Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат

Описание работы

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.

Работа содержит 1 файл

2 курс.docx

— 559.33 Кб (Скачать)

В различных  климатических районах при выполнении разных видов деятельности детьми и подростков наблюдается разный уровень теплообразования и теплоотдачи организма. Чтение, письмо, тихие игры детей сопровождаются малым выделением тепла. В помещении с высокой температурой воздуха, особенно в сочетании с высокой влажностью и малыми скоростями движения воздуха, отдача тепла затрудняется, что неблагоприятно отражается на тепловом состоянии детей и их работоспособности.

Дети с ослабленным здоровьем  должны заниматься в помещении с  несколько повышенной температурой. Оптимальные показатели температуры  воздуха помещений могут быть снижены путём закаливания детей.

Для поддержания оптимальных условий  микроклимата помещений применяют  различные системы отопления. Наиболее широко используется центральное водяное  отопление низкого давления с  температурой воды-теплоносителя для  дошкольных учреждений 850С, для школ и других учебных заведений – 95%.

При водяном отоплении нагревательные приборы (конвекторы, радиаторы) отдают тепло омывающему их воздуху помещения, при этом температура стен остаётся низкой и вызывает отрицательную  радиацию, то есть потерю тепла организмом путём излучения.

Лучистые системы отопления (или панельное отопление) представляют собой заключённые в ограждающие конструкции трубы или каналы, по которым циркулирует нагретая вода или воздух. При этом теплоотдающими поверхностями могут быть пол и потолок или стены помещения.

Лучистая система отопления имеет ряд преимуществ: равномерность температуры воздуха в помещении, отсутствие пригорания пыли, возможность лучше проветривать помещения, так как тепловой комфорт детей обеспечивается при более низкой температуре воздуха. Для обеспечения оптимального теплового состояния детей рекомендуется температура нагрева панелей полов детских учреждений в помещениях младших классов не выше 240С, потолков – 280С, стен – 30-350С.

В последнее время в школьных зданиях широкое  распространение получило воздушное отопление.

 

 

 При этой системе наружный  воздух поступает в воздухо-заборную шахту, затем в приточную шахту, затем в приточную камеру, после чего подвергается кондиционированию (нагрев, очистка и увлажнение) и через приточные отверстия подаётся в учебные помещения в количестве 16 м3/ч на одного учащегося. Температура факела воздуха не должен превышать 400С.

Одновременно из учебных помещений  предусматривается естественная вытяжная вентиляция через рекреации с  последующей вытяжкой из санитарных узлов. В школах  малой вместимости  в сельской местности допускается  печное отопление. При этом должны соблюдаться  следующие условия: обеспечение  нормируемого уровня нагрева воздуха, суточные колебания температуры  не более 30С, нагрев поверхности печи не выше 900С, расположение топливников  и задвижек вне учебного помещения.

Вентиляция обеспечивает приток чистого воздуха и удаление загрязнённого, способствует поддержанию в помещениях оптимальных микроклиматических условий и чистоты воздуха.

Естественная вентиляция предусматривает  поступление наружного воздуха  под влиянием теплового или ветрового  напора и удаление загрязнённого  через вытяжные каналы. Приток воздуха  осуществляется через фрамуги. Правильное устройство фрамуги такое, когда  наружная створка открывается наружу на петлях, укреплённых в верхней  части фрамуги, а внутренняя –  внутрь на петлях, укреплённых в  нижней части фрамуги. При таком  устройстве фрамуги наружный воздух направляется к потолку и в  зону нахождения детей поступает  уже нагретым, не вызывая их охлаждения. В тёплое и переходное время года аэрация помещений может осуществляться непрерывно в присутствии детей. Для обеспечения достаточного притока воздуха отношение площадей сечения фрамуги и пола должно быть не менее 1:50.

 

Чистота воздуха помещений достигается  правильной организацией проветривания  классных помещений во время перемен. Продолжительность проветривания  определяется температурой наружного  воздуха. До начала занятий рекомендуется  сквозное проветривание.

Зависимость длительности проветривания  учебных помещений от температуры  наружного воздуха

Температура наружного воздуха, 0С

Время проветривания, мин

В малые перемены  В большие перемены

От +10 до +6  4-10  25-35

От +5 до 0  3-7  20-30

От 0 до –5

2-5  15-25

От –5 до –10  1-3  10-15

Ниже -10  1-1,5  5-10

В холодное время аэрация учебных  помещений должна проводиться до прихода детей и заканчиваться  за 30 минут до их появления.

Скорость движения воздуха выражается в метрах в секунду (м/сек). Скорости движения воздуха менее 1 м/сек не ощущается человеком, превышающие 1 м/сек воспринимаются как ветер.

Так же как и температура и  влажность окружающего нас воздуха, движение воздуха воздействует на теплообмен. В условиях высокой и низкой температуры  окружающего воздуха движение воздуха  повышает теплоотдачу. Скорость движения воздуха в детских помещениях не более 0,2 м/сек.

Быстрое улучшение качества воздуха  достигается сквозным проветриванием (одновременно открыты фрамуги и  дверь), но обязательно в отсутствие детей. Эффективность сквозного  проветривания в 5-10 раз выше по сравнению  с обычным только через фрамуги или форточки.

Система вытяжной вентиляции на естественном побуждении малоэффективна, она обеспечивает полутора-двухкратный воздухообмен.

Механическая вентиляция позволяет  увеличить кратность воздухообмена  до 4-6 объёмов в час. При такой  вентиляции резко возрастает скорость движения воздуха (до 0,3-0,8 м/с), но учащиеся, сидящие в первом ряду у окон, испытывают тепловой дискомфорт. Кроме того, установлено неправильное перемещение воздуха с первых этажей здания в верхние, в результате чего загрязняется воздух рекреаций трёх этажей. Этот загрязнённый воздух вследствие подпора и наличия в классах вытяжных каналов поступает в классы. В настоящее время для вентиляции учебных помещений рекомендуется использовать механическую приточную вентиляцию, которая может быть организована в двух вариантах: децентрализованный приток неподогретого воздуха и централизованный, совмещённый с отоплением (воздушное отопление).

Разработана вентиляционная установка, обеспечивающая местный приток атмосферного воздуха в помещение. Она состоит  из вентилятора, приточных коробок, съёмного противопылевого фильтра. Струи воздуха, нагнетаемые вентилятором, направляются к потолку, продвигаются по нему к противоположной стене, оттуда постепенно опускаются. Система обеспечивает оптимальные условия воздушной среды в сочетании с панельным отоплением, но использование её ограничено температурой наружного воздуха (не ниже 150С).

Предпочтительнее система централизованной подачи подогретого воздуха –  совмещение отопления с вентиляцией. Путём регуляции объёма и нагрева  воздуха в зависимости от наружной температуры можно создать оптимальный  воздушный и тепловой режим в  помещении. Действующими нормами предусматривается  приток воздуха в классные помещения, учебные кабинеты и лаборатории 16 м3 в час на 1 человека, в мастерские – 20 м3/ч.

При проектировании системы вентиляции обязательным требованием является создание правильного направления  движения воздуха – из чистого  помещения в помещение с более  загрязнённым воздухом и предотвращение возможности обратного его поступления. С этой целью предусматривается  устройство независимых систем вытяжной или приточно-вытяжной вентиляции для  классов, кабинетов, лабораторий, актовых  залов, мастерских, кухонь, медпунктов.

С целью локализации и удаления загрязнений непосредственно у  места их выделения предусматривается  местная вытяжная вентиляция: в кабинетах  химии, учебно-производственных мастерских. Объём удаляемого воздуха от вытяжного  химического шкафа принимается 1100 м3/ч.

 

 

 

Уборка 

1.Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе

3.Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков.

4.До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В тёплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

 Температура

Температура воздуха в зависимости  от климатических условий должна составлять:

 

-     в классных помещениях, учебных лабораториях – 18-200С  при их обычном остеклении  и 19-210С при ленточном остеклении

-     в учебных мастерских  – 15-170С

-     в актовом зале, лекционной  аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате – 18-200С

-     в кабинетах информатики  – оптимальная 19-210С, допустимая 18-220С

-     в кабинетах врачей  – 21-230С

-     в вестибюле и гардеробе – 16-190С

Влажность в помещениях должна быть в пределах 40-55%, скорость движения воздуха – не более 0,2м/с                        Эпилог

Гигиена – наука, изучающая влияние внешней среды на здоровье людей. Санитария – практическое проведение в жизнь гигиенических норм, требований и правил.

Главная проблема гигиены – взаимоотношение  организма и внешней среды  – трактуется в настоящее время  как взаимодействие среды и организма.

 

И. М. Сеченов писал, что «организм  без внешней среды, поддерживающей его существование, немыслим. Поэтому  в научное определение организма  должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно». Эта идея единства организма и окружающей среды была также основной идеей И. П. Павлова.

Единство организма и среды  подтверждается общностью химического  состава, а также непрерывно протекающими между ними процессами обмена веществ  и энергии. Воздействие внешней  среды на организм проявляется в  виде изменений так называемых растительных процессов организма: дыхание, терморегуляция и т. д. Этими воздействиями внешней среды, их качеством и количеством определяются глубочайшие жизненные процессы организма. Факторы внешней среды могут оказывать благоприятное и неблагоприятное воздействие на организм.

 

Ребёнок проводит в школе около 3/5 своего дня, поэтому гигиеническое  содержание комнаты, как состояние  окружающей среды, имеет огромное значение в развитие ребёнка. Задача каждого  учителя не только в том, чтобы  ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к классной комнате, но и сделать условия учебного помещения  оптимальными для детей. Факторы  внешней среды классной комнаты  должны оказывать только благоприятные  воздействия на организм ребёнка.

 

Больше всего внимание учителя  должно уделяться на освещение и  воздушно-тепловой режим классной комнаты, так как это основные компоненты гигиенического содержания учебного помещения  и именно они оказывают наибольшее влияние на детский организм.

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

 

1.   Кондратьев В.Г «Общая  гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год

2.   Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год

3.   Сердюковская Г. Н. «Гигиена детей и подростков», Москва, «Медицина»,1989

4.  «Учительская газета» 3 декабря 2002 год, №49

5.   Ермолаев Ю. А. «Возрастная физиология» Москва, «Высшая школа» 1985 год

 

 

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках.  Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

Деление предметов на легкие и трудные - очень относительно, трудность  их зависит от индивидуальных способностей учащихся, от постановки преподавания данного предмета в школе и  пр. Поэтому единого критерия трудности  школьных предметов нет ни у педагогов, ни у гигиенистов, ни даже у самих  учащихся. Условно предметы в порядке  убывания их трудности можно распределить следующим образом: математика, физика, химия, иностранный язык, родной язык и литература, география, биология, физкультура, технология, черчение, ИЗО, музыка.

Для учащихся младших классов  наиболее трудны математика и чтение. В 5 - 8-х классах предметами первой степени трудности являются математика, русский и иностранный языки. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, обществоведение, иностранный язык.

Наблюдения, проведенные  НИИ гигиены детей и подростков Российской Федерации показали, что  предметы, с которыми учащиеся впервые  встречаются при обучении, оказывают наиболее выраженное утомляющее действие. В младших классах наиболее утомительными предметами являются  литературное чтение (1- 2-е кл.), окружающий мир (в 4-м), история (в 5-м), в средних классах - география, физика (в 7-м), химия (в 8-м), в старших классах - физика, химия, математика, география, литература.

Правильное распределение  уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки сменять  более легкими, а уроки, требующие  большого умственного напряжения, участия  второй сигнальной системы, уроками, построенными, в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы.

Предметы, требующие значительного  умственного напряжения, необходимо ставить на 2-е - 3-й уроки, легкие - на последние. На понедельник и субботу следует планировать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагруженными.

При составлении расписания уроков следует избегать сдваивания уроков, расположения в расписании друг за другом уроков, сходных по характеру рабочих операций на них, таких как физика и математика, история и география, русский и иностранный языки и т. п. Нецелесообразно сдваивание уроков по труду, так как длительное действие однообразных раздражителей при этом приводит к более выраженному утомлению и неблагоприятно скажется на последующих занятиях.

Рационально чередование  предметов естественно-математического  и гуманитарного циклов с уроками  физкультуры, труда, рисования, пения, что создает благоприятные условия  для переключения учащихся с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и создает условия для восстановления функциональной активности клеток коры головного мозга и обеспечивает более высокую работоспособность, как в течение учебного дня, так и в течение всей учебной недели.

По той же причине следует  избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные  уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным, приводят к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Сдвоенные уроки допустимы в старших классах при проведении контрольных работ по математике, написании сочинений, лабораторных работ по химии и физике. Контрольные работы требуют от учащихся большого напряжения умственных и психических сил. Наиболее целесообразно проводить контрольные работы в те дни и часы, когда работоспособность учащихся наибольшая. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, на последних уроках.

Благоприятное влияние на функциональное состояние организма  оказывают правильно организованные уроки технологии и физкультуры, на которых преобладает динамический компонент (динамическая нагрузка). Это является мощным фактором сохранения работоспособности учащихся и улучшения функционального состояния ВИД в течение учебного дня и недели. Наиболее благоприятную динамику работоспособности обеспечивают эти уроки при проведении их на 3-м или 4-м часу, то есть при появлении начальных стадий утомления. В этом случае переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность на 5 - 6-м уроках.

В качестве одного из возможных  способов гигиенической оценки школьного  расписания можно использовать ранговую шкалу трудности (табл. 1).

Таблица 1

Ранговая шкала  трудности общеобразовательных  предметов (И. Г. Сивков. 1975)

Предмет

Баллы

Математика, русский язык (для национальных школ)

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

б

Физкультура

5

Технология

4

Черчение

3

Рисование

2

Музыка

1


Дополнением к таблице  И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. 

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов  должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению  недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников. 

Для учащихся младшего и  среднего возраста распределять учебную  нагрузку в недельном цикле следует  таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько  облегченным днем. 

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Учитывая динамику работоспособности  учащихся, для рационального составления  школьного расписания необходимо учитывать  трудность предмета и преобладание статического или динамического компонента во время занятий (динамический компонент преобладает на уроках труда, физкультуры, пения и т. п.).

В расписании уроков после  каждого предмета проставляют баллы  по ранговой шкале трудности, а затем  подсчитывают сумму баллов в отдельные  дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Цифровые данные изображаются графически: на оси X - откладываются дни недели (1-6 или понедельник - суббота), на оси у - сумма баллов. Полученные точки соединяются между собой. Образованная кривая представляет собой графическое изображение уровня сложности учебных дней в неделе. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом - в среду или четверг, или с двумя - в среду и в пятницу. Школьное расписание оценивается как "нерациональное" при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

 
 

"Гигиеническая оценка  расписания уроков в начальной  школе"

Теоретическая часть:

Расписание уроков должно соответствовать  учебному плану по количеству еженедельных уроков.

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I

II

III

I

II

III

IV

Русский язык

5

4

4

5

5

5

5

Литература

4

4

4

4

4

4

4

Математика

5

5

5

4

4

4

4

Окружающий мир, природоведение

-

1

1

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

2

2

Технология (труд)

2

2

2

2

2

2

2

Обязательные занятия по выбору, факультативы

5

5

4

2

5

4

4

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной  неделе

25

25

25

22

25

25

25

Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной  неделе

22

22

22

20

22

22

22


При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности  школьников в сочетании с трудностью предметов.

Умственная работоспособность  учащихся неодинакова в разные дни  недели. В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому  их работоспособность в этот день низкая. Во вторник работоспособность  увеличивается и достигает максимального  уровня. В среду у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности, а в четверг  она несколько увеличивается, т.к. бессознательно, не умея волевым усилием  преодолеть начальные стадии утомления, школьники отдохнули за среду. В  субботу работоспособность самая  низкая.

В связи с этим распределение  учебной нагрузки должно строиться  таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и  четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные  предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в  остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

Информация о работе Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку