в состоянии здоровья. 
 
Ниже рассмотрена краткая характеристика основных вредных химических веществ, которые наиболее часто загрязняют атмосферный воздух. 
 
Окись углерода (СО) – газ без цвета и запаха, обладает общетоксическим действием, так как подавляет способность гемоглобина крови отдавать тканям кислород. СО – продукт неполного сгорания жидкого и твердого топлива. Острое отравление СО возникает при ее концентрации в воздухе 220-500 мг/м3, хроническое отравление - при постоянном вдыхании СО в концентрации 20-30 мг/м3. Среднесуточная ПДК СО в атмосферном воздухе определена 1 мг/м3 ПДК максимально разовая – 3 мг/м3; в воздухе рабочей зоны допускается содержание от 20 до 100 мг/м3 в зависимости от длительности работы персонала. 
 
Окислы азота (NО, NО2, N2О5) – попадают в воздух с отходами производства органических кислот. Длительное вдыхание окислов азота вызывает бронхит; малокровие, обострение хронических заболеваний. ПДК среднесуточная и максимально разовая окислов азота в атмосферном воздухе – 0,05 мг/м3, в воздухе с рабочей зоны – 5 мг/м3
 
Сернистый газ (SO2) – содержится в различных видах топлива. SO2 обладает общетоксическим действием и вызывает заболевание дыхательных путей. Раздражающее действие SO2 ощущается при содержании его в воздухе свыше 20 мг/м3. В атмосферном воздухе среднесуточная ПДК SO2 – 0.05 мг/м3, максимально разовая 0,5 мг/м3, в воздухе рабочей зоны – 10 мг/м3
 
Сероводород Н2S обычно попадает в атмосферный воздух с отходами промышленных предприятий (химических, металлургических и др.). Источником Н2S являются также процессы гнилостного разложения органических веществ, в т.ч. пищевых белковых продуктов. Сероводород также обладает общетоксическим действием и вызывает неприятные субъективные ощущения. Запах Н2S обнаруживается в атмосфере при концентрации 0,04-0,012 мг/м3. В атмосферном воздухе среднесуточная и максимальная разовая ПДК Н2S равна 0,008 мг/м3 в воздухе рабочей зоны до 10 мг/м3
 
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) в последнее время подвергаются тщательному исследованию и нормированию. Исследованиями установлена связь между загрязнением ПАУ и развитием злокачественных образований. Наиболее распространенным соединением из этой группы является бенз(а)пирен, который образуется при сжигании каменного угля, нефти, бензина, газа и промышленных отходов. На предприятиях общественного питания источником ПАУ могут являться выбросы котельных и топок, а также неправильная эксплуатация газового оборудования. 
 
В настоящее время считается, что среднесуточная ПДК ПАУ в атмосферном воздухе не должна превышать 0,1 мкг на 100 м³. 
 
Из вышеизложенного очевидно, что воздух, его состав, физические и химические параметры оказывают значительное влияние не жизнедеятельность и работоспособность организма человека. Поэтому на предприятиях общественного питания необходимо применять такое оборудование и технологии, которые бы способствовали минимальному загрязнению атмосферного воздуха, а также предусматривать устройства по вентиляции и подогреву воздуха помещений.

 

 

 47.Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой. 
В покое ЧД = 16 раз/мин. В сутки это составляет около 2 тыс. раз. При этом через легкие проходит около 7 тыс. литров воздуха. 
Акт дыхания состоит из трех процессов: внешнее, или легочное, дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой;  
внутреннее, или тканевое, дыхание, протекающее в клетках;  
транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.  
Легочный тип дыхания является наиболее совершенным, он характерен для высокоорганизованных животных - птиц и млекопитающих, а также для человека. У более низкоорганизованных животных дыхание жаберное, трахейное и кишечное. 
Значение дыхания: 
обеспечение организма О2 
образование и удаление из организма СО2 
окисление органических соединений с высвобождением Е 
удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S  и др. 
2. Строение  и  функции органов  дыхания. 
Самостоятельная  работа  учащихся  с  элементами  рассказа  материала  учителем

Далее предлагаю учащимся  читая  текст  учебника, слушая  дополнения  учителя, заполнить таблицу

 

Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через  ноздри, носовая полость делится  перегородкой на две половины, а  сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости  образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые  ходы, (три  пары) слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в  области шеи на уровне 4-6  
шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель; выстлана слизистой оболочкой. 

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит  из соединительнотканной перепонки), прилегает  к пищеводу. Изнутри она также  выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит  в грудную полость и делится  на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие 

Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра 

2 листка соединительнотканной  оболочки: 
легочная плевра 
пристеночная плевра 
Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при дыхании


52.Гигиенические требования к  детской одежде и обуви.   Гигиенические требования к детской одежде и обуви                                                                   Одежда и обувь используются для поддержания постоянной температуры тела ребенка, для защиты его от холода, неблагоприятного влияния солнца, ветра, дождя, снега и т. д. Они защищают кожу от механических, химических, термических и других повреждений, предохраняют поверхность тела от пыли и микроорганизмов. 
Одежда для детей имеет большое значение, так как растущий организм ребенка, вследствие несовершенства функций центральной нервной системы и терморегуляции, более подвержен влиянию неблагоприятных условий окружающей среды. 
Теплозащитные свойства одежды зависят от ее покроя, количества слоев и от качества ткани, из которой она сшита. Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Чем больше воздуха в ткани, тем меньше ее теплопроводность. Большими теплоизоляционными свойствами обладают мягкие, рыхлые ткани: шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж. Они обладают еще и хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха между одеждой и телом. Из этих тканей шьют одежду для холодного времени года. 
Для летней одежды используются гладкие хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, бязь и т. д. Они обладают хорошей гигроскопичностью, т. е. быстро впитывают и постепенно испаряют влагу, а это в жаркое время года способствует охлаждению тела. 
Ткани из синтетических волокон (капрон, нейлон) обладают плохой воздухопроницаемостью, почти совсем не впитывают влагу, поэтому для пошива детской одежды их применять не следует. 
Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную сырую погоду. В теплое время года одевать ребенку такую одежду не рекомендуется, так как она задерживает испарение влаги из-за плохой гигроскопичности и воздухопроницаемости, что способствует перегреванию тела. 
Одежда детей должна соответствовать возрасту и полу, периоду года и погоде, росту и пропорциям тела. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению. 
Одежда для прогулок должна обладать хорошими теплозащитными свойствами, а конструкция ее — обеспечивать возможно большую герметичность, исключающую поступление холодного воздуха через воротники, рукава, застежки. 
Детская обувь должна быть удобной, мягкой, иметь эластичную подошву, широкий носок и каблук высотой 2—3 см (обувь  без каблука способствует развитию плоскостопия). 
Тесная обувь может привести к изменению формы стопы и нижних конечностей ребенка, к образованию мозолей. Такая обувь ускоряет охлаждение ног в холодный период года в связи с застоем крови из-за сдавления кровеносных сосудов. Слишком свободная обувь затрудняет движения детей, вызывает потертость нижних конечностей. Резиновая и лакированная обувь обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, поэтому для повседневной носки не рекомендуется, так как при этом возможно образование опрелости нижних конечностей. 
В летнее время года детям рекомендуется носить парусиновую обувь, а зимой — утепленную суконную или кожаную обувь. 
При носке одежда детей загрязняется, ткань пропитывается потом и кожным салом, в ней увеличивается количество микроорганизмов. Поэтому загрязненную одежду нужно своевременно чистить и простирывать.

 

53.Гигиенические требования к  школьному зданию и ее зонувание.

Требования к размещению. Здания размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта. Радиус обслуживания во 2-й и строительно-климатических зонах не более0,5 км; в 1-м климатическом районе (1-я под зона) — для учащихся младшего и среднего школьного возраста (1-2-й ступени обучения) -0,3 км; для старших школьников (3-я ступень) -0,4 км; в климатическом районе (2-я под зона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста -0,4 км; для старших школьников -0,5 км. Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности для учащихся 1 -й ступени — 15 мин. (в одну сторону), для учащихся 2-й и 3-й ступени -не более 50 мин. (в одну сторону).

Для сельской местности для учащихся 1-й ступени радиус доступности  не более2 км пешком и не более 15 мин. на транспорте.

Для 2-й и 3-й ступеней -4 км пешком и не более 30 мин. на транспорте.

Требования к участку общеобразовательных учреждений. Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее25 м. Территория участка ограждается забором высотой1,5 м и вдоль него — зелеными насаждениями. На земельном участке выделяются следующие зоны:

учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее35 м.

Требования к школьному зданию. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимость. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания. Этажность здания школы не должна превышать 3 этажей. Гардеробы в школах размещаются на 1 этаже, оснащаются вешалками и ячейками для обуви. В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2-м дисциплинам.

Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия-биология, математика-черчение, черчение— рисование, история—география, литература-иностранный язык. Площадь кабинетов принимается из расчета2,5 мна 1 учащегося. Площадь и использование вычислительной техники должны соответствовать гигиеническим требованиям. При каждом кабинете организуется лаборантская (кабинеты химии, физики, биологии).

Спортивный зал следует размещать  на 1 этаже в пристройке. Площади  спортивных залов приняты 9×18 м, 12×24 м, 18×30 м при высоте не меньше 6 м. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60 % от общего количества учащихся школы. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь лекционную аудиторию. Тип библиотеки следует использовать в качестве справочно-информационного центра. Площадь библиотеки не менее 0,6м2 на одного ученика.

Медицинский пункт включает следующие  помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м, кабинет зубного врача 12 м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет- 14 м2, кабинет психолога- 10 м2. На каждом этаже должны размещаться санузлы для мальчиков и девочек. В общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Столовые предусматриваются в школах с числом учащихся более 100 человек.

Требования к воздушно-тепловому режиму. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха 

Наружная температура, °С                   Длительность проветривания

помещений, мин.

от 10° до 6°                                                    4-10                25-35                                                                                                                                          от 5° до 0°                                                       3-7                  20-30                                                                                                                                                         от 0° до-5°                                                .     2-5                 15-25                                                                                                                                                                от -5° до -10°                                                 1-3                  10-15                                                                                                                                                 ниже-10°                                                        1-1,5                5-10 

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

-   в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С – при  ленточном остеклении;

-   в учебных мастерских — 15-17°С;                                                                                                                                                                                              в актовом зале, лекционной аудитории -1820°С;      в спортзале и комнатах проведения секционных занятий — 15-17° С;      -   в раздевалке спортивного зала — 19-23°С;    -   в кабинетах врачей — 21-23°С;   в рекреациях — 16-18°С;   в библиотеке — 17—21°С;

Информация о работе Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку