Эволюция парламента в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе эволюции английского парламента в процессе его исторического развития, необходимости и эффективности работы английского парламента; а также исследовать методологические и теоретико-правовые основы работы английского парламента, выявить факторы, влияющие на его трансформацию, определить перспективы развития парламента как верховном законодательном органе.

Адекватно указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
дать краткий экскурс в историю поднимаемой проблемы;
охарактеризовать положение дел на сегодняшний момент;
описать соотношение различных политических сил в процессе эволюции английского парламента;
научно обосновать объективные и субъективные факторы, влияющие на эволюцию английского парламента;
изложить перспективы эволюции английского парламента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ………………………………………………………………………….6

§ 1. Образование парламента в Англии ....................................................6

§ 2. Расширение компетенции парламента в XIV-XV вв .......................13

Глава II. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ........................................................................16

§ 1. Особенности английского абсолютизма ...........................................16

§ 2. Парламент в системе центральных органов власти Англии в XVI-. XVII веков .............................................................................................................20

Глава III. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ…………............................................................................................22

§ 1. Английская буржуазная революция и парламент ...........................22

§ 2. Становление парламента в XVIII-X1X вв……................................27

Глава IV. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XX СТОЛЕТИИ ........58

§ 1. Избирательные реформы первой половины XX века ......................58

§ 2. Изменения во взаимодействии короны, парламента и правительства…………………………………………………………………….59

§ 3. Английский парламент в новейшее время .......................................62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………67

Работа содержит 1 файл

дипл парламент.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

      Тем не менее, общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты. Но лорды нарушили его в 1909 году, когда правительство либералов внесло законопроект о некотором увеличении налога на земельную ренту. Палата лордов зашла так, далеко, что отклонила принятый палатой общин бюджет.

      В 1911 г. был принят Акт о парламенте, ограничивший полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужила обструкционистская политика верхней палаты в отношении правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общий в трех последующих сессиях, и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

      В том же 1911 году депутаты нижней палаты стали получать жалованье. Эта мера имела важное значение для третьей  партии, с 1906 года появившейся на политической арене, - партии лейбористов.

      Лейбористская партия образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в «социалистическом направлении» при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

      Непосредственным  поводом для создания партии послужило решение суда по делу о забастовке железнодорожников. Удовлетворив иск предпринимателей, суд возместил понесенные ими убытки (от забастовки) из профсоюзной кассы. Тем самым был создан прецедент, угрожавший каждой новой стачке.

      Чтобы сделать невозможным что-нибудь подобное, нужен был специальный  закон. Лидеры профсоюзов и социалистических организаций решили добиваться его, предварительно проникнув в парламент. Так возникла необходимость в  политической партии.

      Теория  и практика английского лейборизма как в начале XX века, так и в конце его не содержат ничего революционного. По справедливому суждению Ф. Энгельса, после прекращения существования I Интернационала в Англии не стало «абсолютно никакого рабочего движения, кроме такого, которое плетется в хвосте буржуазии, радикалов и ставит себе маленькие цели в пределах капиталистических отношений».30

      Реформу палаты лордов считают обыкновенно  победой палаты общин. Еще в большей  степени она была победой правительства над парламентом.

      Контролируя правительственное большинство  в нижней палате, и потеснив на второй план верхнюю, правительство могло быть уверено в том, что всякий представленный им закон, равно как и всякая политика, им проводимая, получат отныне поддержку и одобрение.

      Растущей  мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить  или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции.

      Среди них отметим: а) «предварительный вопрос» - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений; такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством; б) «гильотина» - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений; в) «кенгуру-гильотина» - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает «несущественными». В последние десятилетия XIX века закрытие прений практиковалось 35—50 раз в году.

      Вместе  взятые, они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений (выраженный в принципе - «правление через обсуждение»). Отпало еще одно существенное различие между английским и континентальным парламентами31.

      Спикер, значение которого усилилось, есть лицо, председательствующее в нижней палате. Назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался.

      Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем. В 1376 году рыцарь де ля Map был избран спикером («оратором») для переговоров по поводу предания суду некоторых королевских сановников - делу трудному и небезопасному. Король не согласился с палатой, но с этого времени повелось, что палата имеет руководителя. Он выбирается самой палатой, но утверждается королем. Особенно опасной должность спикера стала в период абсолютизма ввиду тех последствий, которые могло повлечь за собой простое неудовольствие короля. Недаром сделалось обычаем, что всякий новый спикер упирается обеими ногами, когда его ведут под руки, чтобы усадить в председательское кресло.

      Реформа парламента 1911 т. представляла собой очередной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не собиралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее «сдерживающую» роль по отношению к нижней палате. В условиях меняющейся политической ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо «невыгодного» законопроекта могла оказаться фатальной для его судьбы32. Так, например, законопроект об отмене «двойного вотума», который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изменившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) снимался с повестки дня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава IV. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XX СТОЛЕТИИ

      § 1. Избирательные  реформы первой половины XX века

      Итак, в XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. До 1923 г. это были консерваторы и либералы, с 1923 г. - консерваторы и лейбористы. Двухпартийная система не исключает существования других политических партий (так, в 1920 г. была создана коммунистическая партия), однако выработанная в основных чертах парламентом, контролируемым двумя партиями, эта система, естественно, направлена на укрепление господства именно этих двух партий. Последнее оказало такое значительное влияние на развитие английской конституции, что двухпартийная система может считаться одним из неписаных конституционных обычаев. При этом лидеры обеих основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели кардинальных изменений.

      Основным  средством сохранения существования двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малых партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

      В XX в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательное право.

      Первая  избирательная реформа была проведена  непосредственно после первой мировой  войны, в 1918 - 1919 гг. Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

      Накануне  парламентских выборов 1929г. Консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.

      Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после второй мировой  войны. Акт о народном представительстве 1948г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе.

      Наконец, в 1969г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

      § 2. Изменения во взаимодействии короны, парламента и

      правительства

      Развитие  государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти. Основные предпосылки этого были заложены в конце XIX в., а события XX в. способствовали ее реализации. В этом плане к числу важнейших последствий первой мировой войны относится новое расширение законодательных полномочий и фактической власти правительства. В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920 г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества (мешают снабжению продовольствием, водой, топливом, электроэнергией). В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

      Предоставляя  правительству чрезвычайные полномочия, парламент не только способствовал усилению его исполнительной власти, но и передал ему власть законодательную. Получило распространение так называемое делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. «Делегирующий акт» наделял исполнительную власть правом издавать нормы в «развитие закона» Это зачастую сопровождалось разрешением в случае необходимости изменять сам делегирующий статут. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д. Делегированное законодательство - одно из проявлений всемогущества кабинета министров33.

      Парламент практически - лишился возможности контролировать деятельность органов управления. Палата общин утратила ведущую роль в осуществлении политической власти, наоборот, правительство контролирует палату общин при помощи партийной системы.

      Право премьер-министра в любое время  добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. В результате возникает буквально диктатура кабинета, который может сначала действовать, а уже потом ожидать одобрения своих действий со стороны парламента.

      Фактором  усиления роли правительства стало  также необычайное возрастание  значения в государственном управлении постоянного, профессионального чиновничества. Это содействовало вытеснению классической модели парламентарного правления, названной «Вестминстерской» (по месту расположения парламента), новой – «моделью. Уайтхолла», названной так по месту расположения правительства.34 В 1949г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палаты лордов. Состав этой палаты был следующим: меньшинство составляли потомки старинной земельной аристократии; примерно половина членов палаты - пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.; треть членов палаты лордов - директора компаний. Закон 1949г. об изменении акта о парламенте 1911г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и, например, в 1956г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958г. расширить полномочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое изначальное предназначение - тормозить начинания избираемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, она способна оказывать и сильное политическое давление.

Информация о работе Эволюция парламента в Англии