Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

По отношению к объекту социальные технологии могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешние» технологии направлены на создание условий (что связано с сущностью проводимой социальной политики), способствующих уменьшению численности и доли населения, которое нуждается в помощи и поддержке государства, и помогающих человеку, группам "(слоям) людей, решать свои проблемы самостоятельно.

В этом случае технологии социальной работы должны носить упреждающий характер, способствуя не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению, например делая все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д.

Это возможно сделать также путём создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества.

«Внутренние» технологии адекватны «частным» технологиям — на уровне индивида, группы — и направлены на решение проблем конкретного человека или группы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мобилизацию их внутреннего потенциала, использование имеющихся ресурсов.

Средства. Учитывая, что социальная технология — это совокупность способов, методов приемов организации человеческой деятельности, выделим несколько групп методов, применяемых в социальной работе и определяющих использование той или иной технологии.

Прежде всего это классические методы социальной работы: индивидуальный, групповой, общинный, — применяемые к тому или иному уровню объекта и служащие основой «частных», «внутренних» и «внешних» технологий.

Несмотря на различие методов и конкретных сфер практической работы, можно представить технологическую схему их применения в виде шести основных этапов:

1) встреча с клиентом и установление контакта;

2) оценка, диагноз и определение проблемы;

3) определение цели, планирование услуг, заключение контракта, соглашения;

4) обслуживание, посредничество;

5) оценка итогов социальной работы (общинной, групповой, индивидуальной);

6) обратная связь и применение результатов в будущей практической работе.

Кроме того, технологии, основанные на классических методах социальной работы, предполагают использование таких специальных методов конкретных наук, как социологические, психологические, педагогические, социально-экономические, организационно-управленческие, медико-социальные. Например, методы наблюдения, тестирования, консультирования, психодиагностики, психокоррекции и т.п. в определенном сочетании могут служить основанием для разработки и применения психологической технологии.

Основываясь на использовании таких социологических методов, как анкетирование, интервью, анализ документов, экспертный опрос, можно построить технологию социального мониторинга проблем социальной сферы конкретного города, района, региона, т.е. вариант «внешней» технологии.

Соответственно могут быть разработаны и применены комплексные технологии, включающие различные методы. Один из примеров — социальное обслуживание пенсионеров на дому. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

• организация питания и доставка продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

• помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

• помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещений в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

• содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Как видно, здесь используются различные способы и методы оказания помощи. Поэтому, учитывая сложность социальных проблем, интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение; При этом и виды технологий будут весьма разнообразными.

Следовательно, учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

В зависимости от содержания, целей и функций социальной работы (нравственно-гуманистическая, информационно-коммуникативная, аналитико-прогнозная, организационно-методическая, рекламно-пропагандистская, регуляционно-профилактическая, аффективно-коммуникативная, социоинтегративная) можно выделить универсальные, общие технологии, которые могут применяться к любому виду и уровню объекта, использоваться любым субъектом социальной работы, — это социальная диагностика, социальная адаптация, социальный контроль, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальная защита, социальное проектирование, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

Так, социальная диагностика проводится в целях помощи клиенту, обратившемуся за помощью в социальную службу, и в целях исследования социальных проблем района, города, региона. Соответственно на каждом уровне будут применяться свои методы, способы сбора информации и постановки диагноза, определения путей решения проблем.

Процесс социальной адаптации сопровождает человека на протяжении всей его жизни — необходимо усваивать нормы, правила, человеческого общежития, приспосабливаться к новым социальным ролям, изменению социального статуса, изменениям состояния окружающей среды и внутриличностного состояния. В настоящее время различным слоям, группам населения (пенсионерам, молодежи, вынужденным переселенцам и др.) приходится адаптироваться к тем переменам, которые происходят в нашем обществе, и, соответственно, следует находить способы, методы, т.е. адаптационные технологии, которые бы позволили снизить негативные последствия проводимых социально-экономических реформ.

Таким образом, универсальные технологии, основываясь на общих принципах, всегда будут различаться с учетом специфики объектов социальной работы.

Управление. По иерархии управления можно выделить следующие технологии: государственные, региональные, территориально-отраслевые, местного самоуправления и трудового коллектива. Несомненно, разработка и исполнение этих технологий напрямую связано с субъектом, целями и масштабом тех задач, которые он должен решать.

Субъекты социальной работы — это государство со своими структурами, общественные, благотворительные и другие организации и учреждения, социальные работники.

Учитывая сложность субъекта социальной работы, можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Так, Министерство труда и социального развития в большей степени разрабатывает и реализует технологии социальной диагностики, социального проектирования, социальной защиты, социального обслуживания и др. в масштабах всей страны, с учетом особенностей различных социальных групп.

На уровне социальной службы и в зависимости от направленности ее деятельности (приют, стационар, социально-реабилитационные центры для различных категорий населения, консультации, центры занятости и др.) могут использоваться как частные, так и универсальные технологии, создаваться свои уникальные технологии, методики. Пример.— оригинальные методики сотрудников центра реабилитаций детей с ограниченными возможностями «Радуга» в г. Клину*

В зависимости от квалификации субъекта технологии могут быть простыми (доступными неспециалистам), сложными (требующими квалификации специалиста определенного профиля) и

комплексными (требующими квалификации и участия специалистов в различных областях). Так, социальное обслуживание ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре, обеспечивают педагог, психолог, врач, социальный работник, технический персонал, другие специалисты.

Возможна типологизация социальных технологий относительно субъекта и по такому критерию, как направление социальной работы: технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения, по месту жительства, в воинской среде, в пенитенциарной системе и т.д.

Кроме того, различают технологии социальной работы с населением, проживающим на территории страны, и с населением (группами), оказавшимся по тем или иным причинам за ее пределами, а также социальные технологий, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Добавим к этому, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на практической смекалке и не отличающихся высокой наукоемкостью. Их применение обычно связано с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут быть, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, основу которого составляет активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых его свойств и характеристик.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий, отличающей их от большинства регионов России.

Технологии в социальной работе во многом предопределяют её эффективность.

 

27. Технологии социальной работы в сфере здравоохранения

 

Специалист социальной работы, участвующий в оказании медико-социальной помощи населению в учреждениях здравоохранения, фактически осуществляет медико-социальную работу – профессиональную мультидисциплинарную деятельность медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезней и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико-социальной работы, является достижение как можно более высокого уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Трудная жизненная ситуация и патология здоровья отягощают друг друга и порождают так называемый порочный круг, который трудно преодолеть с помощью только медицинских мер.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно усиливают друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно сталкиваются с рядом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, матери, не достигшие 18-летнего возраста, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

Социальная работа в здравоохранении имеет много общего с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. При определении функций специалиста социальной работы в конкретном учреждении здравоохранения и построении технологий его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой функции, выполняемые в рамках медико-социальной работы, разделены на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные. Медико-ориентированные функции: организация медико-социальной помощи и ухода за больными; оказание медико-социальной помощи семье; медико-социальный патронаж различных групп; оказание медико-социальной помощи хроническим больным; организация паллиативной помощи; предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика); санитарно-гигиеническое просвещение; информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

Социально-ориентированные функции: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи; содействие в предупреждении общественно опасных действий; оформление опеки и попечительства; участие в проведении социально-гигиенического мониторинга; участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат; семейное консультирование и семейная психокоррекция; психотерапия, психическая саморегуляция; коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"