Административная реформа в современной России: теоретические и организационно-правовые аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:53, реферат

Описание работы

Ряд известных исследователей рассматривают административную реформу как изменения, связанные с системой государственно-административного аппарата, органов исполнительной власти различного уровня. Например, И.А. Василенко определяет административную реформу как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленный на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений.

Работа содержит 1 файл

Административная реформа в современной России..docx

— 91.89 Кб (Скачать)

Информационное  обеспечение административной реформы  и перспективы российской государственности  

Постановлением  Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к  информации о деятельности Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной власти» утвержден перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. В частности, в указанный перечень включены нормативные правовые и  иные акты Правительства РФ и федеральных  органов исполнительной власти. Именно информирование граждан страны об изменениях в законодательстве следует признать приоритетной задачей при устройстве сайта федерального органа исполнительной власти. Аппарату Правительства РФ и федеральным органам исполнительной власти предписано своевременно и регулярно  размещать перечисленные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет.  

Несмотря на технико-технологическое решение  проблем информационного обеспечения  административной реформы (использование  компьютерных технологий, создание сайтов, деятельность специализированных информационных служб (пресс-службы информационно-аналитические центры)и др.), донесение информации населению о содержании реформ оставляет желать лучшего. Большинство населения имеет смутные представления об административной реформе и сомневается в ее успехе. Так, лишь 15,9 % считают, что реформа изменит жизнь к лучшему; 49,3 % полагают, что реально ничего не изменится, а 10,8 %, что жизнь станет хуже. Исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение», показывают: для большинства россиян чиновники — это группа со своими корпоративными и противоречащими народным интересами, своим стилем жизни, подразумевающим безделье на работе, с множеством льгот, роскошными праздниками за государственный счет и другими атрибутами «красивой жизни». Сравнивая современных госслужащих и тех, кто занимал их посты в советское время, почти половина респондентов (46 %) говорит об ухудшении работы бюрократии. Каждый пятый (19 %) считает, что качество деятельности высшего чиновничества не изменилось, и только 14 % говорят об изменениях к лучшему, но даже среди последних две трети убеждены, что власти берут взятки больше и чаще, чем пятнадцать-двадцать лет тому назад. Как следствие недоверия — 27 % россиян испытывают ностальгию по-прежнему строю и хотят жить в Советском Союзе. Один из важных факторов недоверия и неэффективности аппарата в представлении населения — отсутствие у граждан возможности влиять на решение властей.  

Дальнейшие перспективы  информационного обеспечения административной реформы связаны с проектом федеральной  целевой программы «Административная  реформа 2005—2010 гг.». Планируется построение системы, которая была бы динамичной, эффективной и прозрачной при  принятии управленческих решений, и  способной привлечь к их реализации широкие слои населения. Программа предполагает внедрение принципов и методов проектного управления не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. Система проектного управления заключается в том, что каждое мероприятие планируется в соответствии с жестким графиком реализации и количественно измеряемыми показателями, что позволит оценить выполнение решений на всех уровнях. Предполагается осуществлять процесс сбора информации в режиме он-лайн, что позволит корректировать выполнение программы. Уже в 2005 г. должны быть осуществлены пилотные проекты по внедрению стандартов качества государственных услуг.  

Контроль за реализацией пилотных проектов в федеральных органах исполнительной власти возложен на менеджеров-чиновников, персонально ответственных за проведение программы и находящихся в двойном подчинении — ведомству и комиссии по административной реформе. Стимулирование деятельности чиновников связано с работой по срочным контрактам и высоким вознаграждением в сочетании с жесткой оценкой их деятельности по достигнутому результату.  

Мероприятия ФЦП  «Административная реформа (2005—2010 гг.)» сгруппированы в несколько  блоков. Первый блок — «Управление  по результатам» — включает в себя мероприятия по внедрению механизмов управления по результатам и проектного управления в федеральных органах  исполнительной власти, результативных принципов управления подведомственными  организациями, а также реализацию принципов управления по результатам  в субъектах РФ.  

Второй —  «Стандартизация и регламентация» — предполагает внедрение стандартов государственных услуг, ориентация деятельности федеральных органов  исполнительной власти на интересы пользователей, разработку и внедрение административных регламентов, создание механизмов досудебного  обжалования и административного  судопроизводства (административной юстиции).  

Третий —  «Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции» — предусматривает реформу контрольно-надзорных  органов, развитие системы аутсорсинга  административно-управленческих процессов, реформирование территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти, разработку и реализацию механизмов противодействия коррупции.  

Четвертый —  «Повышение эффективности взаимодействия государства и общества» —  направлен на обеспечение информационной открытости органов исполнительной власти и совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти со структурами  гражданского общества.  

Пятый — «Модернизация  системы информационного обеспечения  органов исполнительной власти и  мониторинг административной реформы» — один из самых больших блоков. Он включает в себя мероприятия по созданию систем мониторинга — таких, например, как деятельности органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления, качества государственных  и муниципальных услуг, коррупции  и антикоррупционных мероприятий, мониторинга информационной открытости и т. д.  

Шестой блок — «Взаимодействие с обществом  и содействие распространению лучшей практики». Здесь идет речь о проведении семинаров и конференций на федеральном  и региональном уровнях, обеспечении  распространения опыта реформ, взаимодействия с общественностью по вопросам административной реформы.  

Седьмой — «Управление  программой на региональном уровне»  — включает в себя разработку типовой  программы административной реформы  субъекта РФ и создание типовой программы  административной реформы для реализации на муниципальном уровне.  

Восьмой блок —  «Обеспечение административной реформы» — подразумевает организационно-методическое обеспечение деятельности по развитию кадрового потенциала административной реформы6.  

Подводя итоги  реализации административной реформы  в стране, можно сказать, что цель административной реформы была сведена  к укреплению вертикали власти, и  в этой пирамиде главную роль играют не люди, а принципы системных взаимоотношений, которые определяют уровень компетенции  и основные роли и функции государственных  служащих, за пределы которых выйти  нельзя. Система начинает работать по принципу «рациональной бюрократии»  М. Вебера, что предполагает и чёткие правила общения как внутри бюрократического аппарата, так и с внешней общественностью.  

Что касается диалога  власти и общества, то результативность административной реформы оставляет  желать лучшего: реально ощутимого  эффекта, связанного с большим порядком, большей ответственностью чиновников и повышением уровня жизни основной массы населения достичь не удалось. Ключевая задача, поставленная Президентом (удвоение ВВП и сокращение количества бедных до 10 %), вряд ли будет выполнена  к 2010 г. Вместе с тем гармонизация отношений социальных групп в  обществе предполагает сокращение поляризации  населения, которая в настоящее  время продолжает углубляться. Если в 2000 г. соотношение между богатыми и бедными было 1:15, то в 2005 г. уже 1:25, вместе с тем мы вышли на третье место в мире по количеству миллионеров. Таким образом, усиление политического  «центра» произошло за счёт ослабления правых и левых партий, но это  не обеспечило достижение консенсуса между основными социально-политическими  силами страны. Соответственно, общественный консенсус по основным вопросам социально-политического  развития страны пока оказывается недостижимым. 
 

Административная  реформа в России (2002-2009) 
 

Административная  реформа — реформа в России, включающая в себя:

реформу структуры  исполнительной власти, функций государственных  органов и порядка их исполнения;

разграничение полномочий и предметов ведения  между федеральной, региональной и  муниципальной властью;

процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления  необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти;

создание системы  эффективного исполнения государственных  функций, обеспечивающей высокие темпы  экономического роста и общественного  развития.  

Административная  реформа тесно взаимосвязана  с бюджетной реформой и реформой государственной службы.

Административная  реформа стартовала в 2003 году. Президентом  России Владимиром Путиным была поставлена чётная задача — ограничить вмешательство  государства в экономическую  деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции  госорганов.  

Для этого была проведена полная инвентаризация функций  министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и  полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют  друг друга.  

Затем прошла организационная  реформа с решительным изменением структуры Правительства России. Ранее функции управления государственным  имуществом, оказания государственных  услуг, регулирование экономической  деятельности, принятие политических решений, надзор и контроль — все  находилось в одних руках. В результате доходило до курьёзных ситуаций, что  жалобы на действия чиновника порой  рассматривал именно тот, на кого жаловались.  

Таким образом, исключив дублирование и создав структуры, ответственные за чётко очерченный фронт работ, стало возможным  контролировать качество государственных  услуг. Формулировать требования к  услугам, исходя из интересов общества. Строго спрашивать за результат. Сделать  так, чтобы выполнение каждой функции  было обеспечено достаточными финансовыми  и кадровыми ресурсами.  

Был завершён процесс  разграничения полномочий между  федеральными и региональными органами исполнительной власти. Стало понятным, кто за какой объём работ отвечает. Почти наполовину было сокращено  количество госучреждений. Огромные суммы, которые тратились на их содержание, остались в бюджете.  

В 2005 году правительством России была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации. На основании плана мероприятий, утвержденного Концепцией, в настоящий  момент проводится работа по регламентации  деятельности государственных органов  исполнительной власти, созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных  услуг и переводу государственных  услуг в электронную форму.  

Планомерная работа по наведению порядка продолжается. Её результат — значительное улучшение  качества жизни россиян и рост эффективности работы госаппарата. 

История  

Реформирование  системы государственного управления в России является одним из важных условий высоких темпов социально-экономического развития страны.  

После Послания Президента России Федеральному Собранию в 2002 году подготовительный, концептуальный этап подготовки административной реформы  перешёл в начальный этап её реализации.  

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году в качестве основного препятствия  экономическим реформам названа  недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Приоритетной задачей развития государственного управления на 2003 год называлось радикальное  сокращение функций государственных  органов, а также необходимость  формирования эффективно работающего  механизма разрешения споров между  гражданином и государством за счёт совершенствования административных процедур и судебных механизмов.  

В 2003—2005 годах  были приняты важные решения по реализации административной реформы.  

Цели и показатели достижения целей  

Целями реформы  являются:

Цель1: повышение качества и доступности государственных услуг;

Цель 2: снижение административных барьеров;

Цель 3: повышение  эффективности деятельности органов исполнительной власти.  

Показатели достижения целей:

Цели 1: повышение  степени удовлетворённости граждан  качеством и доступностью государственных  услуг к 2008 году до 50 %, к 2010 году —  не менее чем до 70 %;

Цели 2: снижение доли издержек бизнеса на преодоление  административных барьеров в выручке  к 2008 году — в 2 раза, к 2010 году — в 3 раза;

Информация о работе Административная реформа в современной России: теоретические и организационно-правовые аспекты