Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат

Описание работы

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.

Работа содержит 1 файл

2 курс.docx

— 559.33 Кб (Скачать)

При проектировании учебно-производственных мастерских площади принимают из расчета на одного учащегося, но в  зависимости от вместимости. То есть мастерские могут быть оборудованы  на 15 или 25 рабочих мест. Площадь  и состав учебно-производственных помещений  следует принимать в соответствии с нормами принятыми отраслевым строительством с учетом выделения  площади для установки оборудования, необходимого для учебных целей. В таблице 1.3 приведены данные по нормам площадей на одного учащегося  в различных мастерских. Кроме  помещений учебно-производственных в мастерских необходимо предусмотреть  помещения для хранения инструментов, материалов, готовой продукции. По нормам принятым для спецодежды необходимо предусмотреть раздевалки, а также  санитарно- бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками [31].

Инструментально - раздаточные  кладовые должны иметь площадь из расчета 0,05 м2 на одного учащегося, но не менее 15м2, складские помещения из расчета 0,2-0,3 м2, но длиной не менее 6 метров на одно станочное место. В учебно-производственном блоке необходимо предусмотреть ремонтную мастерскую, отдел технического контроля площадью 0,04 м2 на одного обучающего.

Таблица 1.3 - Площади учебно-производственных мастерских

Для успешного обучения, приобретения знаний, умений и навыков необходимо при проектировании учебных помещений  создать такую учебную среду, которая бы способствовала эффективности  обучения. Она включает следующие  уровни формирования:

- материально-технические  - оборудование, оснащение, технические  средства обучения и управления, учебно-наглядные пособия;

- санитарно-гигиенические  - освещенность, воздушно-тепловой режим,  метеорологические условия, излучения,  шум, вибрация, санитарное состояние  помещений и т. п.;

- эстетические - гармоничность  светоцветовой композиции, эстетический  уровень оборудования, композиционная  целостность учебных помещений,  экстерьеров зданий и сооружений.

Эти уровни формирования среды, в которой протекает деятельность работников и учащихся, оказывают  существенное влияние на их работоспособность, состояние здоровья и психологический  настрой. При проектировании необходимо помнить условия учебной среды  можно характеризовать как комфортные, некомфортные и невыносимые.

Комфортные условия обеспечивают нормальную жизнедеятельность всех элементов среды. Под некомфортными  условиями среды подразумеваются  такие условия, когда один из элементов  при этом существенно отклоняется  от нормы. Невыносимые условия - условия, при которых человек не может  существовать без специального защитного  оснащения, изолирующего организм от внешней  среды.

Основой для проектирования и организации внешней среды  являются Санитарные правила к организации  учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.3.1186-03), «Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся в средних  профтехучилищах» и другие документы.

В таблице 1.4 приведены величины регламентируемых параметров.

Таблица 1.4

Наименование параметров

Нормируемая величина, см

Расстояние между столами, в аудитории; в ряду

70

при парном расположении столов в ряду

70

от задних рядов аудитории  до стены

80

между лабораторными столами  при одном ряде работающих

80

от задних рядов лабораторных столов до стены (или шкафов)

100

между лабораторными столами  при двух рядах работающих

140

от передних рядов аудиторных столов до меловой доски шириной 2 м

190

от передних рядов аудиторных столов до меловой доски шириной 3 м

220

Расстояние между рядами столов я в аудитории при парном их размещении

10

   

Расстояние от аудиторных столов до окна

50

Расстояние от лабораторных столов до окна

50

Расстояние от аудиторных столов до стены, боковых встроенных шкафов или наглядных пособий

50

Расстояние между рядами аудиторных столов

70

Расстояние от лабораторных столов (от раковины) до стены. до шкафов или до оборудования

140


 

 

57.Длина и ширина классной  комнаты. Значение этих размеров.                                                                            58.размещение  лабораторий, мастерских ,спортзала в школе.

Выполнение гигиенических требований является прежде всего необходимым в отношении основных учебных помещений - классов.  
 
В любом здании школы под классы отводятся лучшие, наиболее просторные, светлые и благоустроенные комнаты. Для предупреждения напряжения зрения и слуха классы делаются длиной не более 9 м. Ширина класса устанавливается для старших классов не менее 6,1 м, для младших - не уже 5,9 м (в связи с меньшей длиной парт).  
 
Вход в класс должен находиться против стола учителя. Классы с входом сзади неудобны вследствие запутанного графика движения детей при входе и выходе. При наличии двери в передней стене учитель не видит входящих в класс; вместе с тем эта дверь обусловливает сдвигание стенной классной доски влево, ближе к окнам, Где написанное на доске сильно отсвечивает ученикам.  
 
Учебные лаборатории физики, химии и биологии предназначаются для занятий учащихся с V класса (естествознание) и по X класс включительно. Они состоят из самого кабинета, подсобной лаборантской комнаты для подготовки демонстраций и для хранения оборудования (материалов) и вспомогательных комнат, например, живого уголка при лаборатории биологии, и т. п. Живой уголок ориентируется на южную половину горизонта. Длина кабинета делается не более 10 м, ширина может доходить до 8 м (при двустороннем освещении).  
 
Лаборантскую комнату удобнее всего иметь рядом с кабинетом, впереди его. Лаборантская комната соединяется дверями с лабораторией (сбоку от классной доски) и с коридором. Размеры - от 16 кв. м и более.  
 
Опыт строительства и эксплуатации школьных зданий показывает, что весьма удобным является расположение учебных лабораторий одна под другой, в виде блока или крыла здания.  
 
Физкультурный зал надо иметь в каждом здании семилетней и средней школы. Минимальным является зал в 128 кв. м, длиной в 16 м и шириной в 8 м; на 1 ученика в нём приходится 3 кв. м. Зал в 162 км. м (18 х 9) более удовлетворяет гигиеническим требованиям; в нём на 1 ученика приходится 4 кв. м площади. Высоту малого зала дают обычно в 4 м, большого - в 5 м. Окна в зале делают с обеих длинных сторон; для лучшего проветривания окна устраиваются на большой высоте, и рамы их затягиваются металлической сеткой (для безопасности при игре в мяч). Комнаты для переодевания и душевые необходимы при каждом благоустроенном физкультурном зале. Наличие душевых с горячей водой помогает сочетать физкультуру с водными процедурами, что важно для укрепления здоровья учащихся и для воспитания гигиенических навыков.  
 
При отсутствии физкультурного зала занятия по этому предмету проводятся в рекреационных помещениях (специально убираемых влажным способом перед занятиями) и на воздухе - под навесом или на открытом месте школьного участка.  
 
Рекреационные помещения и коридоры имеют своим назначением предоставить детям возможность отдохнуть между занятиями. Они предназначаются для проведения учащимися перемен сообразно своему желанию (в движении, беседе, игре) и делаются просторными. Шум, возникающий при совместном пребывании в одном рекреационном помещении большого количества детей, возбуждает и утомляет их. Поэтому лучше всего каждое помещение для отдыха отводить на 3-4 и ни в коем случае не более чем на 6 классов. Рекреационные помещения бывают двух типов: в виде отдельных помещений или в форме расширенного коридора в 4-6 м шириной.  
 
Площадь рекреации на 1 ученика должна быть в 0,75 кв. м и во всяком случае не менее 0,65 кв. м.  
 
Коридоры длиннее 50-60 м недопустимы в школьных зданиях.  
 
Вестибюль-раздевалка обязателен для любого здания школы. Хранение верхней одежды детьми в коридорах и классах недопустимо, так как при этом загрязняются помещения и имеется возможность разнесения инфекционных заболеваний. У входа в здание или в самой раздевальной должен быть тамбур, благодаря которому при открывании наружной двери холодный воздух не проникает в вестибюль, где раздеваются дети, но предварительно в тамбуре смешивается с нагретым воздухом тамбура. Кроме того, тамбур препятствует возникновению сквозняков. Средний размер площади на 1 ученика в вестибюле принимается в 0,25 кв. м. Вестибюль должен иметь достаточное естественное освещение.  
 
Библиотека - книгохранилище в большой школе состоит из помещения книгохранилища с раздаточной и отдельной комнаты-читальни. В небольших школах устраивают лишь помещение для книгохранилища. В этом случае важно располагать его рядом с классным помещением с тем, чтобы обе комнаты сообщались между собой. Таким образом, соседнее с книгохранилищем помещение может быть во внеурочное время использовано как читальня.  
 
Учительскую следует располагать в наименее шумном месте школы. Размер её должен быть от 2 кв. м на учителя и во всяком случае не менее 12 кв. м.  
 
Буфет или столовая - весьма необходимое для школьного здания помещение, так как дети нуждаются в горячем питании на протяжении занятий в школе. Для буфета или столовой отводится отдельное помещение, размер которого зависит от типа школы. Помещение раздаточной объединяется обычно с комнатой для подогрева пищи или при буфете-столовой делают самостоятельную кухню. Желательно иметь обособленное помещение для мытья посуды. Работу буфета (столовой) и постоянное снабжение детей кипячёной питьевой водой весьма облегчает установка водонагревателя. Для небольших школ является обязательным наличие кубовой.  
 
Чтобы сократить переходы детей по зданию и вместе с тем предупредить засорение школы при переноске дров для топки плиты, отходов и тому подобного, буфеты правильнее всего делать в первом этаже двухэтажного и во втором этаже четырёхэтажного здания. В кухню или кубовую желательно иметь вход непосредственно с лестничной клетки.  
 
Устройство в школьных зданиях застеклённых веранд или (в южных местностях) полузакрытых навесов на территории участка делают возможным проведение части занятий (в течение значительного отрезка учебного года) на открытом воздухе и организацию для некоторых учащихся «продлённого дня» при школе с питанием и отдыхом на воздухе. Все эти мероприятия имеют существенное значение для здоровья учащихся. Такую же цель преследует устройство при школе солярия и душа.  
 
Во избежание занесения инфекции и угрозы закрытия школы для карантина (например, во время эпидемии гриппа), а также вследствие ряда других причин, размещение в здании школы квартир является недопустимым, кроме квартиры директора и сторожа; эти помещения должны иметь отдельные двери и не сообщаться с помещением школы.  
Весьма важно, чтобы каждый учитель мог свободно читать план здания школы и разбираться в нём.

 

 

   

59.  Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.                                                                                                                                                                                                                                       Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.                                                                                                                                                                                                                                        Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.                                                                                                                                                                                                                                                      Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытие.                                                                                                               Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 м2.                   Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.      

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.      

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного  возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с  ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно  оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим  образом: ноги и спина (а еще лучше  и предплечья) имеют опору, а линия  взора приходится примерно на центр  монитора или немного выше.      

Освещенность поверхности стола  или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экран - не более 200 лк.         Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.      

При работе с текстовой информацией  предпочтение следует отдавать позитивному  контрасту: темные знаки на светлом  фоне.      

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения  на экране резко ухудшаются.      

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-210С, относительная влажность - 55-62%.    Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.      

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые  должны соблюдаться не только в школе, но и дома.      

Для профилактики зрительного и  общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:      

оптимальная продолжительность непрерывных  занятий с компьютером для  учащихся II-IV классов должна быть не более 15 минут;      

с целью профилактики зрительного  утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется  проводить комплекс упражнений для  глаз, которые выполняются сидя или  стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном  дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности  их можно проводить в игровой  форме.      

Примерный комплекс упражнений для  глаз

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.                                                                                                                                                                                                         2.Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.                                                                                                                                                                                                                                                           3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.  

4. Перевести взгляд быстро по  диагонали: направо вверх - налево  вниз, потом прямо вдаль на  счет 1-6; затем налево вверх - направо  вниз и посмотреть вдаль на  счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.  Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярно проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

6.  Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.      

Для учащихся начальной школы занятия  в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность  одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий  за ПК необходимо сделать перерыв  для проведения физкультминутки  и гимнастики для глаз.      

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для  детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для  проведения такого рода игр время  всего занятия. Продолжительное  сидение за компьютером может  привести к перенапряжению нервной  системы, нарушению сна, ухудшению  самочувствия, утомлению глаз. Поэтому  для учащихся этого возраста допускается  проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью  не более 10 минут.

 

 

60. 61. Школьная парта

Основным предметом оборудования школы является школьная учебная  парта. Правильно устроенная парта  создаёт наиболее удобные условия  для занятий, в первую очередь  для письма, чтения и рисования.  
Коренным отличием парты от обычного стола является наклонное положение крышки и наличие в её конструкции ряда других условий, способствующих правильной гигиенической позе во время занятий.                                                                                                                             В гигиеническом отношении правильная парта характеризуется следующими особенностями:  
а) конструкция и размеры этой парты соответствуют пропорциям тела учащихся; благодаря этому дети могут сидеть за партой в удобной и неутомительной позе, способствующей нормальному развитию организма;  
б) парта не представляет опасности ушибов и других повреждений учеников; в ней нет острых углов, подвижного сиденья, выступающих петель;  
в) парта проста по конструкции и при полной устойчивости вполне подвижна; она допускает тщательную уборку как самой парты, так и класса (путём сдвигания парт).  
 
Большое гигиеническое значение имеют также следующие преимущества парты, особенно важные в педагогическом отношении. Учащийся занимает и оставляет своё место за партой, не мешая соседу. При ответе на вопрос учителя и при других обстоятельствах ученик может встать, не выходя из-за парты; вставание и опускание на место не должно вызывать шума.  
Конструкция парты должна быть прочной и не давать дрожаний, могущих помешать аккуратному письму учащихся.  
Изложенные выше гигиенические требования к учебной мебели выполнены в двухместной деревянной парте конструкции проф. Ф. Ф. Эрисмана.  
Учителя и директоры школ должны знать все эти условия, так как нередко заготовители парт и ремонтирующие организации нарушают их, а администрация школы (по незнанию) принимает парты, не отвечающие требованиям школьной гигиены.  
 
Физиологические основы посадки за партой. За исключением уроков физкультуры, пения и ряда практических занятий, учащиеся находятся в школе в сидячем положении. Необходимо обучать учеников такой посадке за партой, которая является наиболее удобной для занятий и наименее утомительной.  
 
Туловище человека находится во время сиденья в состоянии неустойчивого равновесия, так как центр тяжести тела находится вышей впереди точек опоры. Вертикальное положение тела и головы обеспечивается постоянным напряжением задних шейных и спинных мышц, удерживающих туловище и голову от падения вперёд. Наименее утомительной является такая посадка, когда организм затрачивает минимальные мышечные усилия для сохранения сидячего положения. Такое положение создаётся, если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается непосредственно над точками опоры сидящего человека (линия силы тяжести проходит через плоскость опоры). Таким образом, прямая посадка, при которой туловище находится в вертикальном положении, является менее всего утомительной, так как при ней центр тяжести туловища находится прямо (или почти прямо) над точками опоры. Ещё менее утомительным является такое положение ученика, когда он может перенести часть тяжести тела на какую-либо добавочную опору, например, на спинку парты.  
 
Если парта имеет спинку, находящуюся на уровне поясничного изгиба позвоночника и если форма спинки соответствует этой вогнутости, то ученик с удобством может использовать её как опору. В этом случае центр тяжести тела находится над треугольником, образуемым тазовыми костями и точкой опоры позвоночника (спинка парты).  
 
Положение туловища является при этом устойчивым, затрата мышечной силы - наименьшей. Вместе с тем при таком положении корпуса грудная клетка является распрямлённой, дыхание свободным и глубоким, брюшные внутренности не сдавлены.  
 
Устойчивое положение корпуса поддерживается конструкцией сиденья: если сиденье по профилю соответствует форме бедра и таза, имеет выемку или уклон назад, то сидящий школьник не сползает по скамье вперёд, но имеет добавочный упор в сиденье и удобную устойчивую позу. Всё это способствует наиболее длительной работоспособности организма.  
 
При верно сконструированной парте правильная посадка создаёт ряд удобств для учебных занятий ученика. Вследствие точного учёта пропорций тела школьника при конструировании спинки ученик, используя при правильной посадке спинку для опоры, находится вместе с тем на таком расстоянии от крышки парты (3-5 см), что имеет возможность свободно положить предплечья на крышку парты и писать; при этом он не должен ни нагибаться вперёд, ни облокачиваться. Так как руки не используются учеником для опоры, то мышечная сила затрачивается лишь на движения, необходимые для письма; поэтому при данной посадке ученик менее всего утомляется при письме.  
Расстояние от глаз до крышки парты будет при правильной посадке в пределах 30-40 см, т. е. соответствует нормальному.  
Центр тяжести головы находится в области лицевых костей черепа, т. е. значительно впереди точек опоры головы - сочленения черепа и первого позвонка. Это вызывает при засыпании людей в сидячем положении падение головы вперёд; человек, как говорят, «клюёт носом». Таким образом, положение головы, приближающееся к прямому, является менее всего утомительным для шейных и верхних спинных мышц, удерживающих голову от падения вперёд. Чем менее ученик наклоняет голову при занятиях, тем менее утомляются его мышцы шеи и спины.  
 
Наклонное положение крышки парты является весьма важным в отношении гигиены зрения и сохранения сил учащихся при занятиях. Известно, что человек лучше всего видит изображение, рассматриваемое им под прямым углом. Будучи расположено под косым углом к линии зрения, изображение видно глазу в сокращённом или даже искажённом виде. Не случайно при точных чертёжных работах предпочитают настолько наклоняться над чертежом, чтобы видеть его прямо сверху. Как изложено выше, для организма наименее утомительно держать голову возможно ближе к вертикальному положению. Наклонное положение крышки парты позволяет ученику видеть учебник или тетрадь на парте под наибольшим углом при наименьшем наклоне головы. Парта имеет наклон в 12-15°, сам глаз может отклоняться вниз от горизонтальной линии на 35°; путём небольшого наклона головы ученик при занятиях за партой получает значительный по величине, приближающийся к прямому, угол, под которым ему хорошо видна плоскость крышки парты.  
 
При работе за горизонтальной плоскостью учащийся должен сильно согнуть спину и опустить голову, чтобы видеть книгу или тетрадь под достаточно большим углом.  
Наклонное, положение крышки парты облегчает также аккомодационную работу глаз при письме и чтении. При наклонной крышке разница в расстоянии между глазами и любой строкой книги (тетради) является незначительной и глаз при чтении сохраняет примерно одну и ту же аккомодацию. При горизонтальном столе расстояние от глаза до верхней строчки значительно больше расстояния от него до нижней строчки. Таким образом, глазным мышцам при чтении приходится всё время приспосабливаться к меняющемуся расстоянию от глаза до читаемой строчки.  
 
Ввиду значительных преимуществ наклонного положения книги при чтении желательно, чтобы ученики при занятиях дома пользовались складными пюпитрами. Школа должна проводить в этом направлении работу с родителями и учениками.  
 
Основные элементы школьной парты. Удобства, создаваемые партой для правильной позы ученика во время занятий, вытекают не только из вышеизложенных общих принципов её конструкции. Весьма важными являются размеры и взаимоотношения основных элементов парты. Они тщательно разработаны на основе изучения пропорций тела ученика и его позы во время занятий.  
   
Крышка парты должна удовлетворять следующим требованиям:  
 
а) Размеры крышки правильно устроенной парты являются такими, что ученик может свободно разместить на ней тетрадь и предплечья (под углом в 45-35° к краю парты). Иначе ученик окажется стеснённым при движении пишущей руки или будет мешать соседу.  
б) Крышка парты состоит из двух частей - неподвижной и подвижной, подымающейся вверх. Благодаря этому ученик может встать, не выходя из-за парты.  
 
Скамья парты должна удовлетворять следующим требованиям.  
 
а) Ширина скамьи должна быть не менее 2/3 бедра ученика (от 2/3 до 3/4); в этом случае тяжесть туловища распределяется на значительную поверхность бёдер, опирающихся в свою очередь на скамью. При большей ширине скамьи может происходить сжатие кровеносных сосудов и нервов в области коленного сгиба.  
 
б) Высота сиденья над полом равна длине ноги ученика до подколенной впадины плюс 2 см на толщину каблука. При чрезмерной высоте сидения ноги ученика висят и он, не будучи в состоянии опереться ими на пол или подножку, съезжает со скамьи. При малой высоте скамьи голень с бедром и бедро с тазом сочленяются под острым углом, что может обусловить затруднение для кровообращения конечностей.  
 
в) Брусок спинки скамьи находится на уровне поясничного изгиба позвоночника и имеет сечение, соответствующее форме этой извилины, т. е. скос, идущий вперёд и вниз.  
 
Крышка парты и скамья со спинкой находятся в определённых точно обоснованных взаимоотношениях, а именно:  
 
а) Дистанция спинки, т. е. расстояние между спинкой парты и краем стола, обращенным к ученику, не должна превышать передне-задний диаметр туловища более чем на 3-5 см.  
При чрезмерном удалении спинки ученик не может использовать её для опоры, так как в этом случае туловище окажется излишне удалённым от крышки парты, рукам станет неудобно писать, а глаза окажутся на большом расстоянии от книги или тетради. Не имея возможности опереться на спинку скамьи, ученик неизбежно будет облокачиваться на парту, а это вызовет стеснённое положение грудной клетки, появление поверхностного дыхания и ускорит наступление утомления учащегося. Кроме того, вследствие сильного наклона туловища глаза учащегося окажутся на весьма близком расстоянии от парты, и это обусловит напряжение глазных мышц. Постоянно согнутое положение туловища может привести к уплощению грудной клетки.  
 
Приближение спинки скамьи к крышке парты вызовет стеснённое положение ученика за партой: он будет «зажат» между спинкой и краем доски парты.  
 
б) Дистанция сиденья, т. е. расстояние между передним краем скамьи и краем парты, обращенным к сиденью, бывает трёх родов: положительная, нулевая и отрицательная.  
 
При положительной дистанции между краем крышки парты и краем сиденья имеется то или другое расстояние.  
 
Положительная дистанция недопустима в партах, так как при ней спинка сиденья чрезмерно удалена от края парты и учащийся не может использовать спинку для опоры. Посадка за такой партой ведёт к более быстрому утомлению учащихся.  
 
В партах с нулевой дистанцией край крышки расположен непосредственно над краем сиденья, или, иначе говоря, перпендикулярно, опущенный с края крышки парты, касается края сиденья.  
 
Нулевая дистанция считается допустимой, но не рекомендуемой. При ней приходится, заботясь о правильной величине дистанции спинки, сужать сиденье; иначе спинка скамьи будет чрезмерно удалена от крышки парты.  
 
Отрицательная дистанция бывает в тех случаях, когда край крышки парты заходит за край сиденья; в этом случае перпендикуляр, опущенный с края крышки, упадёт на поверхность сиденья. При отрицательной дистанции спинка скамьи, несмотря на достаточную ширину сиденья, оказывается расположенной на таком расстоянии от крышки парты, что ученик может с удобством использовать её для опоры. Поэтому отрицательная дистанция является рекомендуемой для парт.  
 
в) Высота крышки парты над сиденьем (по вертикали), должна соответствовать росту и пропорциям тела учащегося. Она делается такой, чтобы ученик мог положить на парту предплечья, не опуская корпуса или, наоборот, не приподнимая предплечий. Правильное расстояние равняется расстоянию от сиденья до локтя руки, прижатой к туловищу, плюс 2 см. При недостаточном расстоянии ученик принуждён склоняться над столом. Это вызывает затруднение для дыхательных движений грудной клетки, обусловливает согнутое положение туловища и невозможность соблюдения правильной посадки, что влечёт за собой быстрое утомление учащихся. Если парта очень низка для ученика, то ему приходится сильно опускать правое плечо; при этом позвоночник изгибается влево. Это может привести к стойким искривлениям позвоночника влево (левосторонний сколиоз). Большое расстояние заставляет ученика приподнимать правое плечо, чтобы положить предплечье на парту. Такая поза может привести к искривлениям позвоночника вправо (правосторонний сколиоз).

Информация о работе Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку