Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………2
1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной
защиты детства в России.
1.1. История возникновения социальной защиты детей…………………5
1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11
1.3. Объекты и субъекты социальной защиты детства……………….12
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства………..18
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии……………………………………………………………26
2.2. Взаимодействие отдела семьи, женщин, детей и демографии с государственными подведомственными учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей………………………………….31
2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36
2.4. Анализ основных направлений деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы……………………………………..62
Приложения

Работа содержит 1 файл

отчет о практике.docx

— 314.87 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………2

    1. Теория  и практика социальной защиты  детства в современной   России. Становление и развитие отечественной системы социальной

     защиты  детства в России.

     1.1. История возникновения социальной  защиты детей…………………5

     1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11

     1.3. Объекты и субъекты социальной  защиты детства……………….12

     1.4. Принципы, формы и методы социальной  защиты детства………..18

    1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20

    2. Анализ  деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.

    2.1. Задачи  и  функциональное  значение  отдела семьи, женщин, детей и  демографии……………………………………………………………26

    2.2. Взаимодействие  отдела семьи, женщин, детей и  демографии с государственными  подведомственными учреждениями  социального обслуживания семьи,  женщин и детей………………………………….31

     2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36

     2.4. Анализ основных направлений  деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38

     Заключение………………………………………………………………..58

     Список  используемой литературы……………………………………..62

     Приложения 
 
 
 

       Введение

     В настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано.

     Проблема  достойного обеспечения детства  является важной и сверхприоритетной  для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

     Бедность  семей с детьми затрудняет многим детям доступ к базовым социальным услугам и развитию. Не прекращается рост социального сиротства, угрозу национальной безопасности и будущему России представляют наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей и подростков. Острой социальной проблемой стали насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность.

     Социальная  защита должна эффективно оберегать  детей от социальных рисков:

     голодание и нерациональное для детей питание;

     безнадзорность  и беспризорность;

     пристрастие к вредным привычкам;

     отрицательное психологическое воздействие;

     проживание  неблагополучной среде;

     получению образования и духовно-нравственного  воспитания;

     формированию  комфортного психологического климата  для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе  проживания, в стране;

     приобщению  к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом;

     созданием условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха и т.д.

     Приоритетными направлениями государственной  политики по улучшению положения детей в Российской Федерации являются:

    • охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
    • обеспечение качественного образования и воспитания детей;
    • улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;
    • повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

     Главным направлением в работе над улучшением положения детей должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и курс на развитие его потенциала независимо от места жительства, уровня доходов и типа семьи.

     Объект: отдел семьи, женщин, детей и демографии (структурное подразделение главного государственного управления социального развития Псковской области)

     Предмет: деятельность отдела семьи, женщин, детей и демографии по направлению социальной защиты детства (несовершеннолетних детей).

     Цель: проанализировать основные направления и эффективность социальной работы в отношении защиты семьи, материнства, детства.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования стоят следующие задачи:

    • раскрыть понятия: социальная защита, детство (несовершеннолетние дети);
    • выяснить сущность социальной защиты детства;
    • определить, кто и что является объектом и субъектом социальной защиты детства;
    • выяснить в каких формах и методах реализуется социальная защита детства;
    • определить нормативно-правовую базу на которую опирается отдел семьи, женщин, детей и демографии;
    • выявить порядок взаимодействия отдела и подведомственных учреждений;
    • выяснить, какие программы по улучшению положения детей существуют в Псковской области, и эффективность их реализации;
    • провести анализ динамики основных показателей деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии за последние 3 года;
    • выявить наиболее сложные социальные проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной защиты детства в России.

     1.1. История возникновения социальной защиты детей.

     Всесторонний  анализ отечественного опыта социальной защиты детства позволяет нам  обозначить пять периодов становления и развития российского института социальной защиты детства: архаический (простейшие формы помощи детям у древнейших славян (с эпохи древности до X в.)); социальная помощь детям в X до конца XVIII вв.; социальная защита детства в XIX - начале XX вв.; социальная защита детства в советский период и социальная защита детства в современных условиях.

     На  протяжении всей отечественной истории  разрабатывалась и внедрялась в  практику политика социальной защиты детства. Значительный опыт, накопленный  в этой области, представлен в  Приложении 1.

     Почему  с древнейших времен и до настоящего времени требовалась и требуется  защита детей и детства? По какой причине появлялись безнадзорные, беспризорные дети, дети-сироты.

     До принятия христианства был обычай хоронить жену с умершим мужем, это порождало обилие детей-сирот. Традиция родовой общины славян в дохристианской Руси заботиться о сиротах «всем миром» преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных малюток.

     Заметную  роль в создании социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал  «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство  и учредил училища для детей  разных сословий. Великий князь Ярослав  Владимирович учредил сиротское  училище, в котором содержал и  обучал детей на своем иждивении. Великий князь Владимир Мономах  также считал призрение бедных и  страждущих одной из важнейших своих  обязанностей.

     Наиболее  полным дошедшим до нас документом древнерусского права является составленный князем Ярославом свод законов под  названием «Русская правда» Отец в этом документе провозглашается  главным защитником детей. Из 37 статей «Русской правды» 8 посвящены социальной защите детства. Для своего времени это был очень гуманный документ в области защиты прав и интересов детей.

     Дальнейшее  развитие идея и практика общественного  призрения детей получают при  Екатерине II. При ней широкое распространение  получило создание воспитательных домов  для детей, оставшихся без родителей, в государственном масштабе. Воспитательные дома предназначались для приносимых внебрачных («незаконных») младенцев и детей, оставляемых родителями из-за бедности, то есть «законных» детей.

     В XIX веке социальная защита детства в  России начала приобретать все более  организованный и массовый характер. В Санкт-Петербурге, Москве, других городах были организованы различные  региональные общества попечения о  беспризорных детях.

     В 1833 г. создано Общество попечения  о неимущих и нуждающихся в  защите детях. Целью общества было призрение сирот и детей бедных родителей, воспитание и обучение их рукоделиям, забота о детях, ставших жертвами преступлений.

     Таким образом, к концу XIX века детские  приюты стали наиболее массовой формой социальной защиты детей-сирот и  детей бедных родителей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских  приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение; открытие ремесленных  училищ и классов; попечение своих  выпускников; предоставление мальчикам  льгот по воинской повинности. Число  приютов в стране возрастало.

     Распространение явления социального сиротства в нашей стране было обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующие развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), терроризм 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

     К началу ХХ века в стране насчитывалось 538 детских приютов, в них воспитывались 29650 детей. Постепенно государственная забота о социальной защите детей становилась более разнообразной.  Возникла новая форма детского призрения – летние колонии московских городских начальных училищ. Эти колонии давали возможность организовать летний отдых детей в общении с природой. В подмосковном имении князя Н.С. Голицына была организована колония для ослабленных детей. Открылся первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. На средства фабрикантов начали создаваться фабричные детские сады для детей рабочих. Запрещена ночная работа для детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, обучение малолетних тружеников включалось в их рабочее время, детский труд ограничен восемью часами, с 1914 г. началась выплата пособия на детей лиц родителей, погибших на фронте, в Обществе попечения о бедных и больных детях создан отдел зашиты детей от жестокого с ними обращения, от эксплуатации, от вредного, в том числе развращающего влияния взрослых. На отдел возлагался надзор за правильным исполнением материальных и нравственных обязанностей лицами, от которых малолетние находились в зависимости.

     Рассмотренные примеры показывают, что в дореволюционной  России возникли и в разной степени  развивались такие формы социальной защиты детства, как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, ясли, летние колонии детского отдыха, пособия на детей погибших фронтовиков.

     В первые же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства и с острейшей из них – детской беспризорностью. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, безграмотности, здоровья и общего развития подрастающего поколения. В период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и социальной защите детей. Постановлениями Совнаркома создаются комиссии по делам о несовершеннолетних, отменялось содержание детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для обеспечения школьников горячей пищей.

Информация о работе Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области