Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

Тем не менее экзистенциально-гуманистическая модель не предусматривает необходимого набора технологий для работы, например, с лицами с отклоняющимся поведением. Поэтому гораздо чаще используются бихевиористские и необихевиористские модели.  Бихевиористская модель делает основной акцент на наблюдаемом Поведении клиента, рассматриваемом как реакция на внешние стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в социальной работе стали проводиться эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы.
Бихевиоризм часто критикуют за механистическую ориентацию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия различных внешних факторов и является как бы результатом этого воздействия. Однако это не характерно для теорий, развившихся в русле необихевиоризма, в частности теории социального научения американского социального психолога Альберта Бандуры. Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая некоторые стереотипы социального поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно подкрепляются.
В данном случае положительное подкрепление имеет социальные характеристики и выражается в публичном одобрении — внимании, успехе и т.п. Бандура отмечает, что имитированный способ поведения может быть реализован не только в ближайший после наблюдения временной промежуток, но и через довольно длительное время. Модели социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью и жесткостью свойств по отношению к внешним воздействиям, с трудом поддаются изменениям. Прикладное значение идей А. Бандуры приобретает особый смысл в тех случаях, когда специалист социальной работы должен выработать у клиента определенные навыки и умения при его реабилитации.

По мнению зарубежных специалистов, методы бихевиорально-ориентированной социальной работы гораздо более эффективны, чем другие психолого-ориентированные методы* особенно в тех случаях, когда требуется выработать или изменить какие-либо поведенческие стереотипы.
Противоположная бихевиористской когнитивная модель подчеркивает необходимость рационального логического контроля над своим поведением со стороны клиента. Основу данной модели составляет один из тезисов символического интеракционизма о существовании единственной реальности, конструируемой самим субъектом. Применительно к социальной работе это означает, что восприятие клиента должно рассматриваться не как ошибочное, а всего лишь как отличное от других, и, следовательно, методы работы с клиентом должны быть не жесткими, а скорее обучающими. Когнитивная модель социальной работы (и, соответственно, деятельность самого социального работника) предполагает прежде всего социальное обучение. Не все социальные работники вначале приняли когнитивную модель, но начиная с 80-х гг. она широко применяется в мировой практике социальной работы.

Помимо психолого-ориентированных моделей в социальной работе за рубежом используются по меньшей мере еще свыше 20 разнообразных теоретических моделей: коммуникативные, радикальные и марксистские, феминистские, модели активизации и др. Одним из самых популярных является так называемая системная модель, имеющая несколько разновидностей. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А. Пинкус и А. Мина-хан". Они выделили три основных типа систем, наиболее значимы в жизни индивида: так называемые неформальные системы (семья, друзья, соседи и т.п.); формальные системы (политические партии, профсоюзы и т.д.); социетальные системы, представляющие собой основные социальные институты (школа, правоохранительные органы и т.д.).
Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения связи между ним и его окружением:
• отсутствует тот или иной вид системы;
• человек не знает о существовании системы, способной ему
помочь (либо не желает воспользоваться ее помощью);
• включение человека в ту или иную систему создает для
него новые проблемы (например, зависимость);
• конфликт различных систем.

Задача социального работника, использующего данную модель, — выявить те стороны отношений между клиентом и системами, которые являются источниками проблем, и оказать ему помощь в преодолении этих проблем.
В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одной из них является адаптированная к потребностям социальной работы теория Т. Парсонса, которая, правда, оказалась нежизнеспособной; другая модель — системно-экологическая — завоевала широкую популярностьи стала основой «модной» в наши дни концепции «жизненной модели». Согласно этой модели люди постоянно адаптируются к окружающей среде путем взаимоизменения (индивиды изменяют окружающую среду и, в свою очередь, изменяются под ее воздействием). Понятие «взаимная адаптация» является здесь центральным при анализе отношений «личность — среда». Существующие в обществе социальные проблемы (бедность, дискриминация, безработица и др.) «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым способность к взаимной адаптации. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможностями окружающей среды. Основными причинами стрессов являются, во-первых, разного рода жизненные трансформации (изменение статуса, роли, жизненного пространства, возрастные изменения и т.д.); во-вторых, воздействие окружающей среды (социальное неравенство, следствием которого являются неравные возможности для различных социальных групп и т.д.); в-третьих, межличностные процессы (например, эксплуатация). На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолеть с помощью адаптационно-корре-гирующих техник. Общим для, всех системных моделей являются фокусирование внимания на изменении окружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую, а не скрытых мыслей и чувств; признание возможности достижения желаемого результата различными путями. С методологической точки зрения системная модель является интегративной, поскольку предполагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами, и общностями, в которые они включены. Системный подход избегает прямолинейного объяснения событий, однако остается скорее объясняющим, чем предписывающим или рекомендующим какие-либо действия. Кроме того, системная модель и ее разновидность — системно-экологическая модель, считая, что конфликт угрожает интеграции и целостности системы, в любом случае ратуют за погашение конфликта и сохранение системы, хотя в реальной жизни зачастую требуются глобальные изменения на уровне всей системы. В связи с этим системная модель оказалась трудно применимой в конкретной практической деятельности, но, являясь одним из основных методологических принципов, она вывела теорию социальной работы на принципиально новый уровень анализа, постепенно стирающий противоречия между разными системами подходов.
Системная, в том числе системно-экологическая модели еще раз подтверждают вывод о том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умозрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне реальной практики, которая ориентируется на выполнение конкретных за-
Это обстоятельство стало причиной того, что в последнее десятилетие в социальной работе стали использоваться помимо традиционных (таких, как модель «кризисного участия», модель «интервенции», модель «превентивного вмешательства») теоретические модели социальной работы, несколько непривычные для классических научных школ. Примером такой модели является нейролинг-вистическое программирование (НЛП).
НЛП — это эффективная система методов техник, позволяющих воздействовать на поведение человека в сфере межличностных отношений. Наибольший интерес для социальной работы вызывают те элементы НЛП, которые касаются умения адекватно воспринимать вербальную и невербальную информацию о клиенте или партнере по общению, устанавливать и поддерживать межличностный контакт.
Согласно НЛПчеловек обладает тремя репрезентативными системами, с помощью которых воспринимает информацию об окружающем мире: визуальной, аудиальной, кинестетической. У каждого человека одна из систем более развита и используется чаще, чем другие. Поэтому успех общения партнеров во многом зависит от того, одинаковые или разные репрезентативные системы они используют.
Для установления взаимопонимания с собеседником необходимо сначала диагностировать используемую им систему и вербально и невербально продемонстрировать свою солидарность с ним. Индивидуальные представления людей о мире иногда совсем не похожи на реальную жизнь, поскольку могут быть слишком скудными или даже ошибочными. Выявить и изменить индивидуальную картину мира можно с помощью лингвистического анализа и программирования, которые использует социальный работник в работе с индивидуальным клиентом или группой.
Итак, теоретический «портфель» профессионального социального работника богат и разнообразен. Владение различными технологиями воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуются еще особое мастерство и способность к синтезу, которые вырабатываются только на основе опыта работы.
Овладение социальными работниками многофункциональными и разнообразными теориями не исключает возможности в дальнейшем сформулировать единую общую теорию социальной работы, которая предоставила бы специалистам возможность использовать многообразие методов в практической работе. Плюрализм теоретической основы социальной работы является богатым источником знаний, навыков, умений, позволяет специалистам применить их в соответствии со своими интересами, найти новые стратегические направления в работе, новые ценностные ориентации, осознать свои скрытые возможности.

 

35. Формы и методы оказания социально-медицинской помощи населению

Медицинская социальная работа (МСР) - новый вид мультидисциплинарной профилактической деятельности медицинского, психолого-педагогического, социально-правового хар-ра, направленной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью МСР является достижение max возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физ\псих патологией, а также соц. неблагополучием.
Объектами МСР различные контингенты, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, кот. взаимно потенцируют др. друга и решение кот. затруднительно в рамках односторонних проф.мероприятий. К таким контингентам относятся: длительно и часто болеющие, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом  и т.д.

МСР по сути является технологией оказания МС помощи (сущ. 5 видов МСП: профилактическая, лечеб-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая, зубопротезн.)

МСР регламентируют следующие документы: Основы законодательствава РФ об охране здоровья граждан. (статья 20), ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ», «О соц.обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». МСР формируется на стыке Здравоохранения и соцзащиты, потому должна выполнять следующие функции:
Социально-ориентированная(с. защита, представление интересов нуждающихся в органах власти, информация о льготах  пособиях и пр., семейное консульт-ие и психокоррекция); медико-ориентированная (организация медпомощи и ухода за больными, оказание МСП семье, сан-гиг просвещение, информатизация клиента о его правах (МСП)), интегративную (комплексная оценка соц.статуса клиента, формирование установки на ЗОЖ; МСЭ, реабилитация инвалидов, содействие профил. мероприятий).

МСР базируется на следующих принципах:
    1.Экосистемности – необходимо рассматривать клиента в его связи с окружающим миром

2.Полимодальности – подразумевает использование различных методов
3.Солидарности – взаимодействие с другими специалистами
4.Континуальности – имеется в виду долгосрочное воздействие на клиента
5.Конструктивной стимуляции – отказ от патернализма и стимуляция активности самого клиента

Основными направлениями МСР являются МСР профил. направленности и МСР патогенетической направленности, кот. ведется в отношении 5 групп клиентов: 1)группа повышенного риска; 2) члены семьи клиента и его окружающих 3) больные с вырж.соц.пробл; 4) длительно, часто и тяжело бол. 5) инвалиды.

МСР использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения – профилактика, реабилитация, психотерапевт и др., в системе соцзащиты – консульт-е, пособия, соц. обследование на дому, соц. обследование в стационарах, предоставление временного приюта и др. Также могут быть использованы формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.

 

36. Технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в практике социальной работы

 

Социальная  профилактика –  это  сознательная,  целенаправленная,  социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Приведённое  выше  определение  понятия «социальная профилактика» позволяет  выделить основные цели,  на  достижение  которых направлен  этот процесс:

-  выявление  причин  и  условий,  способствующих  возникновению  какой-либо проблемы или комплекса проблем;

-  уменьшение  вероятности  или  предупреждение  возникновения  недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

        -  предотвращение  возможных  психологических,  социокультурных  и  других коллизий у человека или группы;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Сложность и многообразие объектов социальной профилактики предполагают не менее  сложную внутреннюю  структуру этого вида деятельности. Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную  деятельность,  можно  выделить  последовательный  ряд её основных стадий:

1.Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности,  которые могут осложнить  процесс жизнедеятельности  его  самого  и  его  ближайшего  окружения.  Так,  воспитывая  ребёнка  в  гуманистическом  направлении,  родители  закладывают  основу  для формирования  у  него  в будущем широкого  и  полноценного  круга  общения,  возможностей  легко  сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения  возникновения  ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности  субъекта.  Так,  обучая  ребёнка  правилам  поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие.

3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы  деятельности и  поведения субъекта.

 

37. Методика и методы исследований в социальной работе

Демократические процессы в России и на Западе приводят к тому, что социальные исследования всё более расширяют границы своего применения. Тому несколько причин.

1.      Становится всё больше тем и проблем, которые свободно и открыто обсуждаются в обществе.

2.      Демократия характеризуется таким фактом, как выборы и референдумы, а значит, нужны опросы для того, чтобы определить шансы политиков и идей.

3.      На рынок выбрасывается огромное количество товаров, конкурирующих друг с другом. Производители, дилеры хотят знать, какие из них и почему будут иметь успех у потребителей.

4.      Результаты исследований могут предоставить информацию для принятия решений по вопросам внешней и внутренней (в том числе социальной) политики государства.

5.      Исследования помогают оценить действенность существующей политики, измерить отношение тех или иных групп населения к социальным и экономическим изменениям.

6.      В цивилизованных странах растет уровень образования менеджеров. Менеджеру со средним или некачественным высшим образованием исследования «не нужны»: он считает, что и так всё знает. Высоко образованный менеджер для принятия решения старается собрать как можно большую информацию, и в этом  ему поможет проведенное исследование.

Методика исследований в социальной работе имеет прикладной характер, основываясь, прежде всего, на эмпирической социологии и частично на практической психологии. Качественные и количественные методы должны дополнять друг друга. Ибо комбинация количественных и качественных методов позволяет охватить исследованием как широту явления (социальное распространение), например, безработицы, бедности, отсутствия социальной защиты и т. п., так и глубину (индивидуального страдания), а также наметить практические шаги для предотвращения или активного вмешательства социального работника. Комбинация количественных и качественных методов позволяет охватить исследованием как широту явления (социальное распространение), например, безработицы, бедности, отсутствия социальной защиты и т. п., так и глубину (индивидуального страдания), а также наметить практические шаги для предотвращения или активного вмешательства социального работника. Залог успеха любого исследования – его системность и комплексный подход к решению поставленных задач.

 

38. Деятельность учреждений социального обслуживания населения

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"