Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

В настоящее время многие российские фирмы, объединения, организации, политические партии уже создали свои представительства в Интернете. Первые российские web-страницы появились в начале 1994 г., а сегодня их уже тысячи.

Анализ показывает, что хорошо сделанная web-страница в конечном счете решает несколько задач:

- устраняет дублирование одной и той же деятельности раз­ными отделами; информация о работе каждого подразделения становится известна всей организации, поэтому легче коорди­нировать работу;

- сокращает время на поиск нужной информа­ции и, в конечном счете, повышает эффективность работы службы;

- осуществляет связь с общественностью и резко улучшает отношение людей к организации, так как им стано­вится понятным, чем она занимается, зачем нужна и куда мож­но обратиться рядовому гражданину в случае необходимости;

- формирует имидж организации в многомиллионном про­странстве, помогает находить зарубежных партнеров, способст­вует вхождению организации в мировое сообщество в качестве равноправного партнера.[233] Поэтому чрезвычайно важен факт подготов­ки нужной информации для выставления ее на странице. Но пока, за очень редким исключением, web-страницы создаются и функционируют не под контролем специалистов по связям с общественностью.

Компьютерные технологии позволяют использовать принцип не толь­ко однолинейной, но и многофункциональной, диалоговой связи, созда­ющей новые возможности для участия в политико-информационном об­мене. Ряд информационно-аналитических центров исполнительных орга­нов используют следующие технологии: электронные таблицы вопросов направляются с помощью модемной связи в интересующие регионы; от­веты респондентов таким же образом попадают в компьютеры исследо­вательского центра, обрабатываются и могут служить основой для фор­мирования соответствующих подходов со стороны управленческих струк­тур в отношении тех или иных субъектов управления, проведения изби­рательной политики, изучения, формирования и манипулирования обще­ственным мнением.

В целом, в России еще предстоит сформировать и отладить механизм повседневной деятельности службы PR в органах го­сударственной власти, где работа специалистов станет эффек­тивной лишь тогда, когда органы государственной службы, по­лучая полную информацию об общественном мнении, исполь­зуют ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия государственного решения, так и в деятельность ор­ганов государственной власти.

 

33. Особенности технологий социальной работы с семьей

 

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.

Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

В настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.

Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы - все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Для решения проблемы семьи в органах местного самоуправления или подведомственных им учреждениям создаются специальные органы (это может быть координационный совет, комиссия и т.п.). Этот орган является коллегиальным т.е. включающих в себя представителей различных ведомств занимающихся проблемами семьи прямо или косвенно. В состав данного координационного органа входят представителей различных ведомств:

- представитель ОВД (участковый инспектор либо инспектор по делам несовершеннолетних). Он дает правовую оценку ситуации в семье, информирует о юридической ответственности в случае ее дальнейшего усугубления, а также оказывает помощь при анализе нормативно-правовых актов через призму конкретных ситуаций семьи;

- представитель органов здравоохранения (участковый педиатр или участковый терапевт). Он освещает медицинские аспекты проблемы семьи, предлагает необходимую медицинскую помощь и дает рекомендации о возможном медицинском вмешательстве в пределах своей компетенции;

- представитель органов образования (социальный педагог школы). Он информирует о положении дел в школе (об успеваемости, посещаемости, и проблемах у детей в процессе обучения). Также он отчитываться о проделанной в школе работе с данной семьей, а также разрабатывает основные направления, и организуют дальнейшую помощь семье со стороны школы;

- представитель органов социальной защиты населения (специалист по соц. работе). Осуществляет подготовительную работу с семьей, т.е. проводит всестороннее изучение ситуации, патронат семьи, а также готовит материалы по ситуации данной семьи для ознакомления других членов координирующего органа. Он оформляет и хранит протоколы координирующего органа. Ведет переписку с различными заинтересованными инстанциями. Ведет заседание координирующего органа и дает необходимую информацию по его ходу.

Цель деятельности координирующего органа по работе с семьей направлена на скорейший выход семьи из критической ситуации путем решения проблем ее спровоцировавших. Для достижения этой цели координирующий орган разрабатывает программы и технологии соц. работы с семьей. Эти технологии включают в себя ряд этапов. В каждом конкретном случае технология специфична, но можно выделить некий общий алгоритм который используется в большинстве случаев.

Этапы технологи социальной работы с семьей:

1) принятие документов или фиксация обращения семьи за помощью в решении той или иной проблемы.               При обращении за помощью необходимо заполнить заявление установленного образца, в котором упоминается проблема и по возможности дается ее краткая характеристика;

2) сбор всесторонней информации о семье и ее проблеме (происходит знакомство и беседа с членами семьи, а также соседями, учителями, врачами и т.д.);

3) изучение запроса или обращения семьи. Изучается, в чем состоит суть проблемы, и какие виды и формы помощи необходимы;

4) доведение до сведенья членов координирующего органа информации о проблеме семьи для ознакомления и обдумывания вариантов помощи;

5) обсуждение на заседании координирующего органа проблемы семьи без присутствия ее членов;

6) разработка и утверждение программы помощи семье на заседании координирующего органа (может проводится в присутствии, либо без присутствия членов семьи);

7) доведение до сведения семьи программы помощи в виде рекомендаций;

8) направление в случае необходимости информации о ситуации в семье в заинтересованные инстанции;

9) контроль за реализацией программы помощи в семье.

Социальный работник должен распознать причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, и найти эффективные способы разрешения проблем.

 

34. Модели практической социальной работы за рубежом

 

В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др. К проблемам социальной работы как науки относятся специфические исследования, связанные с осмыслением места и роли института социального благосостояния в социальной структуре общества, соотношением социальной работы и социальной политики, социальными процессами, т.е. с системой «общество—человек», а также исследования, связанные с философским осмыслением места личности в обществе и ответственности общества за ее адекватное развитие, т.е. с системой «человек—общество». Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы «среда—человек—человек-среда».

В социальной работе пока не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых и развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы. Общим для социальной работы как науки и других общественных наук является использование основополагающих идей философов, социологов, психологов — К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, 3. Фрейда, К. Роджерса, Ж.П. Сартра и др.

В разных странах специалисты-практики предпочитают использовать те или иные модели социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень, хотя в последние два десятилетия в этой стране появилось множество технологий, использующих в качестве своей основы многообразные теоретические направления социальных наук.

Сейчас социальная работа стала неотъемлемой частью общественного устройства не только индустриально развитых, но и развивающихся стран. Наличие в ее арсенале знаний, навыков и умений, основанных на многочисленных теориях, моделях, техниках
и технологиях, является доказательством расширения и усложнения социальной практики, социальной работы.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности с каждым годом все более усложняется в силу возрастания количества проблем окружающей среды, политических, экономических, социальных и эмоциональных кризисов.

Теории, которые используют специалисты социальной работы в качестве основы своей практической деятельности, многообразны по своему уровню и масштабности и чрезвычайно неоднородны — от широких социальных теорий типа общей теории систем или марксизма до философских учений о смысле жизни и месте человека во Вселенной (типа экзистенциальной теории и медитации) или теорий, объясняющих сознательные и бессознательные компоненты человеческого поведения и индивидуальности (типа эго-психологии и психоаналитической теории).

Ни в одной стране, имеющей традиции социальной работы, нет единого теоретического обоснования практики социальной работы. Означает ли это, что в области теоретических основ социальной работы в зарубежной практике господствует анархия?

Мировой опыт свидетельствует об обратном. Как уже отмечалось, целостная система знаний, навыков и умений является одной из постоянных составляющих профессии социального работника. Эта система позволяет отобрать из множества социальных ресурсов самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы. Элементы этой целостной системы взат имосвязаны и в случае необходимости блокируют несовместимые связи. Более того, сама система открыта для взаимовлияния других систем знаний. Иными словами, социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концептуальную основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расширения научного знания об обществе и человеке. Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических и коммуникационных, гуманистических и экзистенциальных, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Эти теоретические модели основаны на идеях или даже целостных теориях, присущих традиционным отраслям общественных наук — философии, социологии, психологии, политологии й др. При всей внешней абстрактности сложившихся на Западе теоретических моделей каждая из них предполагает использование принципиально различных методов работы с клиентом. Тем не менее международный опыт доказывает, что на практике социальный
работник может объединить даже непримиримые теории и разработать синтетическую модель решения задачи. Работая с конкретным клиентом или с группой, социальный работник использует и принципы гуманистической психологии, и законы научения; обучает клиента (клиентов) методам трансактного анализа, проводит психо- и социодраматические игры и др.
Поэтому социальный работник должен обладать глубоким теоретическим знанием социальной работы и мастерством в применении практических методов, основанных на этих теориях. Рассмотрим некоторые основные теоретические модели, применяемые в социальной работе за рубежом. Прежде всего это психолого-ориентированные модели, разновидностью которых являются традиционные психодинамические модели, основанные на психоанализе 3. Фрейда. В чистом виде психоанализ сейчас используется довольно редко, хотя в течение долгого времени он был основой работы на индивидуально-личностном уровне или «работы со случаем» {«сазе юогк»). В отличие от классического психоанализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не на прошлом человека, при этом анализируется восприятие им реальной социальной ситуации. В социальной работе часто используются бихевиористская, ког
нитивная и гуманистическая модели — как системы философских
взглядов на мир и человека, включающие в себя ряд основополага
ющих принципов отношений между людьми. Поскольку они во
многом определяют мировоззрение специалиста, необходимо хотя
бы кратко рассказать об их значимости для профессиональной со
циальной работы.

Философия экзистенциализма, на которой основаны психоло-го-ориентированные гуманистические модели социальной работы, подчеркивает постулат свободы и бесконечного потенциала .каждой личности; утверждает, что жизнь человека определяется системой его выборов, происходящих в любой момент времени и определяющихся исключительно его целями и желаниями.

Согласно концепции экзистенциализма никто и ничто не в со
стоянии повлиять на жизненный путь человека. Такая мировоззрен
ческая позиция логически обусловливает следующие принципы со
циальной работы: субъект-субъектные отношения специалиста и
клиента; недирективность воздействия; терапия, центрированная
на клиенте; принцип личностного роста, развития потенциала. Ав
тором большинства этих и других понятий в рамках гуманистичес
кой психологии является К. Роджерс, который считал, что именно
отношения клиента и специалиста могут стать прообразом конст
руктивных межличностных отношений. Сама же личность является
постоянно меняющейся, соотносящей представления о себе и свой
жизненный опыт в процессе бесконечной самоактуализации, раз
вития, роста. Идеальная личность в концепции гуманистической психологии представлена в терминах самоактуализации А. Маслоу в результате обследования людей, соответствующих его определению развивающихся.
Гуманистическая модель разработана скорее с философских, а не с практико-психологических (в позитивистском понимании) позиций. Методы психотерапии К. Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или иного теоретического утверждения или практического правила. Чтобы понять смысл неформализованных методов и методик гуманистической психологии, необходимо помнить, что ее идеи имеют явную антипозитивистскую окраску и с момента своего зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам в виде третьей силы.

Тем не менее принципы гуманистической модели являются универсальными, мировоззренческими и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы даже теми, кто отвергает эту модель или является приверженцем узкоспециальных теорий. Такие постулаты, как необходимость обеспечения клиенту благоприятного социально-психологического климата, принцип доверия и безусловного принятия, высокая способность социального работника к эмпатии, повсеместно упоминаются в научной литературе разных направлений даже без упоминания источника.

Таким образом, социальная работа в рамках гуманистической ориентации не только не мешает специалисту использовать различные методы и техники других школ, но и необходима для успешной и эффективной работы с индивидом или группой.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"