Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………2
1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной
защиты детства в России.
1.1. История возникновения социальной защиты детей…………………5
1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11
1.3. Объекты и субъекты социальной защиты детства……………….12
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства………..18
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии……………………………………………………………26
2.2. Взаимодействие отдела семьи, женщин, детей и демографии с государственными подведомственными учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей………………………………….31
2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36
2.4. Анализ основных направлений деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы……………………………………..62
Приложения

Работа содержит 1 файл

отчет о практике.docx

— 314.87 Кб (Скачать)

     Ежегодно  организуются летние смены для отдыха детей-инвалидов на базе загородного  стационара ГУСО «Реабилитационный  центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», около 70 детей-инвалидов ежегодно получают отдых и оздоровление на этой базе.

     В рамках программы сотрудничества ЕС и России в Псковской области  с 2008 года реализуется проект «Служба сопровождения семьи и ребенка» в партнерстве с Псковским региональным общественным Фондом поддержки инвалидов, Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии», международной организацией Андикап Энтернасиональ, при финансовой поддержке Европейского Союза.

     Проект  направлен на профилактику детской  инвалидности, обеспечение прав ребенка  на жизнь в семье, изменений качества жизни семей, имеющих детей-инвалидов.

     В службе сопровождения семьи и  ребенка на договорных условиях работают специалисты различной ведомственной  принадлежности: специальный педагог, семейный психолог, невропатолог, социальный педагог, детский психолог, социальный адвокат и т.д. Служба организована на базе ГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  города Пскова при активном участии  муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». В ходе реализации данного проекта обслужено 50 семей (54 ребенка), проведено 600 индивидуальных занятий, 19 психо-терапевтических встреч с родителями, оказано около 150 командных консультаций.

     Межведомственный  подход в сопровождении детей  с ограниченными возможностями  раннего возраста позволяет своевременно компенсировать их нарушения психического и физического развития.

     Одна  из актуальных проблем в сфере  социальной защиты инвалидов, в том  числе детей-инвалидов – создание доступной среды жизнедеятельности. В целях содействия создания инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями по поручению Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в соответствии со   статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» муниципальными образованиями области были разработаны планы мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности. По итогам реализации указанных планов в Псковской области были оборудованы пандусами и перилами 9 зданий различных государственных учреждений и более 40 зданий социально-значимой направленности (поликлиники, магазины, аптеки, почтовые отделения и др.).

     В настоящее время разработана  областная долгосрочная целевая  программа «Доступная среда на 2011-2015 гг.», мероприятия которой предусматривают наиболее полную реализацию прав инвалидов на доступность. В указанной программе предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, доступности объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов, обеспечение доступности жилья, объектов занятости, здравоохранения, культуры и спорта.

      Профилактика безнадзорности несовершеннолетних.

     Безнадзорные  дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны  родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под  одной крышей с родителями, сохраняет  связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к  кому-либо из членов семьи, но связи  эти хрупки и находятся под  угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями  развивающейся личности в семье  создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному  развитию ребенка. Безнадзорность детей  нередко является первым шагом к  беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

     В органах и учреждениях системы  социальной защиты населения Псковской  области сформирован банк данных о семьях и детях, находящихся  в социально опасном положении и безнадзорных. Это наиболее полный банк, происходит обмен сведениями между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     На  учете в органах и учреждениях  системы социальной защиты населения  состоят 2880 семей, в которых воспитывается 5871 несовершеннолетний (2009 г. – 2948 семей, в которых воспитывались 5658 несовершеннолетних).

     В 2010 году численность родителей, лишенных родительских прав, составила 400 человек, в 2009 г. – 463; 2008 г. – 522 (рис. 17).

     

     Рис.17. Численность родителей, лишенных родительских прав.

       Вопрос о лишении родительских прав органами социальной защиты совместно с органами опеки и попечительства  рассматривается в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали положительного результата.

     Из них лишены родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми - 17 человек (2009 г. – 20 человек; 2008 г. – 14).

     В течение 2010 года отобрано у родителей  при непосредственной угрозе жизни  или здоровью 40 детей (2009 г. – 44 ребенка; 2008 г. – 34 ребенка).

     В 2010 году самовольно ушли из семьи – 58 (2009 г. – 79; 2008 г. – 32).

     Решая задачу сокращения масштабов социального  сиротства, являющегося основной причиной ежегодного пополнения числа детей, оставшихся без попечения родителей, органы социальной защиты принимают меры по  своевременному выявлению ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью.

     Приоритетным  направлением деятельности территориальных  подразделений социальной защиты по защите прав и интересов детей, в том числе права ребенка на семью, является организация профилактической работы с семьями и детьми, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении, предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье.

     В качестве объекта профилактической и реабилитационной работы рассматриваются  дети, еще не лишившиеся родительского  попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или  здоровью либо препятствующей их нормальному  воспитанию и развитию, прежде всего, дети из семей, в которых родители (законные представители) не исполняют  своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

     В феврале 2009 года был издан совместный приказ Государственного управления образования  Псковской области, Главного государственного управления социальной защиты населения  Псковской области и Управления внутренних дел по Псковской области  «О мерах по профилактике безнадзорности несовершеннолетних», в соответствии с которым указанными ведомствами  ежемесячно анализируются причины  самовольных уходов воспитанников  учреждений образования, социального  обслуживания, принимаются экстренные меры по предотвращению самовольных  уходов воспитанников из учреждений или из семьи.

     Предстоит большая работа по созданию концепции  профилактики социального сиротства  в области, поиску новых форм работы в условиях создания участковых социальных служб, совершенствованию межведомственного  взаимодействия.

     Заключение.

     Изучив  и проанализировав нормативно-правовые документы, регламентирующие работу в  области социальной защиты детства, а также социологические и  статистические данные, можно сделать  вывод о том, что отделом семьи, женщин, детей и демографии в Псковской области ведется активная работа, направленная на защиту детей нуждающихся в заботе, опеке, поддержке. Принимаются законы, постановления, разрабатываются областные долгосрочные целевые программы, мероприятия действие которых направлены на улучшение положения детей в нашем регионе.

     С целью создания условий для улучшения  демографической ситуации Главное  государственное управление социального  развития Псковской области разработало  областную долгосрочную целевую  программу «Демографическая политика в Псковской области». По результатам  статистического исследования было выявлено, что в области вырос  показатель заболеваемости и инвалидности.

     Для улучшения показателей в области  принята программа «Здоровый  ребенок», целью которой является предупреждение инвалидности.

     Также в области ведется большая  работа по улучшению положения детей-инвалидов: дети-инвалиды полностью обеспечены лекарственными средствами, все воспитанники учреждений имеют индивидуальную реабилитационную программу; реализуется проект «Живая нить; ежегодно организуются летние смены  для отдыха детей-инвалидов; существует проект «Служба сопровождения семьи  и ребенка». Проект направлен на профилактику детской инвалидности, обеспечение прав ребенка на жизнь  в семье, изменений качества жизни  семей, имеющих детей-инвалидов. Одна из актуальных проблем в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов – создание доступной среды жизнедеятельности. Для решения этой проблемы в настоящее время разработана областная долгосрочная целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 гг.», мероприятия которой предусматривают наиболее полную реализацию прав инвалидов на доступность.

     Традиционно большое внимание уделяется такой категории, как дети-сироты. В полном смысле слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - явление противоестественное. Осуществляется целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.

     Органами  системы социальной защиты населения  проводится профилактика безнадзорности несовершеннолетних. В феврале 2009 года был издан совместный приказ Государственного управления образования Псковской области, Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и Управления внутренних дел по Псковской области «О мерах по профилактике безнадзорности несовершеннолетних», в соответствии с которым указанными ведомствами ежемесячно анализируются причины самовольных уходов воспитанников учреждений образования, социального обслуживания, принимаются экстренные меры по предотвращению самовольных уходов воспитанников из учреждений или из семьи.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что система социальной защиты детства — система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

     Последние 2-3 года в Псковской области можно  назвать периодом активного развития содержания, технологий в работе по профилактике безнадзорности детей, поддержке семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. Эффективным методом реализации комплексного подхода на практике стало применение командного метода работы специалистов различных ведомств и учреждений.

     Несмотря  на достаточно активную и целенаправленную работу учреждений социальной защиты растет число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях, так называемое «социальное сиротство» в результате чего дети оказываются в  категории «дети-сироты».

     Создавая  систему помощи детям и подросткам, необходимо иметь ввиду, что ребенок, прежде всего, нуждается в семье. Именно семья может защитить ребенка и создать условия для полноценного его развития. Никакие другие социальные институты не могут заменить ее.

     Право ребенка жить и  воспитываться в  семье, иметь семью, обеспечивающую его  нормальное развитие, в России только декларируется, но не гарантируется!

       Сложилось острое противоречие  между необходимостью обеспечить  нормальную жизнедеятельность и  полноценное развитие каждого  ребенка и неадекватными возможностями  многих семей. Одной из причин  этого является несовершенство  законодательной базы: часть законов  устарела и не соответствует  реальной ситуации, некоторые из  существующих законов не выполняются:

Информация о работе Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области