Эволюция парламента в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в анализе эволюции английского парламента в процессе его исторического развития, необходимости и эффективности работы английского парламента; а также исследовать методологические и теоретико-правовые основы работы английского парламента, выявить факторы, влияющие на его трансформацию, определить перспективы развития парламента как верховном законодательном органе.

Адекватно указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
дать краткий экскурс в историю поднимаемой проблемы;
охарактеризовать положение дел на сегодняшний момент;
описать соотношение различных политических сил в процессе эволюции английского парламента;
научно обосновать объективные и субъективные факторы, влияющие на эволюцию английского парламента;
изложить перспективы эволюции английского парламента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ………………………………………………………………………….6

§ 1. Образование парламента в Англии ....................................................6

§ 2. Расширение компетенции парламента в XIV-XV вв .......................13

Глава II. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ........................................................................16

§ 1. Особенности английского абсолютизма ...........................................16

§ 2. Парламент в системе центральных органов власти Англии в XVI-. XVII веков .............................................................................................................20

Глава III. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ…………............................................................................................22

§ 1. Английская буржуазная революция и парламент ...........................22

§ 2. Становление парламента в XVIII-X1X вв……................................27

Глава IV. АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В XX СТОЛЕТИИ ........58

§ 1. Избирательные реформы первой половины XX века ......................58

§ 2. Изменения во взаимодействии короны, парламента и правительства…………………………………………………………………….59

§ 3. Английский парламент в новейшее время .......................................62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………67

Работа содержит 1 файл

дипл парламент.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

      Карл  I одобрил все конституционные акты, что объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев. Угрожающее поведение толпы было решающим аргументом палаты  общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции. Конституционный конфликт не был разрешен, но к осени 1642 г.; перерос в вооруженный конфликт.

      В ходе гражданской войны можно  выделить два этапа: 1) когда военное  руководств находилось в руках пресвитериан и 2) когда это руководство перешло  к индепендентам. На первом этапе  войны преимущество оказывается на стороне королевской армии, лучше обученной и вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию по плану, предложенному генералом О. Кромвелем (1599—1658). В результате реформы была создана армия, названная «новой моделью». Солдат стали набирать из людей ратного происхождения, армия была подчинена единому командованию, на командные должности выдвигались способные выходцы из народа. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу. В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту-.

      Конфликт  между парламентом и армией. К  этому времени все отчетливее становились расхождения между  парламентом и армией. Для заседавших в парламенте просвитериан революция, по сути, была завершена. Их вполне устраивала идея верховенства парламента, который осуществляет власть в стране вместе с королем, т.е. идея политического строя по типу конституционной монархии. Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ.

      Борьба  между индепендентами и просвитерианами  обострилась весной 1648г. - вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.

      После победы Кромвель удалил из парламента активных членов, принадлежавших к  пресвитерианам (чистка Прайда). Оставшиеся члены парламента образовали послушное  индепендентам «парламентское охвостье».

      После казни короля в 1648г. парламент объявил Англию республикой. Палата лордов была упразднена, а палата общин объявила себя верховной властью. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет.

      Протекторат Кромвеля. В конце 1653г. была введена конституция, получившая название «Орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

      Согласно  новой конституции, высшая законодательная  власть была сосредоточена в руках  лорда-протектора и парламента. Парламент  был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который был в 100 раз больше существовавшего до революции. В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц. Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру.

      Вскоре  Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1657 г. была восстановлена верхняя палата. Местное управление было сосредоточено в руках генералов кромвелевской армии.

      Итак, «Орудие управления» содержало  монархические начала, хотя этот конституционный  акт отражал классовые интересы буржуазии, нового дворянства, заинтересованных в том, чтобы не допустить реставрации монархии. «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять - от республики к монархии.

      § 2.  Становление  парламента  в  XVIII-X1X вв.

      Личная  власть представителя индепендентов  по своей форме и сути не могла  обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло своё выражение в реставрации в 1660г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. В Бредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годы революции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков. Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки.

      Одна  из них - тори - объединяла приверженцев короля, сторонников усиления его  власти. Вторая партия - виги - представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.

      Длительное  время в парламенте Англии господствовали представители тори. Вити, находясь в оппозиции и подвергаясь  преследованиям, пытались провести через  парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это удалось им сделать лишь в 1679 г., когда виги имели большинство в парламенте.

      Новый закон назывался Habeas Corpus Amendment Act, или «Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морями». В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения увольнения от должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного-до суда, который будет рассматривать дело по существу, либо оставить под арестом, либо освободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу, под страхом штрафа в 500 фунтов стерлингов, налагаемого на виновника повторного ареста. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеас корпус. Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостанавливать Хабеас корпус акт14.

      Непосредственное  значение этого Акта во время его  издания заключалось в создании гарантии неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженнее от преследования королевской власти. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных. документов Англии.

      Новый король Яков II (1633—1701) взошел на престол в 1685г. Он открытопроводил буржуазную политику, и парламент хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы,совершили «Славную революцию». Важнейшим политическим переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689г. и Акте об устроении 1701г.

      Билль о правах  определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короля без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время.

      Кроме того, Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петициями к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии срок полномочий парламента был сначала в 3, а затем в 7 лет. Акт об устроении. В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии, Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.

      Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавливало так называемый принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра.

      Второе  важное положение заключалось в  установлении принципа несменяемости  судей. До этого времени судьи  занимали свои должности, пока это было «угодно королю». В соответствии с Актом они выполняют свои обязанности до тех пор, пока «ведут себя, хорошо».15 Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

      Таким образом, на рубеже XV1I-XVIII вв. в Англии получили оформление важные институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, принцип несменяемости судей, право парламента определять военный контингент. Вместе с тем не был окончательно утвержден принцип разделения властей. Остался нерешённым и вопрос о политической ответственности исполнительной власти перед парламентом. Установленная актами 1689 и 1701 гг. конституционная монархия была дуалистической, поскольку в руках монарха оставалась сильная исполнительная власть и право абсолютного вето в отношении актов парламента.

        Главными направлениями эволюции  британской монархии в течение  XVIII в., заложившими основы британской (вестминстерской) модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление «ответственного правительства». Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право сформировать «правительство его величества».. Именно конституционные соглашения, а не акты конституционного значения (Великая хартия, Билль о правах и т. д.) стали основой британской «неписаной» конституции.

      Монарх  продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом, перестало применяться с 1707 г. Король Георг I (1714—1727) не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой целый ряд важных политических последствий. Прежде всего, такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках «первого министра» короля. Кабинет стал действовать от имени «его величества», но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, «резервом» на случай чрезвычайной ситуации.16

      Параллельно с концентрацией прерогатив монарха  в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта  ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705 - 1707гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. B 1708 - 1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время наводиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин. Победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию. В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.

      Английский  кабинет министров выделился  из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, не признаваемый, однако, ни законом, ни теорией.

Информация о работе Эволюция парламента в Англии