Инвестиции в механизмах государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

Экономисты, традиционно относимые к классикам (кажется, первым этот термин по отношению к А. Смиту (Adam Smith; 1723-1790) и Д. Рикардо (David Ricardo, 1772-1823) применил К.Маркс (Karl Heinrich Marx,1818-1883)), написали трудно формализуемые работы. По богатству идей работам А. Смита, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милля (John Stuart Mill, 1806-1873), А. Маршалла (Alfred Marshall, 1842-1924) нет равных в экономической науке. Формализация их концепций, проведённая позднее в учебных и аналитических целях, обедняет их взгляды, но, как можно надеяться, схватывает основное.1

Работа содержит 1 файл

Инвестиции и государственное регулирование.doc

— 974.00 Кб (Скачать)

     В то же время фактический темп прироста национального дохода не является устойчивой величиной и может оказаться  выше или ниже желаемого. К чему это может приводить?

     Если  фактический темп прироста окажется выше желаемого, то это, при известном  постоянстве доли сбережения в доходе, должно означать снижение коэффициента капиталоемкости, то есть доли инвестиций в доходе. Наблюдая изменившееся соотношение инвестиций и дохода, каждый предприниматель сочтет, что инвестиции недостаточны для поддержания желаемого темпа роста. Предприниматели привлекут дополнительные инвестиционные ресурсы и тем самым еще более оторвут фактические темпы прироста вверх от желаемых. Нельзя сказать, что такой отрыв является полезным, так как он, вероятно, чреват ростом инфляции.

     Если  фактический темп прироста окажется ниже желаемого, предприниматели, в  первую очередь, увидят превышение доли накопления в доходе выше прогнозируемого ими. Они начнут снижать инвестиции и тем самым еще более отдалят фактический темп прироста от желаемого. Это означает переход к депрессии.

     Такого  рода колебания Р. Харрод относил  к краткосрочным. Для описания долгосрочной тенденции Р. Харрода вводит третье уравнение, уравнение естественного прироста:

      , где

       – естественный или максимально  возможный темп прироста национального  дохода при сложившемся росте  населения (рабочей силы) и технических  возможностях.

     Введение уравнения естественного прироста усиливает парадокс  модели Р.Харрода, но переносит его в долгосрочную перспективу. Если желаемый (прогнозируемый предпринимателями) темп прироста окажется  выше естественного, то тем самым он окажется и выше фактического. Последствия этого, учитывая долгосрочные параметры уравнения естественного прироста, ведут к долгосрочной депрессии. Другими словами, чрезмерное напряжение усилий приводит к спаду.

     Если  желаемые (прогнозируемые предпринимателями) темпы прироста окажутся ниже естественных, то возможны два варианта. Если желаемый темп прироста оказывается больше фактического, то, как мы уже видели, следует ожидать долговременной депрессии. Если же ситуация обратная, следует ожидать долгосрочного бума.

     Надо  сказать, Р.Харрод развил концепцию Дж.М. Кейнса. Если Дж.М. Кейнс фактически отрицательно относился к сбережениям, так как они снижают текущий эффективный спрос, то Р. Харрод представил более дифференцированный подход. Рост сбережений ведет к депрессии, если желаемый темп прироста выше естественного. Если же желаемый темп прироста ниже естественного, причем настолько, что и ниже фактического, наступает полоса инфляционных бумов. В этом случае рост сбережений приносит пользу.

     При вручении Нобелевской премии в 1987 году в докладе «Теория роста и дискуссии о ней» Роберт Солоу (Robert Merton Solow,1924) подвел итоги исследований и отметил нерешенные проблемы.23 Модели Харрода-Домара навевают, по словам Р. Солоу, неверные общие представления.

     Р. Солоу, в отличие от Р.Харрода, - сторонник  неоклассической концепции, предположил  технологическую гибкость макроэкономического  роста. Экономика может выбирать, производить ли преимущественно  трудо-, капитало- или материалоемкую продукцию. В этом случае он получил три важных результата. Во-первых, сбалансированные траектории представлялись не единственной редкой возможностью, а целым семейством сбалансированных траекторий. Во-вторых, долгосрочный темп прироста  производительности труда не зависит от нормы накопления, а зависит только от темпа технического прогресса.

     Р. Солоу приводит результаты исследований Э. Денисона (Edward F. Denison, 1915-1992) для США.

     Рассматривая  период 1929-1982 г.г. и сгладив циклические  колебания, он установил, что физический объем выпуска рос со средним  темпом 3.1% в год. По оценкам Э. Денисона, 25% роста может быть объяснена  ростом затрат живого труда без учета роста образовательного уровня занятых. 16%  - следует приписать росту образовательного уровня работников. 12% - рост основного капитала. 11% - улучшение размещения ресурсов. 11% - экономия от масштабов производства. 34% - рост знаний, научно-технический прогресс. В сумме получается 109%. Значит, должны быть факторы, отнимающие рост. Эти факторы – растущие расходы на сохранение окружающей среды.

     Р. Солоу отметил также работы Э.Н. Вулфа. Э.Н. Вулф сформировал столетние  временные ряды (1880-1979) по семи крупным странам – Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США. Для каждой страны он рассчитал средний темп прироста совокупной факторной производительности (темп научно-технического прогресса), а также различные показатели скорости инвестирования и среднюю норму накопления. В соответствии с интерпретацией Э.Н. Вулфа, те страны, в которых скорость инвестирования была самой высокой, смогли лучше всего воспользоваться имеющимся запасом знаний. Р. Солоу полагает, что приведенную корреляцию можно объяснить и иными причинами. Не исключено, что высокие инвестиции и научно-технический прогресс – два параллельно идущих процесса.

     Любопытно, что представленный Р. Солоу анализ заканчивается упоминанием модели Б. Хикмена и Р. Коэна, согласно которой безработица может быть результатом, как недостаточного спроса, так и слишком высокой заработной платы. В модели предполагается и негибкость заработной платы, и существование производителей-монополистов. Таким образом, и «классическая» и «кейнсианская» безработицы возможны одновременно.

    1. Инвестиции  и экономический  цикл

     Макроэкономическая  цикличность экономики проявляет  себя различным образом, в частности, в колебаниях предложения и спроса на рынках отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, в изменении уровней цен товаров, финансовых инструментов, денег,  в подъемах и спадах на рынке труда, в колебаниях различных показателей деловой активности.

     Выделяют  четыре основных типа экономических  циклов:

     краткосрочные циклы Китчина (английский экономист Joseph Kitchin, 1861-1932) с периодом 3-4 года;

     среднесрочные циклы Жюгляра (французский экономист Clement Juglar, 1819-1908) с периодом 7-11 лет;

     ритмы Кузнеца (американский экономист российского происхождения Simon Smith Kuznets, при рождении Семён Абрамович Кузнец, 1901, Пинск, Российская империя 8 июля 1985, Кембридж) с периодом-15-20 лет;

     длинные волны Кондратьева (российский экономист Н.Д. Кондратьев, 1892-1938) с периодом - 45-60 лет.24

     Циклы Китчина — краткосрочные экономические циклы с характерным периодом 3-4 года, открытые в 1920-е годы английским экономистом Джозефом Китчином Сам Китчин объяснял существование краткосрочных циклов колебаниями мировых запасов золота, однако в наше время такое объяснение не может считаться удовлетворительным. В современной экономической теории механизм генерирования этих циклов обычно связывают с запаздываниями по времени (временными лагами) в движении информации, влияющими на принятие решений коммерческими фирмами.25

     На  улучшение конъюнктуры фирмы реагируют полной загрузкой мощностей, рынок наводняется товарами, через какое-то время на складах образуются чрезмерные запасы товаров, после чего принимается решение о снижении загрузки мощностей, но с определенным запаздыванием, так как информация о превышении предложения над спросом сама обычно поступает с определенным запаздыванием, кроме того требуется время на то, чтобы эту информацию проверить; определенное время требуется и на то, чтобы принять и утвердить само решение. Кроме того наблюдается определенное запаздывание между принятием решения и актуальным уменьшением загрузки мощностей (на привидение решения в жизнь тоже требуется время). Наконец, ещё один временной лаг существует между моментом начала снижения уровня загрузки производственных мощностей и актуальным рассасыванием избыточных запасов товаров на складах.

     Циклы Жюгляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, одним из первых описавшим эти циклы.  В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал. В результате, к временным запаздываниям, характерным для циклов Китчина, здесь добавляются еще и временные лаги между принятием инвестиционных решений и возведением соответствующих производственных мощностей (а также между возведением и актуальным запуском соответствующих мощностей). Дополнительный лаг формируется и между спадом спроса и ликвидацией соответствующих производственных мощностей. Данные обстоятельства и обуславливают то, что характерный период циклов Жюгляра оказывается заметно более продолжительным, чем характерный период циклов Китчина. Циклические экономические кризисы/рецессии могут рассматриваться в качестве одной из фаз цикла Жюгляра (наряду с фазами оживления, подъёма и депрессии). Вместе с тем от фазы кондратьевской волны зависит глубина этих кризисов.

     Цикл  Жюгляра относят к основным промышленным циклам. Продолжительность цикла  Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

     Ритмы Кузнеца - экономические циклы с характерным периодом 15-20 лет. Были открыты в 1930 году лауреатом Нобелевской премии Саймоном Кузнецом. Эти циклы часто называю С. Кузнец связывал с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений.

     В настоящее время рядом авторов  ритмы Кузнеца рассматриваются в качестве инфраструктурных циклов. Высказывалось также и предложение рассматривать ритмы Кузнеца в качестве третьей гармоники Кондратьевской волны.

     О промышленном цикле Жюгляра и  длинных волнах Кондратьева мы напишем  более подробно, так как последний  глобальный кризис специалисты связывают  с неблагоприятным наложением циклов их имени.

     Русский экономист Н.Д. Кондратьев, исследуя проблему экономических кризисов, экономических  циклов, пришел к выводу, что наряду с уже известными в его время  циклами в 7-11 лет (циклы Жюгляра),  существуют большие циклы в 48-55 лет.

     Приведем  тезисы доклада Н.Д. Кондратьева в феврале 1926 г. в Институте экономики Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), которые, на наш взгляд, достаточно полно объясняют его работу:26 

     1. Современная экономическая теория знает лишь циклы продолжительностью в 7-11 лет. Однако в действительности наряду с этими циклами, по-видимому, существуют также иные циклы экономической динамики продолжительностью около 48-55 лет. Мы называем их большими экономическими циклами.

     2. Чтобы установить, существуют ли эти большие циклы, мы изучили статистические данные по Англии: о ценах, проценте на капитал, заработной плате сельскохозяйственных и текстильных рабочих, о внешней торговле и производстве угля, чугуна и свинца и др.; по Франции: о ценах, проценте на капитал, внешней торговле, потреблении угля, о посевных площадях овса, о портфеле Французского банка, о вкладах в сберегательные кассы, потреблении хлопка, кофе, сахара и др.; по Германии: о производстве угля и чугуна; по САСШ: о ценах, производстве угля, чугуна и стали, о количестве веретен хлопчатобумажной промышленности, о посевных площадях хлопка и др. Кроме того, были изучены данные о мировом производстве угля и чугуна. Данные эти были взяты по возможности за более продолжительный период. Однако систематические статистические данные лишь о некоторых из указанных  выше явлений имеются с конца XVIII в. Другие данные начинаются лишь с начала и даже с половины XIX в.

Информация о работе Инвестиции в механизмах государственного регулирования экономики