Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………2
1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной
защиты детства в России.
1.1. История возникновения социальной защиты детей…………………5
1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11
1.3. Объекты и субъекты социальной защиты детства……………….12
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства………..18
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии……………………………………………………………26
2.2. Взаимодействие отдела семьи, женщин, детей и демографии с государственными подведомственными учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей………………………………….31
2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36
2.4. Анализ основных направлений деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы……………………………………..62
Приложения

Работа содержит 1 файл

отчет о практике.docx

— 314.87 Кб (Скачать)

     Предметом изучения социальной защиты детства  являются отдельные стороны жизнедеятельности  детского населения.

     Критерием эффективности мероприятий в  этой сфере служит социальная защищенность детства, для которой характерны объективные и субъективные показатели.

     Процесс защиты детей носит многоаспектный, интегративный характер, распространяясь  на все виды педагогической деятельности. В современных условиях теория и  практика социальной защиты детей развиваются  в сторону поиска путей и средств  социализации и самоорганизации  личности ребенка.

     Непосредственно функцию защиты прав и свобод каждого  ребенка выполняют компетентные органы и министерства (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образование и науки РФ), комитеты (Комитет по социальной политике, Комитет Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи), комиссии (Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ), организации, учреждения и ведомства, наделенные соответствующими полномочиями. В субъектах РФ создаются соответствующие отделы по делам семьи и детей.

     В компетенцию федеральных органов исполнительной власти (одного из видов органов государственной власти РФ) входят:

  • реализация  государственной политики социальной защиты детства, в том числе в области образования и воспитания, охраны здоровья и социального обеспечения, социальной адаптации и реабилитации;
  • обеспечение занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности н правонарушений;
  • организация детского и семейного отдыха;
  • государственная поддержка общественных организаций и объединений, в других областях социальной защиты, детства, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается Президентом и Правительством РФ.

      В соответствии с установленными полномочиями федеральные органы исполнительной власти осуществляют социальную защиту детства по следующим направлениям:

  • обеспечение реализации федеральных, региональных и местных,     программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;
  • участие в формировании социальной инфраструктуры для детей;
  • определение порядка информирования и проведения                                  консультаций, осуществления мероприятий по социальной защите ребенка; 
  • полное, частичное или долевое участие в финансировании проектов, программ социальной защиты детства, в том числе на конкурсной основе и на условиях государственного заказа; 
  • подготовка государственного доклада о положений детей и их                                                        социальной защите, других информационных и аналитических материалов;
  • иные направления в области социальной защиты детства.

     Компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих мероприятия по реализации государственной политики социальной защиты детства, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

     Органы  исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по социальной защите детства.

     Органы  местного самоуправления могут принимать  решения об осуществлении мероприятий  по социальной защите детства и координировать свои действия с действиями органов  исполнительной власти в части поддержки  федеральных, региональных и местных  программ социальной защиты детства.

      Таким образом, политика социальной защиты детства  формируется и проводится на различных  уровнях властных отношений – это федеральные, региональные органы государственной власти, местное самоуправление.

      В нашей стране опыт осуществления  политики социальной защиты детства  длительное время формировался в  основном на государственном уровне. Однако опыт многих стран, в том числе  и России, свидетельствует, что наиболее оперативным, эффективным и перспективным  субъектом реализации политики социальной защиты детства являются институты  местного самоуправления.

      Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают  Федеральные целевые программы  защиты законных прав и интересов  детей, защиты детства и осуществляют мероприятия по созданию необходимых  правовых, экономических и социальных условий для реализации этих программ.

      Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы  защиты прав и законных интересов  детей, поддержки и социальной защиты детства, если это предусмотрено  законодательством субъекта Федерации.

      Органы  местного самоуправления, в соответствии с законодательством субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляют мероприятия  по разработке и реализации местных  целевых программ, по защите прав и  законных интересов детей, поддержке и социальной защите детства.

      Финансирование  федеральных целевых программ и  федеральных мероприятий по реализации государственной политики социальной защиты детства осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных и иных источников, привлекаемых для  этих целей в соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также бюджетов ее субъектов, если их участие в реализации таких программ и мероприятий предусмотрено их бюджетами.

      Учитывая  важность вопроса, Правительством Российской Федерации готовится и представляется палатам Федерального Собрания РФ Ежегодный  государственный доклад о положении  детей в Российской Федерации. Этот доклад публикуется в официальном  печатном органе.

     Система государственных и муниципальных  органов, призвана защищать права и свободы детей, создавать условия для их полноценного безопасного существования и развития.

     1.4. Принципы, формы и  методы социальной  защиты детства.

     Содержательная  сторона современной социальной защиты детства характеризуется  также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты:

     - всеобщность и доступность основных  форм социальной защиты детства.  Право детей на социальную  защиту является всеобщим, оно  распространяется на всех нуждающихся  в защите детей;

     - многообразие форм и видов  социальной защиты детства. Социальная  защита детства осуществляется  в денежной, натуральной и юридической  формах, в виде пенсий, пособий,  льгот и услуг;

     - единство и дифференциация социальной  защиты детства. Все дети имеют  право на социальную защиту, но  нуждаются в ней в разной  степени, в разных формах и  размерах;

     - осуществление социального обеспечения  нуждающихся детей в объёме  не ниже признанного государством  прожиточного минимума;

     - охрана права каждого ребёнка на социальную защиту.

     Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами.

     Формами реализации социальной защиты детства являются:

     1. Постановления и решения компетентных  органов. В области социальной  защиты детства такими органами  являются: Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом; Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие указы; Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства; суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детства; министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства; руководители учреждений и предприятий, издающие правовые акты по вопросам социальной защиты детей.

     2. Программы. Эта форма характерна  для органов государственной  власти, занимающихся социальной  защитой детства. Известна федеральная  целевая программа «Дети России»,  излагающая основные направления  деятельности государства по  разным аспектам социальной защиты  детства.

     3. Планы мероприятий по социальной  защите детства. Например, План  действий по улучшению положения  детей в РФ на 2007-2010 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 г. № 1090-р)

     4. Создание и развитие материальной  базы для социальной защиты  детства. Материальная база является  необходимым элементом социальной  защиты детства и включает  в себя следующие составляющие:

     а) финансовую базу;

     б) многочисленные здания, сооружения;

     в) систему государственных пособий  на детей.

     Таким образом, в современной России существуют различные формы социальной защиты детства, которые используются как  на федеральном, так и на региональном уровнях.

     В арсенале государства, общественных организаций  и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор  методов, применение которых позволяет  добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

     - убеждение действующих и потенциальных  субъектов социальной защиты  детства (руководителей, должностных  лиц и др.) в необходимости активного  участия в социальной защите  детства;

     - использование авторитета известных  и популярных государственных,  общественных, религиозных деятелей, ветеранов войн и труда при  проведении мероприятий по охране  детей;

     - стимулирование и поощрение мероприятий  по социальной защите детства;

     - анализ и прогноз развития  системы социальной защиты детства.

     Метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим (например, при взыскании  алиментов в пользу детей).

     1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства.

     На  международном и национальном уровне существует множество специальных  актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном  уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это  документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

     Основным  актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 27 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации»

     Семейный  кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ

     Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

     С момента рождения ребенок взят под  охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на защиту от насилия, право на защиту от незаконного усыновления, право на отдых и досуг, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие.

       Данные права установлены и  гарантированы: 

     Конституцией  РФ;

     Семейным  кодексом РФ;

     Гражданским кодексом;

     Уголовным кодексом;

     Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

    Федеральным законом №12-ФЗ от 13.01.1996 г. «Об образовании».

     Конвенцией  о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

     Право детей на здравоохранение

     Согласно  ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Дети  граждане России, соответственно они  имеют право на бесплатное медицинское  обслуживание.

     Право детей на образование

     Согласно  ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Информация о работе Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области