Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

 

45. Технологии социальной реабилитации в социальной работе.

 

Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся  социальные  связи и  отношения  и  с  разной  степенью  глубины меняется социальная  среда  его  жизнедеятельности.  В  таких  обстоятельствах  субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные  социальные позиции,  восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для  субъекта социальные  связи и отношения. Иначе  говоря, необходимым  условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление  ситуации  социальной и  личностной недостаточности. Эта  задача  может  и  должна  быть  успешно  решена  в  процессе  организации  и проведения социальной реабилитации субъекта.

Социальная  реабилитация –  это  комплекс мер,  направленных  на  восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс. Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное  социальное окружение, формы  деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые  с неизбежностью и необходимостью ведут к  тем или иным потерям. Всё  это  приводит  к  тому,  что  человек  или  группа  начинают  испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.

К средствам  социальной реабилитации, которыми располагает  современное общество, можно отнести следующие системы:

        - здравоохранения;

        - образования;

        - профессиональной подготовки и переподготовки;

        - средства массовых коммуникаций и массовой информации;

       -  организации  и  учреждения  психологической  поддержки,  помощи  и  коррекции;

       -  общественные  и  негосударственные  организации,  работающие  в  сфере решения  специфических социальных и  личностных проблем (трудоустройство инвалидов  или  несовершеннолетних,  помощь жертвам  сексуального  или  семейного насилия и т. п.).

Основные цели  социальной  реабилитации,  можно  охарактеризовать  следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции  субъекта. Во-вторых,  достижение  субъектом  определённого  уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение  уровня  социальной  адаптации  субъекта  к  новым  условиям жизнедеятельности.

 

46. Информационные технологии в социальной работе

 

В настоящее время вся деятельность человека не мыслима без использования компьютера, компьютер  оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу. Управление социальной работой в современном мире невозможно без сбора, обработки, хранения информации, а значит и без её управления. Невозможно представить социального работника, который бы не занимался хранением, получением, поиском и переработкой информации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Потенциал компьютерных информационных систем и систем разработки программ состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого организация может улучшить свою работу. Для этого необходимы три элемента: 1) способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; 2) возможность доступа к информации, способной повлиять на выбор управленческого решения; 3) способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо. Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

В процессе обмена информацией выделяют 4 основные элемента:
1. отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее (передает сообщение о событиях или о целях);
2. сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов (выраженная в цифрах, словах, жестах);
3. информационный канал – средство передачи информации (телефон, письмо, электронная почта, радио);
4. получатель – тот, кому предназначена информация, и кто может принять ее и использовать. Целью управления в сфере социального обслуживания является успешная работа организации по обслуживанию клиента. Специалисты по социальной работе разрабатывают программы, распоряжаются людьми, ресурсами, а также информацией. Не отрицая того, что для улучшения работы организации необходим компетентный персонал и соответствующие ресурсы, ясно, что эта  работа может быть улучшена, и в некоторых случаях радикально, за счет использования силы информации. Потенциал компьютерных информационных систем и систем разработки программ состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого организация может улучшить свою работу. Для этого необходимы три элемента: 1) способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; 2) возможность доступа к информации, способной повлиять на выбор управленческого решения; 3) способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо. Компьютеризованные управляющие информационные системы (УИС) быстро становятся основным механизмом обеспечения работников социальной сферы информацией, необходимой для разработки и осуществления программ.

47. Социально-педагогические технологии в социальной работе

 

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, наркомании, алкоголизму и другим асоциальным явлениям. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, а нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
   Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам.
   В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека, в их числе — социальная педагогика. На использование педагогических технологий в социальной работе ориентируют многие исследователи (А.М. Панов; М. Пайн). В социальной работе, в ходе оказания социальной помощи, при осуществлении мероприятий по социальной защите, в процессе переобучения кадров применяются диагностические педагогические технологии, дидактические технологии, воспитательные технологии, коррекционно-педагогические и терапевтические педагогические технологии. Социальные работники осуществляют психолого-педагогическую диагностику личности, воспитанности и воспитуемости, обученности и обучаемости субъектов, на которых ориентирована социальная помощь. Глубина диагностики развития личности определяется методикой этой работы. Социально-педагогическая ориентация этой диагностики направлена, в частности, на выявление сензитивной личности к социальным факторам, в том числе к тем из них, которые связаны с социальными факторами, органически входящими в учебно-трудовую деятельность, в производительный труд. С информационной точки зрения в современных условиях организации учебной, трудовой, общественной деятельности наблюдается разрыв между специализированными диагностическими работами и прогнозированием на их основе учебной, трудовой, общественной деятельности. Хотя нынешние социально-экономические условия почти не ориентированы на системную организацию личностно-деятельностной сферы, тем не менее знания школьника, студента, специалиста, проработавшего порою не один десяток лет, их общеобразовательные, профессиональные умения смогут послужить основой для повышения статуса личности, если личность сама активно использует средства своей собственной перестройки, предоставляемые социальной помощью. Педагогические технологии являются стержнем социальной помощи, пеницитарной работы, коррекции воспитания. Необходимым элементом социально-педагогической технологии является включение людей в деятельность, соответствующую содержанию предстоящего труда, учения, общения. Для детей и подростков с отклоняющимся поведением включение в адекватную коррекционную деятельность является основным источником социально-педагогической работы. Особо актуальное значение имеет труд, удовлетворяющий следующим требованиям: возможность самостоятельной, активной деятельности; введение элементов творчества; достижение социально существенных и субъективно значимых результатов; обеспечение общения в планировании труда, в управлении трудовым процессом, анализе результатов труда, распределении благ.

 

48. Психологические методы социальной работы

 

В социальной работе активно используются психологические методы познания, прогнозирования и регулирования социального взаимодействия. Они направлены на решение задач социализации личности и совершенствование социума. Психологические методы регулирования социального взаимодействия, применяемые в социальной работе, также принято делить на индивидуальные и групповые.
    Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений.
    В социальной работе широко применяются методы оказания психологической помощи. Одним из самых простых и доступных в понимании методов оказания психологической помощи является психологическое консультирование.
    Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении клиенту его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях.
    Психологическое консультирование тесно связанно  с психотерапией.
    Психотерапия (от греческого рsyche – душа и therapeia – уход, лечение) – комплексное лечебное, вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
    Условно различают: а) клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и б) личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие (пациенту) нуждающемуся в помощи человеку в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности.
    Методы клинической психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия.
    Личностно ориентированная психотерапия (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний больного.
    В индивидуальной психотерапии решающим фактором эффективности  лечебного воздействия является психотерапевтический контакт психотерапевта и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности психотерапевта к сопереживанию.
    В качестве методов активизирующего терапевтического воздействия широко используются: а) трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие повышению компетентности больного в межличностных отношениях; б) совершенствования его способностей к самопознанию и саморегуляции.
    Психотерапия групповая – использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека.
    Психологическое консультирование отличается от долговременного курса психотерапии прежде всего временными рамками. Кроме временных различий, психологическое консультирование отличается от курса психотерапии уровнем проблем, личностных трудностей. То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий их решения. Нуждающиеся в помощи социально-психологического плана подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей.
    У клиентов, ориентированных на глубинную психотерапевтическую проработку, полюс жалобы иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние психологические трудности. К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди, военнослужащие и т.д. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность, социально-психологическая, медицинская, профессиональная реабилитация. Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: объект социальной работы осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психологических образований в новые условия своей жизнедеятельности. Углубленный характер по отношению к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические преобразования в структуре личности. Психические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, аутогенного погружения, гипноза, суггестии и т.д., отличаются системностью и силой воздействия. Особое место в процессе оказания психологической помощи социальным работником и поддержания психического здоровья нуждающихся в этом людей занимают социальная, социально-психологическая, профессиональная и медицинская реабилитация. Социально-психологическая реабилитация – это поэтапный процесс социальных, психологических, педагогических и профессиональных мероприятий, которые проводят одновременно с лечением или в те периоды, когда люди не нуждаются в лечении, но страдают от резкого изменения социальных отношений или условий жизнедеятельности и нуждаются в помощи. В случае оптимального процесса социально-психологической реабилитации наступает ремиссия и восстанавливается социальная адекватность. Ремиссия - это улучшение или стабилизация психофизического здоровья индивида.
    Этап социальной реабилитации лиц, испытывающих психологические трудности, представляет собой комплекс мероприятий по восстановлению их социального положения в соответствии с профессиональным уровнем, бывшим статусом в обществе, личностными особенностями и психическим состоянием.
    Не менее важным является этап профессиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация – это комплекс мер, совпадающий с периодом ремиссии, когда наряду с лекарственными средствами, психотерапией, разъяснительной работой, проводимой с родственниками, важное значение приобретают меры по организации трудовой деятельности больных, которой им придется заниматься на производстве после выздоровления.
    Этап медицинской реабилитации предполагает ряд медицинских мероприятий, совпадающий с периодом ухудшения психического состояния больных, которых размещают в стационаре, где основная роль отводится медикаментозным средствам, а при улучшении состояния - психотерапии и трудотерапии.
    Необходимым методом социальной работы выступает психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.
    Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации и реадаптации. Они включают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Социально-психологический тренинг, один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение) – психологический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности. Аутогенная тренировка, являясь активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направлена на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности. Выделяют две ступени аутогенной тренировки: 1) обучение релаксации, создание ощущение     тяжести, тепла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями; 2) создание гипнотических состояний различного уровней.

 

49. Технологии социального моделирования

Основные форматы, в которых может проходить групповое моделирование:
1. Открытый. Когда группа добровольно или принудительно сборная. Основные критерии – количество участников и по возможности пропорциональное наличие представителей основных групп интересов. Моделирование общественных процессов – гендерный, возрастной и социальный либо национальный состав группы.
2. Корпоративный. Критерии выделения групп в корпоративном формате: профессиональная либо функциональная группа (продажи, производство, финансы, маркетинг, ПР), управленческий уровень (топ, мидл, исполнители), регионы-центр принадлежность.
3. Мультикорпоративный. Здесь важна – представленность носителей исследуемых корпоративных стратегий и разных корпоративных культур. Требования по составу группы не менее 33 человек. Лучшие результаты дают проекты с численным составом более 70 человек.

По типам решаемых задач можно выделить следующие возможные области применения:

1.1. Исследование настоящего.

Гипотезы в зависимости от формата могут касаться структуры групповых процессов внутри компании (социальной группы), структуры взаимодействия нескольких компаний (групп), моделирования рынка (общества). Как протекают групповые процессы, какие установки убеждения являются образующими для группы (взаимодействия групп). Т.е. мы хотим узнать, как есть сейчас в заданной целевой группе.

1.2. Исследование будущего.

Конструирование развития возможного будущего может быть необходимо при проведении реорганизации компании (слияние, поглощение, реструктуризация). Определение расстановки политических сил при изменении электоральных предпочтений или прохождении критических политических процессов (перевыборы, общенациональные или локальные преобразования). Выстраивание целостной картины будущего при заданных вводных параметрах.

1.3. Исследование процессов перехода (транзитология).
В случае заданного исходного положения и заданного конечного положения (проектный режим) социальное моделирование может быть посвящено исследованию процесса перехода. C какими подводными камнями придется столкнуться, какие слабые места и неучтенные препятствия преодолеть. Насколько результат, полученный в конце, будет зависеть от действий (бездействий) в ходе транзитивного процесса.

1.4. Изменение систем.

Под системой будем понимать совокупность элементов и коммуникационных взаимосвязей формального и неформального характера (система управления, социальная сеть, кадровый резерв компании, компания, выстроенная по принципу сетевого маркетинга). Сам процесс моделирования осознанный и отрефлексированный может менять систему, в которой мероприятие проводилось. Система, получившая опыт структурированного прохождения процесса в заданных условиях будет отличаться от системы до получения данного опыта. Соответственно через моделирование условий прохождения данного процесса мы можем добиться необходимых нам изменений в самой системе.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"