Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

Первые теоретические модели, вошедшие в социальную работу, были основаны на идеях классического психоанализа (конец 20-х — начало 30-х гг.). Они, следуя идеологии фрейдизма, предполагали достаточно пассивное, воспринимающее поведение клиента и активную лечащую роль социального работника. Этот подход в той или иной степени отразился на всей дальнейшей практике социальной работы. Открытый понимающий стиль работы взамен контролирующего и директивного надолго определил взаимоотношения клиента и социального работника.

К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Они отразили не только результаты научных поисков крупных ученых разных школ теоретического осмысления проблем социальной защиты в современном обществе, но и его эволюции, изменения в самом содержании и формах социальной работы.

Анализ известных теоретических подходов к построению научного знания в области социальной работы по их отношению к смежным наукам, оказавшим и оказывающим на него наиболее сильное влияние, свидетельствует о наличии, как минимум, трех групп теорий:
1) психолого-ориентированные теории социальной работы;
2) социолого-ориентированные теории социальной работы;
3) теории социальной работы психолого-социологической (социолого- психологической) или комплексной, междисциплинарной ориентации.

К комплексно-ориентировочным моделям относятся прежде всего когнитивная, социально-педагогическая и виталистская модели.

 

24. Девиантное поведение как проблема социальной работы

 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения. Причины отклонений в поведении человека возникают как результат политической, социально-экономической и экологической не стабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.

Обобщенные результаты позволили сформировать следующие выводы:

1.  Что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

2.  Отклоняющееся поведение как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

3.  В профилактики и преодолении девиантного поведения необходима правильная диагностика причин и мотивов поступков, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внешние проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении учащихся точный диагноз позволяет правильно выбрать оптимальную методику оказания социальной помощи детям с девиантныи поведением, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положит, тенденций в его поведении.

Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальный проблем, требующих своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование в предупреждении и профилактике девиаций подростков в социальной сфере.

 

25. Профессиограмма социального работника

1. Определение социальной работы

Социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям с целью улучшения их жизненного благополучия, направленная на решение проблем в отношениях между людьми и способствующая социальным переменам в обществе.

Социальная работа является:

практической деятельностью, направленной на оказание содействия людям, социальным группам в преодолении социальных и личностных трудностей; учебной дисциплиной; научным направлением.

Содержание деятельности социального работника

оказание помощи индивидуумам, семьям, группам и сообществам (социальная поддержка, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика);

содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

изучение социальных и психосоциальных проблем;

разработка и реализация социальных программ по решению проблем социально уязвимых групп населения, и оценка эффективности данных программ.

Организации, включенные в сферу деятельности социальной работы:

Деятельность социального работника может осуществляться как на уровне непосредственной (прямой) социальной работы с людьми, так и на уровне организационно-управленческой и административной деятельности. Социальный работник может быть как сотрудником, так и работать в партнерстве со следующими учреждениями:

учреждения и организации системы социальной защиты населения (дома Мурувват, дома Саховат, собесы и др.), народного образования (дома Мехрибонлик, органы опеки и попечительства, общеобразовательные учреждения, специализированные дошкольные и школьные учреждения, вспомогательные образовательные учреждения и др.), здравоохранения (семейные поликлиники, специализированные медицинские учреждения, реабилитационные центры, медико-педагого-психологические комиссии и т.д.), комиссии по делам несовершеннолетних при хокимиятах, специализированные профессионально-технические колледжи и лицеи и другие;

районные, городские и областные хокимияты;

районные, городские и областные органы управления народным образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, по труду и социальной защите, органы внутренних дел;

махалля;

общественные организации и объединения.

Клиентами социальных работников являются социально уязвимые группы людей, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, обслуживании и защите:

дети и молодые люди: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с особыми потребностями; дети, живущие с ВИЧ; дети и молодые люди правового риска или вступившие в конфликт с законом; воспитанники и выпускники детских институциональных учреждений; учащиеся и выпускники специализированных учебных и учебно-воспитательных учреждений; безнадзорные дети; дети, испытавшие жестокое или небрежное обращение, свидетели насилия; дети, вовлеченные в трафик, наихудшие формы труда и эксплуатацию всех видов; дети, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов и другие;

семьи и женщины: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи с членом семьи с ВИЧ, семьи с членом семьи с особыми потребностями, семьи в кризисной ситуации (пережившие смерть одного из членов, развод, конфликты, домашнее насилие, миграцию и т.д.); семьи, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов; приемные семьи и семьи-усыновители и другие;

люди с инвалидностью и их семьи;

пожилые люди, нуждающиеся в социальной поддержке;

люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации: пережившие смерть или тяжелые заболевания близких, имеющие хронические заболевания, потерявшие работу, жилье и другие;

люди, живущие с ВИЧ;

люди с алкогольной и/или наркотической зависимостью;

люди, вышедшие из пенитенциарных учреждений и/или отбывающие сроки наказаний в закрытых учреждениях и другие.

2. Профессиональные знания социального работника

Социальный работник должен обладать знаниями:

об основных принципах социальной политики в Республике Узбекистан, государственных социальных программах и направлениях в области социальной политики;

о социальной работе как профессиональной деятельности;

о профессионально-этических нормах и ценностях социальной работы;

о современных теоретических моделях социальной работы и исследованиях в этой области;

о различных методах решения социальных проблем, проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;

о человеческом поведении и развитии, о развитии общественной среды, о взаимодействии биологических, психологических, социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании человеческого развития и поведения;

о возрастных, психосоциальных и этнокультурных особенностях функционирования различных групп населения;

о влиянии традиций, культуры, религии, а также личных убеждений и установок на развитие и поведение человека, с учетом позитивных и негативных сторон такого влияния;

о международно-правовых и национально-государственных нормах социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);

о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи, оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные учреждения и т.д.

3. Профессиональные умения и навыки социального работника

Социальный работник должен уметь:

следовать профессионально-этическим нормам в своей профессиональной практической деятельности;

уметь работать с индивидуумами, семьями, группами и сообществами;

знать особенности и уметь оказать помощь различным группам населения (детям, молодым людям, женщинам, пожилым людям, людям с инвалидностью и т.д.);

владеть навыками общения (навыки межличностного общения с клиентами, детьми, коллегами и другими специалистами, навыки вербального и невербального общения);

владеть навыками оценки и планирования (сбор и анализ информации для полной оценки, разработка ясных планов и соглашений на основе оценки ситуации клиента, регулярный анализ и оценка достигнутых результатов);

владеть навыками проведения интервенций (прямая работа с клиентами, сотрудничество с коллегами и другими специалистами, анализ и изменение планов по необходимости);

владеть навыками ведения рабочих записей (ведение записей по делам, написание отчетов и писем, ведение ясной и точной записи, соответствующей требованиям, установленным в организации);

владеть навыками самоуправления (организация собственной работы и времени, знание своих сильных и слабых сторон);

быть способным работать под супервизией руководителя или более опытного коллеги и быть готовым обучаться;

быть способным применять теорию на практике (знать и понимать теорию социальной работы, уметь выбрать и применить подходящую теорию для практической деятельности);

обладать навыками проведения исследований, применяя количественные и качественные методы сбора и анализа данных;

применять практику, основанную на доказательствах, с использованием данных современных исследований;

использовать организационно-правовой механизм обеспечения социальной защиты населения;

уметь работать в команде с коллегами и другими специалистами (развитие и поддержание эффективных рабочих отношений, способность делиться идеями и информацией);

понимать и представлять интересы своей организации (знание и понимание политики организации, ее процедур, целей и задач, умение представлять организацию);

способствовать повышению своей профессиональной компетентности.

4. Профессионально-личностные качества, необходимые социальным работникам

Социальный работник должен обладать следующими профессионально-личностными качествами, их развивать и демонстрировать:

безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав;

безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей, толерантность;

развитое самопознание и самооценка, критическое мышление;

эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать);

рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию);

умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения;

чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость;

настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций;

оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям;

умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь;

навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением.

5. Этические обязательства социальных работников

Социальные работники обязаны:

защищать права и содействовать интересам клиентов социальной работы;

стремиться к установлению и сохранению доверия у клиентов и соблюдать правило конфиденциальности;

содействовать развитию самоопределения и независимости у клиентов, пользующихся услугами;

защищать клиентов от опасности и причинения им вреда, насколько это возможно;

учитывать в практике культурные, этнические, возрастные, гендерные различия между людьми;

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"