Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:50, реферат

Описание работы

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления.

Работа содержит 1 файл

2 курс.docx

— 559.33 Кб (Скачать)

 

 

62.Гигиенические требования к  учебникам, учебным пособиям.                                                           Гигиенические требования к учебникам, детской литературе и наглядным пособиям имеют своей задачей обеспечить удобочитаемость книг и учебных пособий и охрану зрения учащихся. Поэтому совершенно необходимо, чтобы книги и пособия по своему внешнему оформлению отвечали гигиеническим нормативам. Мы подчёркиваем важность стандартизации учебников в отношении их технического оформления (формат, переплёт, шрифты, бумага, брошюровка, обложка, рисунки и т. д.) и безусловного улучшения бумаги, шрифта, рисунков, чертежей, таблиц для учебников.  
Гигиена учебных пособий - это в основном гигиена зрения. Нарушение гигиенических требований к внешнему оформлению книг вызывает напряжение зрения, утомление глаз и может вести к стойким изменениям в строении и функциях органов зрения (близорукость ит. д.) и ухудшению качества учебной работы школьников. При чтении книг с мелкой, неразборчивой печатью учащиеся быстрее утомляются.  
Основные гигиенические требования к книге и учебным пособиям сводятся к следующему:  
а) внешнее оформление книги (пособия) должно обеспечивать полную ясность зрительного восприятия для нормального глаза;  
б) величина букв и других знаков должна быть такой, чтобы основные детали их были видны под углом зрения в 1 градус;  
в) размер букв и изображений должен учитывать расстояние, на котором читается книга (30-35 до 50 см) или рассматривается классное пособие, демонстрируется опыт (8-10 м);  
г) буквы и изображения должны чётко вырисовываться на окружающем фоне, не требуя повышенной освещённости места занятий или приближения глаз к книге (пособию);  
д) книга и пособие по своему оформлению должны быть красивыми, аккуратными и, в частности, побуждать детей к соблюдению гигиенических привычек при обращении с ними (брать книгу чистыми руками, не  класть на загрязнённый стол и т. д.).  
Сведения о гигиене книги и учебных пособий учителю следует использовать в учебно-воспитательной работе с учащимися, при демонстрации пособий, оформлении таблиц и пр.  
Книга, полностью удовлетворяющая гигиеническим требованиям, не предостережёт детей от чтения её в неудобной позе или при недостаточном свете, если учитель не будет вести соответствующей воспитательной работы с учащимися. С другой стороны, надо воспитывать у детей бережное обращение с книгой, например, надо приучать детей не оставлять книг и пособий открытыми, особенно на солнце: от света бумага желтеет и уменьшается контрастность фона и бумаги. Запачканная книга не только представляет плохой пример в воспитательном отношении, но может быть причиной распространения инфекции.  
Гигиенические требования к учебным и наглядным пособиям. Наглядное пособие не достигает своей основной цели, если оно плохо видно ученикам. Недопустимо, чтобы пособие вызывало напряжение зрения при разглядывании его.  
Печатные и самодельные пособия отчётливо видны ученикам в том случае, когда они состоят из элементов, каждый из которых виден под углом 1 градус.  
Пособие должно быть без напряжения видно с задних рядов (в классе - 8 м, в учебных лабораториях - 10 м). При простых формах шрифта высоту букв для классного пособия надо предусматривать не менее, чем в 3,5 см, а для каждого элемента изображений и других знаков - не менее 3,5 мм.  
Надписи на картах и таблицах должны отстоять друг от друга не менее, чем на двойную высоту букв.  
Географические и исторические карты и другие аналогичные пособия должны раскрашиваться прозрачной краской небольшой насыщенности.  
Рисунки на наглядных пособиях следует делать достаточными по величине, вполне чёткими.  
Основные требования к школьно-письменным принадлежностям. Высокое качество тетрадей, перьев, ручек, чернил, карандашей имеет весьма существенное значение как в педагогическом, так и в гигиеническом отношении.  
Размер тетрадей принят следующий: 170 мм (ширина) на 210 мм (высота). Принятая разлиновка тетрадей имеет своей задачей облегчить детям овладение правильными начертаниями букв и направлением строки. Линии делаются чёткими, голубого цвета, не слишком яркими, раздражающими глаза, и не бледными, обусловливающими напряжение зрения.  
Расстояние между линиями обеспечивает соответствующую высоту букв в тетрадях: в первом классе 8 мм, во втором классе 5 мм и 4 мм.  
В третьем классе, чаще всего со второй половины его, дети переходят к письму по одной линейке с расстоянием (интервалом) между строками в 10 мм, а в пятом и последующих классах 8 мм.  
Наклонные линии(под углом в 65° к горизонтали) помогают ученику выработать навык слегка наклонного почерка, наиболее удобного для связного и беглого письма.  
Поля в тетрадях выделяются шириной в 2,5-3,0 см. Они создают возможность отдыха для глаз при письме и чтении и удобны для внесения и исправления записей учителя. Длина строки тетради делается 14 см, не считая полей. Более длинная строка потребовала бы излишней работы глазных мышц для приспособления глаза к рассматриванию изображений, находящихся в разных местах длинной строки.  
Карандаши надо советовать детям покупать средней твёрдости (№ 2, В и НВ). Стержень карандаша изготовляется из измельчённого графита и должен быть насыщенного чёрного цвета. Твёрдые карандаши требуют значительных усилий при письме, дают бледные, мало различаемые знаки и потому (с точки зрения гигиены) не могут быть рекомендованы для школьного употребления.  
Использование пеналов (для хранения и переноски ручек, перьев, карандашей) приучает детей к аккуратности, чистоте и порядку.  
Резинки. У учащихся иногда появляется манера смачивать слюной резинку и графит карандаша; учитель должен бороться с этой антигигиенической привычкой.  
Классные мелки всего удобнее величиной 85 и 15 мм, белого цвета, средней твёрдости. Они дают сочную контрастную черту. Полезно перед употреблением обёртывать бумагой. Использование в школах цветного мела допускается в тех случаях, когда это является важным в педагогическом отношении: для выделения частей слова или буквы на уроках грамматики, при черчении диаграмм, при нанесении кривых, в стереометрии и т. п.  

63. основные задачи и гигиенические принципы физического воспитания учеников

Физическое воспитание — это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья. Основные задачи физического воспитания:                                                             • обеспечение благоприятно протекающего созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма, повышения его биологической надежности;                                                                                                                                                                                                  • своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;                                                                                                                                                                                                                                                • повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;                                                                                                                                                               • совершенствование реакций терморегуляции;                                                                                                                                                                                          • нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное воздействие;                                                                                                                                   • формирование сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом.                                                                                      Физические нагрузки, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, благоприятно влияют на обменные процессы, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию. Их выполнение на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивает продуктивную умственную работу.

Физическое воспитание подростков — система, включающая основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение и различные формы и средства физического воспитания. Основное обучение включает занятия или уроки физической культуры, дополнительное — должно быть представлено физкультурно-оздоровительными и физкультурно-спортивными мероприятиями. Основной и дополнительный виды обучения являются обязательными для режима дня детей и подростков, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях, и осуществляют дифференцирование в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей.

Факультативное обучение является не обязательным, с точки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важным в плане повышения двигательной активности подростков, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке. Данный вид обучения должен быть представлен внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам, в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).

Самостоятельное обучение — индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием средств физического воспитания.

В образовательных учреждениях  разного типа используют как основную форму занятий урок физической культуры. Дополнительными формами занятий  могут быть физкультурно-оздоровительные  занятия в режиме учебного дня  школы:

• гимнастика до учебных занятий;

• физкультурные минутки во время  уроков;

• физические упражнения и подвижные  игры на удлиненных переменах;

• ежедневный час здоровья в группах  продленного дня.

Факультативное обучение включает:

а) спортивную тренировку: кружки физической культуры; спортивные секции; группы общей  физической подготовки;

б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: ежемесячные  дни здоровья и спорта; внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты;

в) лечебно-оздоровительные занятия: специальные медицинские группы; группы лечебной физкультуры; индивидуальные занятия лечебной физкультурой; гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика; физкультурные упражнения на переменах.

Самостоятельное обучение включает подвижные игры с друзьями, старты всей семьей, экскурсии и походы с друзьями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.

Физическая культура и спорт  оказывают всестороннее влияние  на организм подростков, в том числе  на трудовые, профессионально значимые функции и качества.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — специализированный педагогический процесс, обеспечивающий развитие и совершенствование двигательных навыков и функций в соответствии с требованиями той или иной профессии. ППФП оказывает выраженное благоприятное  влияние на состояние здоровья, повышает неспецифическую резистентность и  адаптационные ресурсы подростков. Эффективность ППФП увеличивается  на фоне высокого уровня суточной двигательной активности, применения тренажеров и  нетрадиционных форм физического воспитания (психофизическая тренировка, тренировка зрительного анализатора). Выделяют предшествующую ППФП, которая осуществляется в 8-9-х классах, и  
сопутствующую — в 10-11-х классах. Преимущество остается за сочетанием вариантов использования ППФП.

Физическое воспитание подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами:                                                                                                                                                                • оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;

• дифференцированное применение средств  и форм физического воспитания в  зависимости от возраста, пола, состояния  здоровья и физической подготовленности подростков;

• систематичность занятий, постепенное  увеличение нагрузок и комплексное  использование разнообразных средств  и форм физического воспитания;

• создание полноценных условий  внешней среды во время занятий  физкультурой.

Основные средства физического  воспитания — физические упражнения, природные факторы, массаж, личная гигиена.

Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной  школе определяется учебной программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, отнесенными  по состоянию здоровья к специальной  медицинской группе, и другими  документами. Содержание уроков физической культуры определяется программой отдельно для учащихся 1-4, 5-9,  
10-11-х классов. Программы для 10-11-х классов составлены с учетом пола.

В режиме учебного дня должны предусматриваться  не менее 2 (3) уроков по физической культуре продолжительностью 45 мин. в неделю, утренняя зарядка, физкультурные паузы  на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневный физкультурный час в  режиме групп продленного дня. Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников  
(День физкультуры. День здоровья и т.д.) и занятия в спортивных секциях.

Уроки (занятия) физической культурой  имеют научно обоснованную структуру  и продолжительность. В структуре  урока (занятия) выделяют три части  — вводную, основную, заключительную.

Задача вводной части урока  — создать у подростков эмоциональное  настроение, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к  предстоящей повышенной физической нагрузке. В этой части урока должны быть построение, ходьба с выполнением  дыхательных упражнений, упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного  аппарата и их коррекции, легкий бег. Продолжительность вводной части 5-10 мин.

Задача основной части урока  — обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных  мышечных групп и совершенствование  физиологических функций организма. В основную часть урока должна входить и спортивная игра. Основная часть урока длится 25-30 мин.

Задача заключительной части занятия  физической культурой — обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у подростков. Обязательными элементами заключительной части урока являются ходьба с выполнением дыхательных упражнений и подведение итогов урока. Продолжительность этой части занятия 3-5 мин.

Важным фактором является достаточность  нагрузок для подростков, которая  может определяться моторной плотностью уроков физической культуры (соотношение  времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и обшей продолжительности  занятий, в процентах) и должна составлять 60-80%. На занятиях физкультурой должны использоваться современное, исправное  оборудование и спортивный инвентарь, в том числе тренажеры.

 

 

64. отдельные формы физического  воспитания учеников и их характеристика 

 
 
1. Урок физической  культуры.

 
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; 
 
б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения; 
 
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; 
 
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д. 
 
Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый. Их основное содержание - двигательная деятельность. 
 
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.      
^ Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель - способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий - это комплексы из 7-9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6-7 мин (в младших классах - не более 5-6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2-3 недели, т.е. 2-3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде - в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе. 
 
физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель - снятие «томления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1-2 мин. 
 
В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда). 
 
^ Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. 
 
^ Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; под-Держание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями. 
 
 
3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников. 
 
 
Формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

Информация о работе Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку