Административная реформа в современной России: теоретические и организационно-правовые аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:53, реферат

Описание работы

Ряд известных исследователей рассматривают административную реформу как изменения, связанные с системой государственно-административного аппарата, органов исполнительной власти различного уровня. Например, И.А. Василенко определяет административную реформу как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленный на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений.

Работа содержит 1 файл

Административная реформа в современной России..docx

— 91.89 Кб (Скачать)

Цели 3: место  России в «TOP 30» международных рейтингов качества государственного управления (GRICS).  

Приоритетные  направления  

Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» были определены приоритетные направления административной реформы:

ограничение вмешательства  государства в экономическую  деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного  государственного регулирования;

исключение дублирования функций и полномочий федеральных  органов исполнительной власти;

развитие системы  саморегулируемых организаций в  области экономики;

организационное разделение функций регулирования  экономической деятельности, надзора  и контроля, управления государственным  имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам  и юридическим лицам;

завершение процесса разграничения полномочий между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация  деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.  

Решение указанных  задач было возложено на Правительственную  комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства Российской Федерации  от 31 июля 2003 года № 451.  

Административные  регламенты  

Органы государственной  власти оказывают гражданам и  юридическим лицам (организациям) большое  количество услуг. Получая паспорт  или автомобильные права, регистрируя  имущество, добиваясь различных  справок и лицензий, оформляя социальную поддержку, мы как раз соприкасаемся  с государственными услугами.  

Задача реформы  — навести порядок в этой сфере, повысить качество государственных  услуг. Наверное, каждому известны проблемы, возникающие, когда гражданину что-то нужно от госучреждений. Бесконечные  очереди, хождения по кабинетам, сбор множества  справок, неоправданно долгие сроки  рассмотрения дел. Гражданин теряет много времени, которое он мог  бы использовать для созидательного труда. А организации несут бремя  дополнительных затрат. Зачастую возникала  неразбериха, когда непонятно, кто  за что отвечает. Все это создавало  почву для коррупции и бумажной волокиты. Сегодня налицо реальные изменения в лучшую сторону.  

Те услуги и  функции, которые остаются в ведении  государства, планируется оказывать  на совершенно ином уровне. Раньше не велся  учет услугам, а комфорт граждан  никого особо не заботил. Сегодня  — оказание услуг и качество сервиса  является безусловным приоритетом  деятельности госучреждений.  

К концу 2010 года будет создан полный реестр государственных  услуг. К каждой услуге прилагается  детальный административный регламент, где четко до мелочей прописаны  все процедуры, определяются ответственные, устанавливаются жесткие сроки  рассмотрения дел. Все регламенты —  типовые. Это большие документы, в среднем по 100—150 страниц текста на одну услугу. Но они написаны понятным языком, не допускающим разночтений. На сегодняшний день уже разработано  и принято (или находится в  стадии принятия) свыше 500 административных регламентов!  

Польза от регламентов  очевидна. Удивительно, раньше практически  любая услуга регулировалась десятками  законов, указов, инструкций. Теперь все  сведено в один документ. Регламент  содержит исчерпывающий перечень справок, которые гражданин должен предоставить для получения услуги. В нем  есть все необходимые шаблоны  заявлений. Все действия чиновников изложены в простых и ясных  графических схемах.  

Главное, регламенты защищают права гражданина! Во-первых, работа чиновников организована так, чтобы  исключить любые формы бюрократического произвола и коррупции. Во-вторых, регламент устанавливает предписания  к качеству сервиса. Реализация этих нормативов позволит полностью ликвидировать  очереди в госучреждения. Устанавливаются  требования к помещениям, чтобы посетители могли себя чувствовать максимально  комфортно. В-третьих, дан исчерпывающий  перечень оснований для отказа, механизмы  обжалования, имеются инструкции чиновникам, как действовать в сложных  ситуациях (например, когда у гражданина нет возможности предоставить те или иные необходимые документы).  

Чтобы упростить  жизнь гражданам и чиновникам, планируется, где возможно, внедрять принцип «одного окна». Вместо множества  госучреждений в 2008—2010 году по всей России будут создаваться современные  многофункциональные центры (МФЦ). В  этих центрах гражданину и организациям будет предоставляться весь комплекс массовых общественно-значимых государственных  и муниципальных услуг. То есть все  можно будет оформлять в одном  месте и по системе «одного  окна». Будет расширяться возможность  дистанционного оформления нужных документов через интернет.  

Многофункциональные центры  

В скором времени  получить любую справку, жилищно-коммунальные субсидии, социальную помощь, зарегистрировать приобретение и продажу квартиры можно будет в одном месте  — многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных  услуг (МФЦ). Под одной крышей предполагается собрать чиновников из разных ведомств, оказывающих государственные услуги.  

Пока речь идет о пилотных, экспериментальных проектах. Но до 2010 года этот опыт планируется  распространить на всю страну. Появление  МФЦ существенно упростит процедуры  и сократит сроки получения гражданами и юридическими лицами массовых государственных  и муниципальных услуг. Организовано это будет по принципу «одного  окна», чтобы свести к минимуму общение  граждан с чиновниками.  

Упростило оформление документов и работу чиновников создание общих компьютерных баз данных, с  которыми могут работать представители  нескольких ведомств одновременно. Для  нахождения нужной информации уже не нужно рыться в картотеках и посылать бумажные письма-запросы. Поэтому большинство  необходимых справок станет возможным  оформлять сразу и на месте.  

Количество «окон» в МФЦ должно быть не менее двадцати штук. В каждом из них предоставляется  весь комплекс услуг, представленных в  МФЦ. Для комфорта посетителей будет  действовать система электронной  очереди с возможностью предварительной  записи. Просторные залы ожидания будут  оборудованы специальными креслами, кондиционерами. В соответствии с  европейской традицией большое  внимание уделяется комфорту для  инвалидов. Сами здания МФЦ будут  находиться вблизи от остановок общественного  транспорта и располагать парковкой для посетителей. Кстати, в год один МФЦ сможет обслуживать свыше 500 тысяч посетителей.  

На начальном  этапе в МФЦ будут предоставляться  до 100 государственных и муниципальных  услуг. В их числе социальные выплаты  и другие формы соцзащиты, регистрация  собственности, операции с недвижимостью, определение гражданско-правового  статуса (регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГСа). А  также комплексные услуги для  бизнеса, включая выдачу разрешений, лицензий и пр. Со временем количество услуг населению и организациям будет значительно увеличено.

[править]

Приоритетные  направления на 2008 год  

Приоритетными направлениями реформы в 2008 году были:

создание и  обеспечение функционирования МФЦ, мониторинг качества государственных услуг;

разработка межведомственных и межуровневых административных регламентов;

переход ФОИВ на оказание государственных услуг  в электронном виде, в том числе  на базе МФЦ

Финансирование  

Финансирование  административной реформы по линии  МЭРТ России:

2006 год — 470,0 млн рублей; [15]

2007 год — 470,0 млн рублей. [16]  

В федеральном  бюджете на реализацию мероприятий  административной реформы в 2008 году было зарезервировано 960 млн рублей. [17]  

Реализация реформы 

2003—2005  

На 2004—2005 годы пришёлся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и  разделением функций органов  исполнительной власти. В результате реализации начального этапа административной реформы к 2005 году были созданы необходимые  предпосылки для дальнейшей комплексной  модернизации системы государственного управления.  

Проведены инвентаризация, анализ и классификация функций  федеральных органов исполнительной власти. Всего в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными — 1468, дублирующими — 263, требующими изменения — 868 функций. Приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций.  

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти» образованы новая система и структура  федеральных органов исполнительной власти, состоящая из подразделений  трёх типов: министерств, служб и  агентств.  

Функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию возложены на федеральные  министерства, функции контроля и  надзора — на федеральные службы, функции по оказанию государственных  услуг и управлению государственным  имуществом — на федеральные агентства.  

Министерство  — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность  за состояние подведомственной сферы  управления и её развитие. Именно федеральные  министерства должны стать в точном соответствии с Конституцией РФ опорными элементами системы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, политически  ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определённых видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.  

Ведётся работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных  унитарных предприятий и федеральных  государственных учреждений. Правительственной  комиссией по проведению административной реформы были подготовлены предложения  по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных  унитарных предприятий (ФГУП), федеральных  государственных учреждений (ФГУ), одобренные Правительством Российской Федерации.  

Рассмотрено 18983 ФГУ и 6478 ФГУП, из них предложены к ликвидации, реорганизации либо приватизации 5008 ФГУ (36,4 %) и 3353 ФГУП (51,8 %).  

Приняты изменения  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные  с устранением функций федеральных  органов исполнительной власти по внесудебному приостановлению работы организаций, отдельных производственных подразделений  и оборудования при выявлении  угрожающих жизни и здоровью работников нарушений требований законодательства Российской Федерации.  

Внесены изменения  в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 49 видов деятельности из 123.  

Подготовлены  законопроекты о передаче саморегулируемым организациям государственных функций  в области финансового аудита и оценочной деятельности.  

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2005 года № 30 утверждён типовой  регламент взаимодействия федеральных  органов исполнительной власти, принято  постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 «О типовом регламенте внутренней организации  федеральных органов исполнительной власти», закрепляющие принципы административной реформы в организации деятельности и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.  

Готовятся проекты  федеральных законов об административных регламентах в органах исполнительной власти и о стандартах государственных  услуг, ведется разработка перечней и стандартов государственных услуг, оказываемых на федеральном уровне. Разработан и одобрен Правительством Российской Федерации проект федерального закона «Об обеспечении доступа  к информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления», предусматривающий открытость информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления.  

Информация о работе Административная реформа в современной России: теоретические и организационно-правовые аспекты