Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

знать и уважать права клиентов, быть уверенным, что поведение социального работника и использующиеся в работе подходы не повредят клиентам;

поддерживать общественное доверие к социальным службам;

быть ответственными за качество своей работы и за сохранение и улучшение своих знаний и навыков;

отвергать и препятствовать проявлению любых форм дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических особенностях, привилегиях, персональных характеристиках и другие.

6. Профессиональные обязательства социального работника

Социальный работник обязан:

выявлять семьи, детей и отдельные лица, нуждающиеся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;

изучать условия жизни социально уязвимых семей, детей и взрослых людей и организовывать их правовую и социальную защиту;

выявлять потребности клиентов и при необходимости перенаправлять в другие организации за получением дополнительных услуг: оказывать содействие в устройстве в медицинские и образовательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

устанавливать причины возникающих у клиентов трудностей, конфликтных ситуаций, оказывать им содействие в разрешении этих трудностей, конфликтов и социальную защиту;

проводить прямую работу с клиентом/клиентами по решению их проблем, применяя современные теории и модели социальной работы, делая акцент на сильных сторонах клиента и поиск ресурсов в его окружении;

организовать и координировать работу по обустройству детей, оставшихся без родительского попечения (например, усыновление или обустройство ребенка в приемную семью и т.д.);

организовать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации клиентов (например, выпускников институциональных учреждений, лиц, вернувшихся из мест заключения и т.д.);

обучать клиентов жизненным навыкам, которые необходимы им для благополучной интеграции в общество и для самостоятельного решения возникающих жизненных трудностей;

консультировать клиентов по развитию родительских навыков, по вопросам потребностей и возрастного развития детей, жестокого и небрежного обращения с детьми и т.д. для улучшения благополучия ребенка и семьи;

консультировать клиентов по вопросам изменения нежелательного поведения и приобретения социально приемлемого поведения;

организовывать и оказывать помощь в обучении семей правилам и навыкам ухода за детьми, больными и пожилыми людьми и т.д.;

повышать осведомленность общества через СМИ и образовательные программы с целью снижения существующих стереотипов в отношении уязвимых групп людей и пропаганды профессиональной социальной работы.

Взаимодействие с коллегами и другими организациями и службами: сотрудничество с коллегами, сотрудниками системы социальной защиты населения (психологи, юристы, педагоги, медицинские работники, работники органов социальной защиты, работники правоохранительных органов и т.д.)

Социальный работник:

работает в открытом сотрудничестве с коллегами и относится к ним с уважением;

устанавливает контакты с представителями различных организаций и учреждений, в помощи которых нуждается клиент, работая с ними в тесном сотрудничестве и взаимодействии;

способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб и созданию сети социальных служб, оказывающих помощь и поддержку клиентам;

помогает правильному восприятию и пониманию другого человека, находящегося в сложной жизненной ситуации у представителей других профессий и населения;

обменивается информацией со специалистами, вовлеченными в работу с клиентом, при условии соблюдения правил конфиденциальности и его наилучших интересов;

заявляет о спорных вопросах, которые могут создать конфликт интересов;

информирует руководство или соответствующие ответственные структуры о возможностях или оперативных трудностях, возникающих в процессе осуществления социальной помощи и поддержки различных категорий населения;

обращается за консультацией и помощью к руководству, если не чувствует себя способным или достаточно подготовленным к выполнению деятельности по социальной защите;

информирует руководство или другие ответственные организации о случаях применения коллегами небезопасной практики, злоупотребляющей стандартами оказания услуг.

7. Особенности профессии социального работника

Социальный работник в силу особенностей своей профессиональной деятельности сталкивается с рядом трудностей и проблем, о которых он должен быть проинформирован и с которыми он должен уметь справляться с помощью супервайзера или руководителя:

синдром профессионального “выгорания”, проявляющийся в психоэмоциональном и физическом истощении, снижении порога эмоциональной восприимчивости, уменьшении профессиональной мотивации;

частое столкновение с этическими дилеммами в работе и необходимость принятия решения в каждой конкретной ситуации;

столкновение с ситуациями, несущими угрозу его здоровью и жизни;

дефицит времени и средств для решения реальных ситуаций клиентов и их проблем;

информационная перегрузка или дефицит информации в условиях необходимости принятия быстрых решений по конкретной проблеме.

 

 

 

8. Результаты деятельности социального работника

В результате деятельности социального работника и существования института профессиональной социальной работы достижимы следующие результаты:

решение или снижение социальных проблем, существующих в обществе (проблемы, связанные с семьями, детьми, молодыми людьми, пожилыми, людьми с инвалидностью, с ВИЧ, с алкогольной и наркотической зависимостью и проблемы других, нуждающихся в помощи, защите и поддержке);

профилактика возникновения различного рода социальных проблем;

экономическая целесообразность и выгода вложения средств в деятельность социальных работников, способствующую предотвращению появления социальных проблем и их усугубления;

прогнозирование появления социальных проблем на уровне общества, семьи, различных групп населения, человека.

 

26. Технологии социальной работы: понятие и классификация

 

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе — они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе, как уже гсн верилось, может быть самой разнообразной". Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку;, б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); в) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и др.).

В этом случае социальные технологии рассматриваются как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки — органическое единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. Иными словами, эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер,

В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования; неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная); занятиями аудиторными,.самостоятельными (с преподавателем и без него) и т.д.

В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.). ' ',

Если социальная работа рассматривается как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных Организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно нуждающихся слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности к концентрированном виде социальные технологии приобретают вид обобщенных накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Такой общий подход позволяет продвинуться на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе, — имеются в виду фактически все три отмеченных аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта, практики (деятельность).

С учетом сказанного технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

Каждый компонент может служить основанием для систематизации технологий в социальной работе, и все структурные компоненты находятся в системной зависимости друг с другом (рис. 7.1). Рассмотрим некоторые компоненты социальной работы.

Объект. Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это — старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Кроме того, объект социальной работы может быть представлен различными уровнями ассоциативности: индивид, группа (семья, трудовой, учебный коллектив, молодежная или профессиональная группа, объединение лиц со сходными трудностями и т.п.), община (поселение, район, город). Это также требует своеобразных подходов и программ. Поэтому такие технологии можно назвать «частными» по отношению к объекту: технологии социальной работы с пожилыми (одним человеком или группой), технологии социальной работы с неполными семьями (одной, конкретной семьей или семьями, проживающими в конкретном городе), технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и т.д.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"