Дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть все возможные теоретические аспекты дебиторской и кредиторской задолженности, разобраться в сущности этих явлений и рассчитать основные показатели, отражающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты, принятые в мировой практике относительно определения сущности и классификации дебиторской и кредиторской задолженности;
- Ознакомиться с нормативно-правовым регулированием дебиторской и кредиторской задолженности в Украине;
- Определить основные показатели, отражающее состояние дебиторской и кредиторской задолженности и произвести их расчет;
- Отразить основные формы ведения безналичного расчета Украине;
- Описать влияние дебиторской и кредиторской задолженности на формирование расчетно-кредитной и финансовой политики предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………4
1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженности………..…………………………………6
1.1 Экономическая сущность и классификация дебиторской задолженности ………………...6
1.2 Экономическая сущность и классификация кредиторской задолженности…….………….10
1.3 Нормативно-правовое регулирование дебиторской и кредиторской задолженности …….14
1.4 Резерв сомнительных долгов порядок его начисления и отражения в учете………………20
2. Дебиторская и кредиторская задолженность и финансовое состояние предприятия…………..25
2.1 Показатели, отражающее состояние дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии…………………………………………………………………………………………….25
2.2 Формы безналичных расчетов в Украине ……………………………………………………29
2.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на формирование расчетно-кредитной и финансовой политики предприятия……………………………………………………36
3. Расчет показателей, отражающих состояние дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии…………………………………………………………….…………………....................40
Заключение…………………………………………………………………………………...................44
Список использованных источников………………………………………………………………….46
Приложение А – Баланс за 2009 г……………………………………………………………………...48
Приложение Б – Отчет о финансовых результатах за 2009 г………………………………………...51

Работа содержит 1 файл

Дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии.doc

— 583.50 Кб (Скачать)

   Рыночная  ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов, то есть продажу с отсрочкой платежа. Конечно, компания увеличивает свои объемы реализации, но при этом и растут объемы сомнительных долгов.

   Следовательно, необходимо реально оценить все  преимущества и потери, учесть позиции конкурентов и выбрать наиболее гибкую политику в этом вопросе.

   Вот почему одной из задач современного финансового работника становится выработка таких правил и стандартов работы с дебиторской задолженностью покупателей, которые одновременно позволили бы активизировать процесс продаж, и в то же время обеспечили экономическую стабильность компании. А поэтому все эти принципы, стандарты и механизмы целесообразно объединить в общую систему под названием «Кредитная политика».

   Кредитная политика - это решение о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить платежный кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки.

   Выделяют  следующие типы кредитной политики.

   1. Консервативный (жесткий) направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа являются: существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска и минимизация сроков предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. Компания, применяющая политику такого типа является весьма ликвидной, но может произойти сужение круга потенциальных покупателей, уменьшение объема продаж.

   2. Умеренный - характеризует типичные условия осуществления кредитной политики в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Политика такого типа является наиболее целесообразной и экономически эффективной.

   3. Агрессивный (мягкий) тип приоритетной  целью кредитной политики ставит  максимизацию дополнительной прибыли,  не считаясь с высоким уровнем  кредитного риска. [7]

   Механизмом  реализации политики такого типа являются: распространение кредита на более рискованные группы покупателей; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. Такая политика полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании.

   В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия; потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

   Основные  цели кредитной политики:

   1. Повышение конкурентоспособности положения компании на рынке за счет предоставления наиболее интересных условий товарного кредитования

   2. Увеличение объемов продаж при  уменьшении дебиторской задолженности

   Определение суммы возможных финансовых средств  инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту.

   Расчет  необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность, осуществляется по следующей  формуле:

                                                      Идз=ОРк*Кс/ц*(ППК+ПР)/360,                                                (2.3.1)

   где Идз- необходимая сумма финансовых средств инвестируемых в дебиторскую  задолженность;

   ОРк- планируемый объем реализации в  кредит;

   Кс/ц- коэффициент соотношения себестоимости  и цены продукции выраженный десятичной дробью;

   ППК- средний период предоставления кредита  покупателям в днях;

   ПР- средний период просрочки платежа  по предоставленному кредиту. [9] 

   Согласно  концепции управления затратами  на прибыль предприятия возможно влиять путем изменения объема и структуры обязательств предприятия. Данная зависимость называется эффектом финансового рычага. Как правило, эффективность привлечения заемного капитала определяется посредством оценки эффекта финансового рычага.

   Эффект  финансового рычага – приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

   Эффект  финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической  рентабельностью активов и ценой  заемных средств (средней расчетной ставкой процента за использование заемных средств). [19]

   Методика  определения эффективности привлечения  заемных средств посредством  выявления эффекта финансового  рычага включает следующие этапы:

   1) определение рентабельности всего капитала (заемного и собственного);

   2) нахождение плеча финансового рычага:

                                                                      ПФР=ЗС/СС,                                                               (2.3.2)

   где ПФР – плечо финансового рычага;

   ЗС  – заемные средства;

   СС  – собственные средства.

   Возрастание плеча финансового рычага, с одной  стороны, увеличивает величину эффекта  финансового рычага, с другой стороны, - при большом плече (ПФР > 2) возрастает риск кредитора, могущий привести к  увеличению им ставки процента по кредитам, что снизит значение дифференциала. Таким образом, плечо рычага нужно регулировать в зависимости от величины среднего процента по кредитам;

   3) определение дифференциала:

                                                              Д=(1-СНП)*(ЭР-СРСП),                                                       (2.3.3)

   где Д – дифференциал;

   СНП – ставка налога на прибыль;

   ЭР  – экономическая рентабельность;

   СРСП– средняя расчетная ставка процента по кредитам.

   Следует заметить, что риск кредитора выражен именно величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск, и наоборот. Значение дифференциала не должно быть отрицательным. Отрицательное значение дифференциала означает, что предприятие несет убытки от использования заемных средств;

   4) определение эффекта финансового рычага:

                                                                     ЭФР= ПФР*Д,                                                                 (2.3.4)

   где ЭФР - эффект финансового рычага.

   Если  новое заимствование приносит увеличение ЭФР, то оно выгодно;

   5) нахождение рентабельности собственных средств и доли эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств:

                                                                 РСС=ЭР=ЭФР,                                                                    (2.3.5)

   где РСС – рентабельность собственных  средств.

                                                           ДЭФР= ЭФР/РСС,                                                                 (2.3.6)

   где ДЭФР – доля эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств.

   В зарубежной практике золотой серединой  считается величина ДЭФР, равная 0,25 – 0,35, которая позволяет компенсировать налоговые изъятия прибыли;

   6) расчет отношения экономической рентабельности собственных средств к средней ставке процента. Чем больше эта величина, тем лучше. С приближением этой величины к единице величина дифференциала стремится к нулю, что означает падение эффективности использования заемных средств.

   В зависимости от того, куда будут инвестироваться заемные средства, возможно изменение структуры себестоимости продукции. Например, вложение заемных средств в развитие основных производственных фондов будет сопровождаться ростом постоянных издержек, что в свою очередь скажется на прибыли предприятия. Найти оптимальное соотношение между вложениями в основной и оборотный капитал довольно трудно. [23]

   Таким образом, кредитная политика предприятия предполагает в себе выработку таких правил и стандартов работы с дебиторской задолженностью покупателей, которые одновременно позволили бы активизировать процесс продаж, и в то же время обеспечили экономическую стабильность компании. А эффект финансового рычага позволяет увеличить рентабельность активов за счет привлечения заемных средств, несмотря на платность последних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 РАСЧЕТ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ  ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ  НА ПРИМЕРЕ ООО «ФАРМА» 
 

    Для расчета основных показателей дебиторской  и кредиторской задолженности будут  использованы данные ООО «Фарма», занимающегося розничной торговлей товарами фармацевтического и медицинского назначения.

    Для начала, сжато рассмотрим структуру  баланса предприятия по форме  №1 на 31 декабря 2009 года (см. Приложение А) и более детально представим статьи, отражающее состояние дебиторской и кредиторской задолженности. Тем самым отразим качественные показатели дебиторской и кредиторской задолженности. 

    Таблица 3.1 – Структура актива баланса  предприятия (тыс. грн.)

Актив начало периода конец периода
I. Необоротные активы 443,87 672,64
II. Оборотные активы, в том числе: 1169,6 1069,6
Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги 15,13 0
Дебиторская задолженности по счетам:    
с бюджетом 7,31 0,48
по  выданным авансам 2,04 7,52
Другая  текущая дебиторская задолженность 14,45 40,96
III. РБП 7,99 6,4
     
Баланс 1621,46 1748,64
 

    По  данным баланса весь объем дебиторской  задолженности складывается из текущей  дебиторской задолженности, которая  представлена:

    - дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом и по выданным авансам;

Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии