Сленг в Руссом языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 14:34, реферат

Описание работы

Десять–двадцать лет — ничтожный срок для развития языка, но в истории

бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений значительно

увеличивается. Так, состояние русского языка в семидесятые и девяностые

годы может служить прекрасным подтверждением этого факта. Изменения

коснулись и самого языка, и в первую очередь условий его употребления. Если

использовать лингвистическую терминологию, то можно говорить об изменении

языковой ситуации и появлении новых типов дискурса. Общение человека из

семидесятых годов с человеком из девяностых вполне могло бы закончиться

коммуникативным провалом из-за простого непонимания языка и, возможно,

несовместимости языкового поведения. В качестве подтверждения достаточно

указать наиболее заметное, хотя и не самое интересное изменение: появление

огромного количества новых слов (в том числе заимствований) и также

исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского

лексикона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. К ИСТОРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЛЕНГА

2. СЛЕНГ КАК ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. СЛЕНГ И ЖАРГОН.

3. СЛЕНГ И ФОЛЬКЛОР

4. МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат русск..docx

— 122.92 Кб (Скачать)

стали   "демшизой":   блейзеры   от   Кардена,   евангелие    от    Гайдара:

"Шестидесятники     родили     семидесяхнутых,     семидесяхнутые     родили

восьмидерастов, восьмидерасты  родили  девинистов..."  Аббревиатуру  "Яблоко"

оппоненты переименовали  в кратное "Бля", а с выходом  из блока Болдырева -  в

"Ялик".  Едва  претенденты  в  президенты  Св.Федоров,  Явлинский  и  Лебедь

заикнулись о  создании совместного блока, как  появились аббревиатуры  "ВАФЛЯ"

и  "ЯФЛОКО".  Партия  Жириновского  расшифровывается  как  "Люблю   Дурачить

Простых Ребят" (Видимо,  прав  окажется  Аркадий  Арканов,  предупреждавший:

"Глядишь, переименуют  город Владимир во Владимир  Вольфович".) Гавриил Попов

дал  повод  для  создания  аббревиатуры  "ПОПЗДИК"  -  "Попов   -   Защитник

Демократии и  Культуры". Страну наполнили "баркаши" и "макаши"  с  "калашами"

наперевес. "Памятники"  (члены  общества  "Память")  стали  землю  пахать  в

бывшем  колхозе  "Ветхие  Заветы  Ильича";  в  отличие  от   них   пламенный

кастрюленосный  большевик  Анпилов  прикидывается   "чучелом   Ульянова"   и

штурмует ОРТопедический  канал.  Кстати,  когда  Анпилов  был  назван  одним

телеведущим "Шариковым", он ответил: "Шариков  -  хорошая  русская  фамилия.

Она отражает сложность  становления характеров в повести  Булгакова.  Шариков

прошел путь становления  от собаки до человека".

      По телеэкранам стал носиться "600-секундный Шурик" (он же -  "шестерка

с двумя нулями") г-н Невзоров, путая "Дикое поле" и  "Поле  чудес";  вот-вот

должен был появиться  город "Павлограчевск",  но  вместо  него  возник  новый

секретарь Совета  безопасности  генерал  Лебедь  и  в  обиход  вошла  сказка

"Гадкий утенок, или Детство генерала Лебедя", а фразу: "Упал -  отжался"  не

выучил только ленивый.

      Последние   президентские   выборы   стимулировали   создание   нового

фольклорного пласта, связанного с именем Геннадия Зюганова:

      И сказал папаша Зю: "Я вас  всех затормозю!"

      Иногда Папу Зю именуют "мымриком" или "мымринским философом",  имея  в

виду тот факт, что в  1995  году  философский  факультет  МГУ  присудил  ему

докторскую  степень.  Тусовка  немедленно  отозвалась  на  это  событие:  по

слухам, тема диссертации  ГЗ была: "Сколько теряет в  весе  тело  коммуниста,

погруженное в  собственный диалектический идиотизм?" Кстати, родился Папа  Зю

в деревне Мымрино.

      Россия - страна интернационалистов. Появился "Блин Клинтон" (он  же  -

"Клин Блинтон"),  "Агдам  Сухейн".  На  карте возникли  "Соединенные Штаты

Армении" - США  и "Федеративная Республика Грузии" - ФРГ. Впрочем,  радовало,

что "Касторкин" на Кубе продолжает строить социализм.

      Как  видим,  сленговое  и   фольклорное  обеспечение   политической   и

общественной   ситуации   было   оптимальным.   В    ситуации    культурной,

литературной,  писательской  дела  обстоят более   скромно.   Идет   период

накопительства  за счет появлявшихся и появляющихся как  безымянных  фишек  и

студенческих приколов, так и  образцов,  созданных  такими  профессионалами,

как Райкин, Жванецкий,  Иванов,  Задорнов,  Богословский,  Арканов,  Кнышев,

авторы Клуба 12 стульев "Литгазеты", залепушники  КВН... Здесь же  -  приколы

литературного   происхождения   Юза   Алешковского,   Владимира   Высоцкого,

Венедикта Ерофеева, Александра Галича и других. Уже  на  другой  день  после

своего сотворения они разлетались по бескрайним  просторам  СССР  и  России.

Маша  33-буквенными  крылышками  рашен-азбуки   и   становясь   неотъемлемой

принадлежностью общей речи. "Больная устрица  рождает  жемчужину",  -  гласит

восточная  мудрость.  Больное  русское  общество  создало  великое   явление

речевой культуры. Речь идет даже не о собственно сленге в чистом  его  виде,

востребованном для расчехления мозгов  обществом шлагбаумного  мышления  в

стране с названьем  кратким СССР, которая с энтузиазмом  пела  о  себе  самой:

"Кипучая, могучая,  ревучая, липучая, вонючая,  бурлячая,  сивучая,  падучая,

дремучая, скрипучая, трясучая и так  далее"  -  и  дальше  по  каноническому

тексту - "никем  не победимая".

      Речь - о том явлении, при котором  некий воляпюк как  бы  вылепился   из

воздуха в перестроечном  мезозое, когда разбрелись-разбежались  по  свободной

России  брокеры,  дилеры,  маклеры,  киллеры,  фраеры,  джокеры,   трайлеры,

шухеры,   бройлеры...   Потом   пришли   битники,   фуфаисты,    картузники,

ностальгисты, неудавшиеся ботаны назвали себя  митьками...  Потом поколение

Икс стало кусать поколение шестидесятников за духовные  титьки,  вскормившие

их. Пошло-поехало!

       

      Отрывки  из  школьных  сочинений   тоже  повели  самостоятельную   жизнь

анекдота:

      "Лев Толстой родился в лесу  на Ясной Поляне..."; "Анна  Каренина хотела

что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла  ей  рот...";  "Когда  Маресьев

открыл глаза, перед  ним в  двух  шагах  на  трех  ногах  стоял  четвероногий

медведь"; "Когда  Павел  вошел  в  комнату,  Жухрай  мыл  шею  до  пояса...";

"Давыдова несколько  раз ударили по голове, но амбар  остался цел..."

      Среди  ингредиентов   питательного   бульона,   в   котором   варилась

литературная  речь,   оказываются   контаминация   "Дом   окололитераторов";

прозвище Петра  Вайля и Александра Гениса  -  "Пенис  и  Гениталис";  кликуха

Андрея Битова - "Подпрустик" или лауреата Нобелевской  премии  -  Солженицер;

сама Нобелевская  премия, переименованная в "Шнобелевскую" - безо всяких  для

того оснований; газеты  подверглись  переименованию:  "МК"  -  в  "Масонский

сексопилец"; "Известия" - в "Известку"; "За рубежом" - "За  рупь  -  ежом!",

"Советская   Россия"  -  в  "Совраску";  знаменитые   контаминации   крылатых

литературных цитат:

      "В Воронеж как-то бог послал  кусочек сыра...";

      "Лучше Познер, чем никогда!"

      "Мы рождены, чтоб Кафку сделать  былью!";

      "Чуден Урал при тихой   погоде.  Редкий  Чапаев  доплывет  до  середины

реки".

      Сленг не стареет со временем. Он вступает в конфликты с  нормативами  и

фиксирует прецеденты дипломатический  отношений  с  речевыми  пластами,  чей

статус освящен  традицией, временем, консервативностью  наших губ.

      У  сленга  есть  прошлое:  будущее!  У  него  есть   закон   развития,

сформулированный  древними:  "Вы  думаете,  время идет?  Безумцы!  Это   вы

проходите мимо!"

      Русский  сленг  и  его   фольклор  будут   существовать,   пока   будет

существовать русский  человек, его одинокий язык, два голодных  уха  и  душа,

которая поет!

      Как известно, этрусские  мастера   изображали  героев  и  танцовщиц   не

просто в движении, а за миг до его начала. Враги  показаны  за  десятую  долю

секунды до битвы, танцовщица  -  за  мгновение  до  начала  танца.  Сленг  и

фольклор, идя рука об руку, показывают новую речь - речь III  тысячелетия  -

за миг до ее появления на свет.

                             4. МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ

      Русский   молодежный   сленг    представляет    собой    интереснейший

лингвистический   феномен,   бытование   которого   ограничено   не   только

определенными возрастными  рамками, как это ясно из самой  его  номинации,  но

и социальными, временными  пространственными  рамками.  Он  бытует  в  среде

городской  учащейся  молодежи  –  и  отдельных  более  или  менее  замкнутых

референтных группах.

      Как все социальные диалекты, он представляет  собой  только  лексикон,

который питается соками общенационального языка, живет на  его фонетической

и грамматической почве.

      Поток этой лексики никогда  не иссякает полностью, он только  временами

мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это  связано,  разумеется,

с историческим фоном, на котором развивается  русский  язык.  Но  связь  эту

нельзя  трактовать  слишком  прямолинейно,  объясняя  заметное  оживление  и

интенсивное словообразование в  сленге  только  историческими  катаклизмами.

Сначала века отмечены  три  бурные  волны  в  развитии  молодежного  сленга.

Первая  датируется  20-ми  годами,  когда  революция  и  гражданская  война,

разрушив до основания  структуру общества,  породили  армию  беспризорных,  и

речь  учащихся  подростков  и  молодежи,  которая  не   была   отделена   от

беспризорных непроходимыми  перегородками,  окрасилась  множеством  "блатных"

словечек;

      Вторая волна приходится на 50-е  годы, когда на  улицы  и   танцплощадки

городов вышли "стиляги". Появление третьей волны связано  не с эпохой  бурных

событий, а с  периодом застоя, когда удушливая  атмосфера  общественной  жизни

70-80-х породила  разные  неформальные  молодежные  движения,  и  "хиппующие"

молодые  люди   создали   свой   "системный"   сленг   как   языковый   жест

противостояния  официальной идеологии.

      Попробуем очертить хотя бы  приблизительно портрет  типичного   носителя

сленга. Известны знаковые моменты в облике и поведении  у  хиппи:  у  мужчин

длинные волосы (недаром  хиппи называют себя "волосатыми").  Молодые  люди  и

девушки носят  на шее мешочек с документами - "ксивник» а  на  руке  бисерный

браслет ~ "феньку". Все  они  путешествуют  автостопом  по  "трассе",  любят

собираться в  шумные сборища  "  "тусовки"  и "сейшоны"  -  вечеринки,  рок-

концерты. Но настоящих  странствующих хиппи,  порвавших  с  родителями  и  не

имеющих определенных  занятий,  в  России  совсем  немного.  Основная  часть

носителей сленга  -  это  "хиппующие"  старшеклассники  и  студенты. 

      Надо  четко  представлять  себе,  что  во  всех  случаях,   когда   мы

Информация о работе Сленг в Руссом языке