Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Школьное образование, физическое и моральное здоровье детей, повышение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, беспризорность и безнадзорность детей, дети-сироты и дети мигрантов – все эти вопросы приобрели общенациональный характер.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………2
1. Теория и практика социальной защиты детства в современной России. Становление и развитие отечественной системы социальной
защиты детства в России.
1.1. История возникновения социальной защиты детей…………………5
1.2. Сущность социальной защиты детства…………………………….11
1.3. Объекты и субъекты социальной защиты детства……………….12
1.4. Принципы, формы и методы социальной защиты детства………..18
1.5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государства в отношении социальной защиты детства…………….......20
2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.
2.1. Задачи и функциональное значение отдела семьи, женщин, детей и демографии……………………………………………………………26
2.2. Взаимодействие отдела семьи, женщин, детей и демографии с государственными подведомственными учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей………………………………….31
2.3. Нормативно-правовая база………………………………………..36
2.4. Анализ основных направлений деятельности отдела семьи, женщин, детей и демографии………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы……………………………………..62
Приложения

Работа содержит 1 файл

отчет о практике.docx

— 314.87 Кб (Скачать)

     Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации  в вопросах получения доступа  к образованию.

     Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга  нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

     Защита  прав несовершеннолетних детей

     Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит  о том, что ребенок имеет право  на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны  родителей.

     При нарушении прав и законных интересов  ребенка, при злоупотреблении родительскими  правами, жестоком обращении ребенок  вправе обратиться за их защитой в  орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

     Функции защиты прав несовершеннолетних (в  частности и при выявлении  фактов жестокого обращения с  ребенком) возложены на Органы опеки  и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора  по защите прав несовершеннолетних), инспекцию  по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

     Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

     Жестокое  обращение с детьми (в том числе  физическое и психическое насилие  над ними), покушение на их половую  неприкосновенность является основанием (согласно ст. 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

     Согласно  закону Российской Федерации № 124-ФЗ от 24.07.98 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов.

     Право ребенка распоряжаться принадлежащим  ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

     В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с  письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.

     Как осуществляется защита прав ребенка?

     Защита  прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными  органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

     К ним относятся:

     - прокуратура,

     - органы внутренних дел.

     - прокурор.

     Защита  прав ребенка в семье входит также  в компетенцию Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1998 г. № 120-ФЗ

     Важной  предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими  государственными и общественными  организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

     Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно  считать исчерпывающим, так как  на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно  растет (Центр социальной помощи семье  и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

     Помимо  защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью  международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей  преюдициальное значение.

     В настоящее время Россия обязана  периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ.

     Изучение  литературных источников и исследований позволяет констатировать тот факт, что состояние социальной защиты детства в России как общественного института свидетельствует о дефиците теоретико-методологического обоснования его сущности и содержания. Несмотря на достаточно длительную историю развития социальной помощи детям, до сих пор отсутствует явно выраженная, развернута теория социальной защиты несовершеннолетних. В современной педагогической литературе не достаточно полно раскрыты содержание, организационно-педагогические условия, объекты и субъекты, технологии, исторические аспекты становления и развития института социальной защиты детства. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности социальных педагогов, социальных работников в сфере защиты социальных прав и гарантий детей, слабо определены границы, критерии и уровни их профессиональной компетентности в данной области. В условиях модернизации образования основные концептуальные подходы к проблеме социальной защиты детства недостаточно определились – отсутствует четкая формулировка понятия «социальная защита детства», впрочем, как и единство точек зрения при определении ее содержания, технологий, форм, методов, средств.

       В научных источниках слабо обоснованы и концептуальные подходы к построению системы социальной защиты детства на региональном уровне и  не достаточен практический опыт в данном направлении. В целом, совокупность обсуждаемых положений, касающихся проблематики представленной работы, демонстрирует полифонический взгляд на механизм совершенствования социальной защиты подрастающего поколения, характеризующийся разрозненностью и фрагментарностью теоретических идей.  
 
 
 
 

     2. Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области по направлению социальной защиты детства – отдела семьи, женщин, детей и демографии.

     2.1. Задачи и  функциональное  значение отдела семьи, женщин, детей и демографии.

     В Псковской области вопросами  социальной защитой детства занимается Главное государственное управление социального развития Псковской области, в частности «Отдел семьи, женщин, детей и демографии».

     Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно – властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области социального обслуживания и социальной поддержки, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

     Структура управления Главного государственного управления социального развития Псковской области (Приложение 3).

      Анализируя  организационную структуру Главного государственного управления социального развития Псковской области деятельность отделов условно можно разделить на три блока:

- защита  пожилых людей, ветеранов и  инвалидов;

- защита  семьи и детей;

- финансовый  блок.

Отдел семьи, женщин, детей и демографии в своей деятельности подчиняется непосредственно заместителю начальника Главного государственного управления социального развития Псковской области и взаимодействует с государственными учреждениями социального обслуживания населения.

     Отдел семьи, женщин, детей и демографии является структурным подразделением Главного государственного управления социального развития Псковской области и выполняет возложенные на него задачи.

     Основными задачами отдела являются:

      • реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, обеспечивающей государственную поддержку семьи, материнства, детства, социальную защиту семей с несовершеннолетними детьми, детей-инвалидов, многодетных семей, одиноких матерей, детей-сирот, нуждающихся в государственной поддержке;
      • разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты и социального обслуживания семьи, материнства, детства;
      • контроль за своевременным назначением пособий, социальных выплат и других мер социальной поддержки, а также социального обслуживания семьи, женщин и детей в соответствии с федеральным и областным законодательством;
      • консультативно-методическое обеспечение и контроль деятельности территориальных управлений Главного государственного управления социального развития Псковской области по вопросам социальной поддержки семьи, женщин и детей;
      • организация комплексной сети служб и учреждений социального обслуживания семьи и детей, контроль за деятельностью учреждений;
      • информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи и детей.

     Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций:

    • участвует в разработке и реализации областных целевых программ, реализации федеральных целевых программ, разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на поддержку семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, демографической политике области;
    • организует проведение областных благотворительных акций, праздников и мероприятий, посвященных Международному дню семьи (15 мая), Международному дню защиты детей, Дню матери (в 2011 году 27 ноября) последнее воскресенье ноября;
    • разрабатывает предложения по развитию современных форм социального обслуживания семьи, женщин, детей и оказание им социальной помощи, организует внедрение новых социальных технологий;
    • координирует и участвует в работе по оказанию адресной социальной помощи малоимущим семьям с детьми, предоставлению мер социальной поддержки семьям с детьми, организации работы служб сопровождения семей с детьми;
    • участвует в работе по проведению анализа демографических процессов и выработке предложений по улучшению демографической ситуации;
    • участвует в организации летнего отдыха и оздоровительных мероприятий для детей, нуждающихся в поддержке государства;
    • способствует совершенствованию системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, функционированию учреждений для их социальной реабилитации, других мер, связанных с охраной прав детей, созданием нормальных условий их жизнедеятельности;
    • содействует созданию негосударственных служб и учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих услуги семьям с несовершеннолетними детьми, детям-сиротам, детям-инвалидам, и другим категориям детей, нуждающимся в государственной поддержке;
    • координирует и участвует в работе по реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
    • оказывает содействие в предоставлении установленных законодательством льгот семьям с детьми;
    • оказывает методическую и консультативную помощь территориальным управлениям Главного государственного управления социальной защиты Псковской области по вопросам назначения государственных пособий на ребенка в соответствии с федеральным и областным законодательством, предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, студенческим семьям;
    • обеспечивает проведение проверок деятельности территориальных управлений по реализации Законов области от 29.12.2004 г. №394-ОЗ «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Псковской области», от 11.01.2005 г. №402 « О социальной поддержке многодетных семей», от 17.11.1995 г. №29-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий населения Псковской области»;
    • предоставляет в установленном порядке статистическую отчетность по вопросам социального обслуживания семьи и детей, информации о деятельности отдела, учреждений, предоставляющих услуги семье и детям по основным направлениям деятельности отдела;
    • участвует в международном сотрудничестве в сфере социальной защиты семьи, материнства и детства;
    • организует учебу специалистов по социальной работе и социальных работников, работающих в территориальных управлениях и учреждениях, предоставляющих социальные услуги семье и детям, по проблемам социальной защиты семьи, материнства, детства;
    • рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам социальной защиты семьи, материнства, детства, принимает по ним меры в соответствии с действующим законодательством;
    • ведет необходимую документацию и отчетность.

Информация о работе Анализ деятельности структурного подразделения Главного государственного управления социального развития Псковской области