Инвестиции в механизмах государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

Экономисты, традиционно относимые к классикам (кажется, первым этот термин по отношению к А. Смиту (Adam Smith; 1723-1790) и Д. Рикардо (David Ricardo, 1772-1823) применил К.Маркс (Karl Heinrich Marx,1818-1883)), написали трудно формализуемые работы. По богатству идей работам А. Смита, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милля (John Stuart Mill, 1806-1873), А. Маршалла (Alfred Marshall, 1842-1924) нет равных в экономической науке. Формализация их концепций, проведённая позднее в учебных и аналитических целях, обедняет их взгляды, но, как можно надеяться, схватывает основное.1

Работа содержит 1 файл

Инвестиции и государственное регулирование.doc

— 974.00 Кб (Скачать)

     Итак  по логике М.Фридмана:

     а) реальные величины заменяются "постоянными";

     б) "постоянные" величины заменяются "антиципированными"

     Механизм  антиципирования может быть различным. М. Фридман предлагает следующий: доход, который лицо в периоде T ожидает  получить в  некотором  будущем  периоде, равен той величине, которую это лицо предполагало получить в прошлом периоде плюс  некоторая  сумма,  пропорциональная ошибке, сделанной в прошлом периоде.

     

     Формула антиципирования  соответствует  гипотезе "адаптивных"    ожиданий.  Другая известная гипотеза - гипотеза "рациональных" ожиданий.

     На  основе статистических исследований был  открыт  поразительный    феномен.  На протяжении длительного периода (1870 - 1954    г.г.) реальный доход  возрастал, а скорость обращения  денег снижалась.

     В то же время внутри среднесрочного цикла динамика тех же  параметров    обратная. В чём дело?

     В  длительной перспективе спрос на деньги растёт быстрее антиципируемого  дохода (1.8:1.0), что должно выразиться в падении скорости обращения  падает. Деньги    ведут себя аналогично предметам роскоши, спрос  на которые также обгоняет доход. В рамках  среднесрочного  цикла  номинальный  доход (как на стадии    роста, так и на стадии падения) обгоняет доход антиципируемый.  На стадии роста  номинальный доход растёт быстрее дохода антиципируемого,  на    стадии спада - быстрее падает. В результате, на стадии подъёма скорость    обращения денег растёт, а на стадии спада - падает.

     М. Фридман определил три критерия,  отличающих теоретика-количественника:

     а) важность  и стабильность (наличие  функции спроса на деньги стабильной формы) функции спроса на деньги;

     б) независимость факторов,  влияющих на спрос на деньги и на предложение  денег;

     в) специфическая  форма  функции  спроса на деньги (М. Фридман на статистическом материале попытался показать неэластичность спроса на деньги по отношению к процентным ставкам).

     По  поводу второго критерия необходимы более  подробные  объяснения.

     Зависит ли само предложение  денег от спроса на них?

     1. , где

      - деньги частного сектора;        

      - наличные деньги частного  сектора (деньги на расчётных  и чековых счетах);

      - депозиты  частного сектора  в банках (деньги на срочных  счетах).

     2. Наличные деньги (деньги повышенной  силы) в частном  и  банковском    секторах:

      , где

      -  наличные деньги частного  и банковского секторов;                                  

      -  резервы банков.

     3.

     Преобразуем одно из слагаемых последнего уравнения

      , так как

      ,

      .

     Разделим  на R и получим:

     

     или

     

     Тогда:

     4.

     Таким образом, количество денег в частном  секторе определяется:

     а) общим запасом наличных денег - - (запас регулируется    правительством)

     б)  отношением  запаса наличных денег  в частном секторе к общему    количеству денег в частном секторе - -  (определяется  поведением    участников частного сектора, сколько они держат на депозитах)

     в)  отношением кассовых резервов банков к общей сумме банковских    депозитов частного сектора - .

     Если  мы обнаружим, что коэффициенты и относительно неизменны во времени, тогда все изменения денежной массы можно отнести на    счёт правительства.

     Если  же сдвиги денежной массы связаны  с изменением  коэффициента    , а последний связан с колебаниями спроса на деньги, то можно сделать  вывод, что денежная масса представляет эндогенную величину и её    предложение зависит от спроса.

     Статистические  исследования показали, что:

     В краткосрочном периоде - в рамках  делового  цикла  -  денежная    масса  зависит  от  изменений номинального дохода и других эндогенных (внутренних)    факторов, то есть увеличение реального дохода, цен увеличивает  спрос    на  деньги,  а  последнее через коэффициент R/D влияет на предложение    денег.

     Получается, что в уравнении количественной теории денег в  краткосрочном периоде изменения реального дохода, цен, скорости обращения    денег влияют на денежную массу.

     В  долгосрочном  периоде  денежную массу можно рассматривать как    экзогенную (внешнюю) величину. Изменения  денежного запаса  наличности  является    причиной изменений номинального дохода в долгосрочном периоде и в моменты крупных падений или расширений производства.

     Другими  словами, в условиях стабильности скорости обращения денег (V) экзогенные изменения предложения денег вызывают изменения цен    и реального дохода, если вести речь о  данных  за  длительный  период    времени.

     Таким  образом, новым теоретикам количественной теории денег удалось примирить свою теорию с фактическими данными и сохранить свою    концепцию для долгосрочных периодов. Однако между количественниками    есть расхождения.

     М. Фридман и А. Шварц считают, что в краткосрочном аспекте  (в  рамках    делового цикла) изменение коэффициента R/D влияет на изменение денежной  массы.  В  долгосрочном  аспекте предложение денег через функцию    спроса (стабильную и неэластичную по проценту - в этом их отличие  от    кейнсианцев) и функцию скорости влияет на экономическую активность.

     Кейган  же считает, что:

     - вековые изменения денежной массы  обусловлены изменением наличных денег за счёт изменений золотого запаса (до 1914 года) и действий    Федеральной Резервной системы (после 1914 г.);

     - краткосрочные изменения денежной  массы определяются изменениями  коэффициента C/M.

     На  основе монетарного подхода сформированы и определённые пути стабилизации экономики, так называемое монетарное правило.

     Возражения  против  монетарного подхода к  стимулированию деловой    активности (принадлежат, в основном, неокейнсианцам):

     - увеличение количества денег  в обращении снизит скорость их обращения  (под  влиянием падения процентных ставок изменится структура    активов частного сектора: значительная часть прироста увеличит сбережение денег на срочных вкладах или наличными для спекулятивных целей;    в результате скорость обращения всей массы денег уменьшится) и ожидаемого прироста совокупного спроса не произойдёт;

     - влияние пониженной процентной  ставки на  инвестиции  может   не    быть заметным и,  во всяком случае, не последует  автоматически (инвестиционная  активность  определяется ожидаемым эффектом инвестиционных    проектов, общим характером ожиданий, а не только затратами на кредитные ресурсы);

     - в том случае, если определённое  повышение инвестиций  реализуется,  то повысится спрос на деньги  для осуществления сделок, повысятся процентные ставки и последующее снижение инвестиций возвратит производство к прежнему уровню;

     -  возможны  внешнеторговые  осложнения  из-за несогласованности    кредитно-денежной политики торговых  партнёров;

     - ставка на постоянный темп  роста денежного предложения ("монетарное правило") дестабилизирует экономику. С точки зрения кейнсианцев совокупный спрос нестабилен по своей природе, поэтому и спрос на деньги также нестабилен. Монетарное правило, закрепляющее определённую динамику денежного предложения дестабилизирует процентные ставки и усилит неустойчивость экономики.

     Заметим попутно, что, с точки зрения кейнсианцев, самый мощный метод стимулирования совокупного спроса, а значит и  производства - фискальный, через влияние  бюджета на совокупные расходы.  По мнению кейнсианцев, в целях стимулирования деловой активности необходимо увеличивать государственные закупки товаров и услуг то ли за счёт займов у частного сектора, то ли путём выпуска “новых денег”.  Не исключён и путь увеличения налогов, чтобы поддержать дополнительные расходы государства.

     Исследования  показали, что наибольшим стимулирующим  эффектом обладает увеличение государственных  закупок за счёт дефицитного финансирования (создания “новых денег”), так как  продажа ценных бумаг повышает процентные ставки и снижает инвестиционную активность фирм и домашних хозяйств. Увеличение же государственных закупок за счёт роста налогов подрывает действие мультипликатора и потому менее эффективно.

     Как монетаристы, так и кейнсианцы акцентировали  внимание на проблемах совокупного спроса, ибо предполагали, что ответное предложение устанавливается автоматически действиями предпринимателей.  Заметим, что с этой точки зрения и те и другие не являются сторонниками старого классического подхода, что “предложение рождает спрос”,  хотя именно монетаристы исповедуют либеральные взгляды, свойственные классикам.  Между тем последние десятиления показали, что всегда существует опасность “шокового “ снижения предложения товаров  и услуг и последующая стагфляция.  Необходимы механизмы осуществления непосредственного воздействия на сферу производства.  Стимулирование спроса должно подкрепляться созданием благоприятных условий для широкого использования ресурсосберегающих,  экологически чистых технологий, быстрого внедрения эффективных и полезных нововведений. Система теории и практики непосредственнгого регулирования предложения товаров получила название “экономики предложения”.  В рамках этой концепции стимулирование деловой активности может осуществляться не только путём увеличения государственных закупок, но и путём уменьшения налогов и облегчения инвестиционной активности частного сектора.  Снижение налогов имеет очевидные ограничения,  поэтому требуется программное  решение всех проблем, возникающих в связи со стимулированием предложения товаров и услуг.  Сегодня эти вопросы являются актуальными для российской экономики.

    1. Инвестиции  и экономический  рост

     Английский  экономист Р. Харрод (Sir Roy Forbes Harrod, 1900-1978) и американский экономист Е. Домар (Evsey Domar, 1914—1997) попытались построить динамическую модель, основываясь на идеях Дж.М.Кейнса. Мы представим наиболее развитую модель, модель Р.Харрода.22

     Уравнение фактического темпа прироста является исходным уравнением в модели Р.Харрода:

      , где

      ; ; .

      - национальный доход;

      - прирост национального дохода;

       - величина инвестиций;

      - величина сбережений;

      - реальный прирост выпуска  за какой-либо период или  ;

      - коэффициент капиталоемкости или

      - доля сбережения в национальном доходе или .

     Таким образом, эта формула представляется следующим образом:

       

     и выражает равенство фактических  инвестиций и сбережений.

     Далее Р.Харрод вводит новую категорию, так  называемый, гарантированный (желаемый) темп прироста. Это темп прироста, которые предприниматели считают желательным для себя и на который они соответствующим образом настраиваются. Формула гарантированного темпа прироста:

      , где

      - гарантированный (желаемый) темп  прироста;

      - требуемый коэффициент капиталоемкости;

       – доля сбережения в  национальном доходе.

     В этой формуле уже приравниваются желаемые инвестиции к наличным сбережениям.

     Р. Харрод предполагает, что гарантированный (желаемый) темп прироста величина устойчивая. Объясняется это тем, что доля сбережений в национальном доходе  и коэффициент капиталоемкости меняются медленно (предполагается неизменность потребительских склонностей и нейтральный тип научно-технического прогресса). Поэтому следует предположить, что и желаемый темп роста должен быть устойчивым.

Информация о работе Инвестиции в механизмах государственного регулирования экономики