Эволюция парламента в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе эволюции английского парламента в процессе его исторического развития, необходимости и эффективности работы английского парламента; а также исследовать методологические и теоретико-правовые основы работы английского парламента, выявить факторы, влияющие на его трансформацию, определить перспективы развития парламента как верховном законодательном органе.

Адекватно указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
дать краткий экскурс в историю поднимаемой проблемы;
охарактеризовать положение дел на сегодняшний момент;
описать соотношение различных политических сил в процессе эволюции английского парламента;
научно обосновать объективные и субъективные факторы, влияющие на эволюцию английского парламента;
изложить перспективы эволюции английского парламента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ………………………………………………………………………….6

§ 1. Образование парламента в Англии ....................................................6

§ 2. Расширение компетенции парламента в XIV-XV вв .......................13

Глава II. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ........................................................................16

§ 1. Особенности английского абсолютизма ...........................................16

§ 2. Парламент в системе центральных органов власти Англии в XVI-. XVII веков .............................................................................................................20

Глава III. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ…………............................................................................................22

§ 1. Английская буржуазная революция и парламент ...........................22

§ 2. Становление парламента в XVIII-X1X вв……................................27

Глава IV. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XX СТОЛЕТИИ ........58

§ 1. Избирательные реформы первой половины XX века ......................58

§ 2. Изменения во взаимодействии короны, парламента и правительства…………………………………………………………………….59

§ 3. Английский парламент в новейшее время .......................................62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………67

Работа содержит 1 файл

дипл парламент.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

      Абсолютная  монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел, свои особенности, благодаря чему получил в литературе название «незавершенного».8 Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского, «образца».

      Основная  особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления и отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия. Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля.

      Тайный  совет короля, окончательно сложившийся  в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорд-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

      Усилившаяся королевская власть не смогла упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения центре и на местах.

      Верховенство  короны во взаимоотношениях с парламентом  было оформлено статутом 1539 года, который  приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил  этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось9.

      Парламент продолжал сохранять за собой  прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие  парламента установлению новых налогов  вынуждало английских королей прибегать  к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.

      В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов английская система управления постепенно распространялась на всю Британию. В 1536 - 1542 гг. в состав английского государства был  окончательно интегрирован Уэльс. В 160З году под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии - Ольстер. С 1603 года в результате династического престолонаследия в личной унии с Англией (под властью одного короля) стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования.

      В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над  английской церковью. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

      Высшим  церковным органом страны была Высокая  комиссия. В ее состав наряду с духовными  лицами входили члены Тайного  совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, «беспорядки духовного и церковного характера».10 Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви - как с католиками, так и со сторонниками наиболее радикальных и демократических форм протестантизма (например пресвитерианства, укоренившегося в Шотландии). Любые три члена комиссии, если среди них был один епископ, обладали правом подвергать наказанию лиц, не посещающих церковь, пресекать ереси, смешать пасторов. В дальнейшем к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд сугубо светских дел - о бродягах в Лондоне, о цензуре и т.п. Реформированная церковь, сохранив немало черт католицизма как в структуре, так и в богослужении, превратилась в орган, одной из задач которого стала пропаганда теории божественного происхождения власти короля. Особенности английского абсолютизма, его незавершенный характер дают возможность буржуазной, особенно англо-американской, историографии вообще отрицать наличие его в Англии. При этом обычно используется старая либеральная концепция существования в Англии со времен Великой хартии вольностей «правового государства», в котором все, в том числе и монарх, были якобы подвластны закону. Эта концепция, однако, является следствием абсолютизации особенностей английской феодальной монархии XVI—XVII вв., отрыва юридических институтов от их социально-экономической основы. Феодальное государство в Англии в это время не изменило своей природы, а незавершенное абсолютизма определялась появлением сильной буржуазии в городе и буржуазно-переродившегося дворянства в деревне.

      § 2. Парламент в  системе центральных  органов власти Англии в XVI-начале XVII веков

      Центральными  органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля. Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорд-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

      Усилившаяся королевская власть не смогла, однако, упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и  буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя  рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах. Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539г., который приравнял указы короля в совете к законам парламента11. Хотя в 1547г. парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранилось.

      Парламент продолжал сохранять за собой  прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие  парламента установлению новых налогов  вынуждало английских королей прибегать  к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий  компаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.

      С целью учреждения в стране церкви, подчинённой королевской власти, В Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся секуляризацией церковных  земель. Парламент Англии при Генрихе  VIII с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательным путём было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения.

      Таким образом, несмотря на то, что сословное представительство в Англии в эпоху абсолютизма удалось сохранить, полномочия парламента были значительно ограничены, а палата общин зачастую была всего лишь марионеткой в руках короля и поддерживающей его палаты лордов. 
 
 
 
 
 

      Глава III. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В  АНГЛИИ

      § 1. Английская буржуазная революция и парламент

      Вопрос о том, чем был парламент в предреволюционной Англии до сих пор остаётся остро дискуссионным. Некоторые историки-юристы (Дж.Нил, А.Поллард, У.Нотстейн) писали о постоянно растущем значении палаты общин в общественной жизни тюдоровской и раннестюартовской Англии, о том , что нижняя палата в раннестюартовскую эпоху оформилась как единая оппозиционная сила, противостоящая абсолюстским устремлениям короля и «пламенно» отстаивающая конституционные принципы. Данная точка зрения господствовала в англоамериканской историографии вплоть до 70-х годов XX века.12

      В середине 70-х годов в науку  пришло поколение, которое иначе  взглянуло на эту проблему. Ревизионисты в отличие от своих предшественников начали более скрупулезно изучать парламентскую практику, предвыборную процедуру, деятельность парламентских комитетов, механизм принятия решений, механизм контроля за деятельностью коммонеров, наконец, жизнь и карьеры отдельных парламентских деятелей. Они пришли к выводу, что парламент отнюдь не являлся решающим фактором политики, ибо собирался нерегулярно и был зависим от короля (созывы и роспуски). Политика делалась при королевском дворе, где различные группировки государственной элиты боролись за близость королю. Таким образом, критика королевской власти становилась лишь отражением придворного соперничества. Оппозиционность отдельных парламентариев мгновенно пропадала, когда они получали определённые должности, к тому же многие из них были больше поглощены делами отдельных графств и местечек, нежели делами государства. Созывы Тюдорами и Стюартами парламентских сессий, по мнению «ревизионистов», означали лишь то, что король не мог обходиться без участия столичных и провинциальных элитных групп в управлении страной. Парламент являлся одним из главных источников пополнения казны, каналом, через который можно было ознакомиться с настроениями в обществе, местом выработки компромиссов, и достижения согласия. Именно отказ Карла I от практики созывов парламента стал одной из причин гражданской войны.

      Беспарламентское  правление Карла I. В 1628 г. королю была подана Петиция о праве, подготовленная парламентской оппозицией. В документе указывалось, что нарушаются законы Эдуарда I и Эдуарда III, согласно которым никакие налоги не могут быть введены без согласия парламента; что не осуществляется защита частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников. Ссылаясь на Великую хартию вольностей, Петиция напоминала, что ни один английский подданный не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли или изгнан без судебного приговора. В пятой статье указывалось, что Хартии также противоречит деятельность Звездной палаты и Высокой комиссии. Далее Петиция возражала против систематического постоя солдат и матросов у населения, против введения военного положения.

      Подводя итог в десятой статье, нижняя палата просила не налагать никаких налогов  без согласия парламента, не наказывать тех, кто откажется от уплаты налогов, не разрешенных парламентом, не арестовывать никого без суда. Карл I был вынужден утвердить Петицию о праве, и она стала законом.

      Новое столкновение между королем и  парламентом произошло в 1629 г. Тогда  Карл I распустил парламент, и началось единоличное правление короля.13

      Можно сказать, что в политическом кризисе 20-х гг. XVII в. инициатива была на стороне палаты общин. Годы беспарламентского правления (1629—- 1640) характеризовались полным произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию.

      Военные неудачи и недостаток средств  вынудили Карла I созвать парламент. Этот парламент, работавший с 13 апреля по 5 мая 1640 г., вошел в историю под названием Короткого.

      Палата  общин не удовлетворяла просьбу  короля о предоставлении субсидии на ведение войны с шотландцами. После роспуска строптивого парламента положение Карла I стало еще более критическим. Осознав, что без парламента не удастся разрешить военный и политический кризис, король в ноябре 1640г. созвал новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653г. С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции - конституционный. Выборы в Долгий парламент не дали благоприятного для короля состава парламента. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: трехгодичный акт, предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе, как по его собственному решению.

      Специальным актом были ликвидированы такие  важные инструменты королевского абсолютизма, как Звездная палата и Высокая  комиссия.

      Парламент 1 декабря 1641 г. принял Великую ремонстрацию, в которой была изложена программа классов-союзников в революции, как она виделась им на данном этапе. В Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и беспарламентского правления.

      Палата  общин утвердила Великую ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки  расхождения в самой палате общин в вопросах, не касающихся непосредственного существования самого парламента. Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.

Информация о работе Эволюция парламента в Англии