Эволюция парламента в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе эволюции английского парламента в процессе его исторического развития, необходимости и эффективности работы английского парламента; а также исследовать методологические и теоретико-правовые основы работы английского парламента, выявить факторы, влияющие на его трансформацию, определить перспективы развития парламента как верховном законодательном органе.

Адекватно указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
дать краткий экскурс в историю поднимаемой проблемы;
охарактеризовать положение дел на сегодняшний момент;
описать соотношение различных политических сил в процессе эволюции английского парламента;
научно обосновать объективные и субъективные факторы, влияющие на эволюцию английского парламента;
изложить перспективы эволюции английского парламента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ………………………………………………………………………….6

§ 1. Образование парламента в Англии ....................................................6

§ 2. Расширение компетенции парламента в XIV-XV вв .......................13

Глава II. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ........................................................................16

§ 1. Особенности английского абсолютизма ...........................................16

§ 2. Парламент в системе центральных органов власти Англии в XVI-. XVII веков .............................................................................................................20

Глава III. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ…………............................................................................................22

§ 1. Английская буржуазная революция и парламент ...........................22

§ 2. Становление парламента в XVIII-X1X вв……................................27

Глава IV. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XX СТОЛЕТИИ ........58

§ 1. Избирательные реформы первой половины XX века ......................58

§ 2. Изменения во взаимодействии короны, парламента и правительства…………………………………………………………………….59

§ 3. Английский парламент в новейшее время .......................................62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………67

Работа содержит 1 файл

дипл парламент.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

      Громкая полемика, шумные манифестации в печати, «откровенная» критика правительственной  политики и т.п. создают впечатление  борьбы там, где в лучшем случае дело идет о различном подходе, а в худшем - о том только, чтобы занять министерские кресла.

      Известный английский политический деятель лорд Бальфур сказал как-то в припадке откровенности (в 1902 г.): «В английской внутренней политике мы никогда не находимся в состоянии мира - - вся наша политическая организация устроена так, чтобы мы могли ссориться, - и мы постоянно ссоримся иногда по предметам маловажным по поводу вопросов, относительно которых всегда можно было достигнуть соглашения».23 Дело существенным образом изменилось - как мы это увидим в дальнейшем - с возникновением лейбористской (рабочей) партии, а еще точнее, с той поры, когда, оттеснив либералов на задний план, лейбористы сделались действительным противовесом консервативной партии. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.

      30—40-е  годы XIX века вошли в историю Англии под знаком упорной борьбы чартистов за всеобщее избирательное право, за ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог сделаться всякий достойный рабочий человек.

      Правящим  классам Англии удалось в то время  отвести угрозу новой парламентской  реформы, но сама эта угроза не исчезла.

      В 50 — 60-х годах в английском рабочем  классе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия, сознательно подкармливаемая за счет основной массы трудящихся.

      Привлекаемая  идеалом мелкобуржуазного существования, рабочая аристократия склонялась к  компромиссу с правящими классами Англии на основе частичных уступок с их стороны.

      Борьба  за этого нового, желательного в  данных условиях избирателя побудила как консерваторов, так и либералов  к новой парламентской реформе.

      И та и другая из партий хотели, чтобы  реформа была результатом именно ее инициативы. Завязалась беспринципная интрига. Виги упорно отклоняли проекты ториев. В самый острый момент консерваторам и их вождю Дизраэли удалось загнать либералов в угол. Предложенная последними поправка (либералы были уверены в том, что консерваторы ее не примут) была ко всеобщему удивлению принята Дизраэли, и проект стал законом.

      Избирательный закон 1867 года распадался на две части: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз. Первое принесло с собой мало изменений. Львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов - 34 из 560. Существенное значение имело расширение ценза. За основу по-прежнему принимался «дом». На этот раз право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили.

      До 1867 года они уплачивали налог через  посредство домохозяин; только он считался «налогоплательщиком».

      Реформа возводила в этот ранг всякого, кто  уплачивал налог, и тем самым расширяла круг избирателей. Именно это коварное предложение (поправка) было выдвинуто вигами и принято ториями. «Либералы и доныне, - писал советский государствовед Г.С. Гурвич, - не простили консерваторам этого шага. Они называют его «прыжком в темноту», продиктованным оппортунизмом и цинизмом политики консерваторов...».24

      Количество  избирателей в графствах выросло  наполовину, в городах -на 200%. Новый миллион голосующих составился из ремесленников, мелкой буржуазии, квалифицированных, рабочих. В 1872 году в Англии вводится тайное голосование. Третья избирательная реформа была проведена в 1884 - 1885 годах.

      Постепенно  исчезали старые страхи перед массовым избирателем. Оказалось, что одно только расширение избирательного права при сохранении в руках правящих партий монополии на выдвижение кандидатов и на их протаскивание (на что, помимо прочего, нужны деньги - и немалые) не угрожает изменением состава парламента.

      Существенным  в новой реформе - помимо расширения избирательных прав в графствах - было введение избирательных округов. Каждый из них выбирал одного депутата.

      По  системе относительного большинства: если, например, при 1000 голосующих и трех кандидатах голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.

      Исторические  особенности развития государства  обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была «записана» в едином акте, Писанная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

      Писаная часть включает в себя статусное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права, выражение «писаный» закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин «неписаный» закон употребляется для обозначения закона, непринимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему «общего права»; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

      К собственно неписаной части относятся  конституционные соглашения, нигде  юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.

      Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

      Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным  вопросам насчитывается около четырех  тысяч, и это число постоянно  увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому -либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 19] 1 и 1949гг., Акт о пэрах 1963г.), законы о правовом положении личности, - например, Habes corpus act 1679г., Билль о правах 1689г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

      Своеобразная  система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой -либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

      Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права. Несомненно, что британская конституция по форме очень отличается от других конституций капиталистических стран, хотя и не является абсолютно уникальной. Подобную форму имеет новозеландская конституция. Основной закон Канады 1982г. с изданием Акта о Канаде приобрел систематизированный характер, включив в себя 25 актов, начиная с 1867г. регулирующих как конституционные, так и не конституционные вопросы, и оставив за своими пределами некоторые нормы чисто конституционного характера ( например, касающиеся избирательного права).

      Особенности британской конституции объясняются  условиями политического развития страны. Она формировалась под воздействием борьбы между буржуазией, которую представлял парламент (точнее, его нижняя палата общин), и дворянством, интересы которого выражал монарх. После прихода к власти буржуазии на формировании конституции отражается политическая борьба рабочего класса за свои права и интересы. Конституция Великобритании содержит ряд уступок требованиям трудящихся.

      Своеобразная  форма британской конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой - либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Другими словами, Конституция относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой. Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированными.

      Из  характера конституции вытекает и то, что труды ученых - юристов  признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писанных и неписаных норм конституции. Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источником права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой. Так, палата лордов в 1920г. по делу Attorney - General v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное выдающимся английским государствоведом конца прошлого века А.В.Дайси определение королевской прерогативы. «Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по - видимому не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в расчет, и некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того, что к их мнению присоединяются судьи».

      Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный  раздел, посвященный основным правам человека. В британской конституции  такого обобщающего раздела или акта нет; несколько законодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы, регулируют главным образом вопросы, связанные с произвольным арестом, с правами сторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими актами парламента (о народном представительстве 1983г. и др.), многие права и свободы определяются судебными прецедентами.

Информация о работе Эволюция парламента в Англии