Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

 

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. 1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

 

39. Технологии социальной диагностики

 

Для  успешного  решения  социальных  проблем  необходимо,  чтобы  своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и  возможные  пути  и  способы  их  решения.  Это  возможно  в  том  случае,  если специалист (социальный  работник)  владеет  навыками  деятельности,  которую можно определить как социальная диагностика. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере приобретает особую значимость, так как даёт возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять  целенаправленные  меры  социальной  защиты  различных  групп населения. Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:

  -  стадия  осмысления,  т.е.  анализ  сложившейся  ситуации,  её  причин  и  характерных особенностей;

  -  стадия  разработки  альтернативных  целей,  приемлемых  для  конкретного субъекта;

  - стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.

 

40. Особенности социальной работы с пожилыми людьми

 

В  социально-демографической  структуре  современного  общества,  в  ряду социальных слоёв и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая категория  как пожилые  люди.  Как  любая  крупная  социальная  общность,  она  имеет собственную внутреннюю структуру, включающую с себя различные социально-демографические  слои.  Основным  стратификационным  признаком,  позволяющим выделять эти слои является возраст человека. К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие: 1.Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей,  отказаться  от многих  привычных  социальных  ролей  и  статусов. В  свою очередь,  это  приводит  к  значительному  разрушению  привычной  для  человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей.

2.Выключение  пожилого  человека  из  активной жизнедеятельности  и  изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми.

3.Резкое  снижение  социального  статуса  пожилого  человека  в обществе.

Утрата  привычного  социального  статуса,  позволявшего  на  протяжении  длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам

4. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Основной  целью  социальной  поддержки  пожилых  людей  должно  стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

Социальная помощь – это деятельность по полному или частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям: социальное обслуживание и социальный услуги.

 

41. Особенности социальной работы с инвалидами

 

С инвалидами и необходимостью,  так или иначе,  решать множество проблем,  которые  стоят  перед  ними,  общество  сталкивается  на  протяжении  всей своей  истории. По мере  социально-нравственного «взросления»  человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений  с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позволяет утверждать, что эти взгляды изменялись. Важнейшими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являются:

        - бедность;

        - низкий уровень развития здравоохранения;

        - вредные и опасные условия труда;

        - неудачный процесс социализации;

        - противоречивые нормы и ценности и другие. Исходя из  этого, основную  цель  социальной  работы  с  инвалидами можно

сформулировать  следующим  образом: ликвидация  социальных  барьеров  инвалидности,  преодоление  маргинальности  и  аутоидентичности  инвалидов  и формирование  безбарьерной  социальной  среды  их  жизнедеятельности.  Деятельность, направленная на достижение этой и ей подобных целей, во многом определяется  аксеологическими,  ценностными  концепциями,  которыми  руководствуется  общество,  выстраивая присущую  ему  систему  отношений  с инвалидами.

 

42. Особенности социальной работы с бездомными гражданами

Бездомность - явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах. У человека, долгое время выживающего на улице, исчезают социальные связи, полностью утрачиваются межличностные отношения. Первейшая необходимость при этом – обеспечить социально исключенных инструментами социального выживания, дать им возможность общаться, показать, что общество к ним небезразлично.

Работа по социальной реабилитации бездомных необходима потому, что человек, по какой-либо причине потерявший регистрацию по месту проживания (то есть бездомный в настоящий момент), теряет часть своих гражданских прав, ибо законодательно этот человек не описан (нет юридической дефиниции «бездомный»). На основе нормативных актов и социальных программ исполнительная власть «привязана» к конкретным субъектам, которые в свою очередь взаимодействуют с людьми, постоянно проживающими на данной территории. В результате этого бездомный человек становится «невидимым» для субъектов исполнительной власти и их социальных программ.

Выходом из этого положения является работа в двух направлениях:

                  с одной стороны, это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей;

                  с другой - это комплекс мер, направленных на «вытаскивание» бездомного из низшей социальной страты и обретение им либо регистрации по месту проживания, либо регистрации, ее заменяющей, позволяющей предоставить полный пакет социальной защиты гражданина РФ.

Сейчас государственные меры поддержки бездомных ограничиваются, как правило, предоставлением ночлега и материальной помощи. Из всех инноваций социальной политики государства бездомные исключены – опять же в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Бездомный - это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки) и т. д., не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

Кроме общих задач перспективного, глобального характера, в России уже сегодня оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыхи и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п.

Принято и постепенно реализуется постановление Правительства «О домах ночного пребывания». Конечно же, создание домов ночного пребывания не решает всех проблем граждан без определенного места жительства, а многие, переночевав, просто сбегают оттуда. Поэтому к бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с этими людьми, особенно с некоторыми категориями — опустившимися на самое «дно». От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе.

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации и т.д.

Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.

Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

 

43. Особенности социальной работы с детьми

Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных  воздействий  со  стороны  природной  и  социальной  среды,  гарантирующие детям  определённые  социальные преимущества и привилегии по  сравнению  с другими возрастными группами населения. Такое положение вещей обусловлено  следующими  причинами: во-первых,  объективной  заинтересованностью  и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности  своего  существования, во-вторых,  объективно  ограниченными  возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку. Основные  социальные проблемы  детей  вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем. Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка  (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые  особенности  социально-экономического  и  социально-политического  развития  общества (эксплуатация  детей,  сокращение  детских учреждений,  дети-беженцы,  дети –  участники  незаконных  вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

 

44. Технологии социальной адаптации: сущность и содержание

В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим  образом: это  процесс  взаимодействия  субъекта  социальной  средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1.Адаптационный  шок,  под  которым  понимается  общее  расстройство функций социального  субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения  социогенного  характера,  вызванного  резким  нарушением  привычного взаимодействия  с  внешней средой (14.С.124). Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия  и,  одновременно,  первичной,  эмоциональной  оценки  и  попытки  самого первого  осмысления  сути  происходящих  изменений.  Именно  на  этой  стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны. 2.Мобилизация  адаптационных  ресурсов.  Здесь  для  субъектов,  сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации  и  концентрации  усилий  на  сознательном  поиске  выхода  из  неё. Эта стадия  связана с  активным,  сознательным поиском,  выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды  на  предыдущей  стадии  социальной  адаптации,  получает  возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности. 3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных  адаптивных  ресурсов  и  возможностей,  представлений  о  происходящем,  а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"