Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Современное понимание проблемы является прямым следствием её исторического развития. Право на помилование и амнистию, как правило, принадлежит высшему эшелону государственной власти. Но необходимо отметить, что разделять понятие «амнистия» и «помилование» стали не так давно.

Работа содержит 1 файл

Амнистия и помилование.Россияdoc.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Амнистии применялись по поводу праздника Пасхи, Масленицы, перед началом Великого поста, накануне Светлого воскресения и т.д.

«После распада  Древнерусского государства право  помилования было сосредоточено  в руках государя. Длительное время  оно не было закреплено законодательно. Первым законодательным актом, в котором нашло отражение помилование, стал Судебник 1550 г., в нем устанавливалось, что лицо остается в опале до определения наказания или до наступления помилования».

Чисто в династических  целях амнистия впервые применяется Борисом Годуновым при его короновании в 1598 г. Лжедмитрием было объявлено помилование почти всем опальным князьям и боярам, подвергшимся гонению Бориса Годунова.

Кроме коронования, поводами для амнистии служили и  другие события в царской семье.

Юридические формы  права общего помилования и амнистии не были определены.

Деление помилования  на самостоятельные виды, более или  менее точно описанные с юридической  точки зрения, не встречается. Выросшее на почве неограниченной власти, это  право не нуждалось в точном формальном закреплении. Эта юридическая неопределенность, несомненно, сильно сказалась и на позднейшей истории рассматриваемого права.

Упоминание о  праве государя на помилование имелось  и в Соборном уложении 1649 г.

Принципиально новые тенденции в области амнистии (коллективного помилования) отмечаются в начале XVIII в., в эпоху Петра Великого.

«Он решительно порывает связь права помилования  с религиозными основаниями, при  этом исчезает практика пасхальных помилований. В Манифесте о милостях осужденным от 4 ноября 1721 г. по случаю мира со Швецией его действие характеризуется как «генеральное прощение и отпущение вин».

Особо значим для  развития института амнистии период правления Екатерины II. В манифестах того времени полностью исчезает религиозная мотивировка амнистии, «вместо прежнего свободного усмотрения выставляются уже разумные соображения, стесненные известными обязанностями по отношению к правосудию, требующему прочности репрессии».

Милость характеризуется  не как акт благочестия, а как мера разумной политики, рассчитанная на исправление виновных. Сужается объем амнистий. Манифестами об амнистии лишь смягчалось наказание, сохранялись служебные и имущественные праволишения и сокращались штрафы. Предписывалось возмещать потерпевшим имущественный ущерб. Существенно облегчено преследование за религиозные преступления путем освобождения всех содержащихся по раскольническим делам, кроме прямых богохульников. Действие амнистии не распространялось на убийц, разбойников и лихоимцев.

Уложение о  наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. впервые закрепило понятие помилования:

«170. Помилование  и прощение виновных ни в каком  случае не зависит от суда. Оно непосредственно  исходит от верховной самодержавной  власти и может быть лишено действием  монаршего милосердия. Сила и пространство действия сего милосердия как изъятия из законов общих определяются в том самом высочайшем указе, коим смягчается участь виновных или же даруется им совершенное прощение.

171. На сем  основании и даруемое в некоторых  случаях милостивыми манифестами прощение распространяется также на преступления и проступки, которые в манифесте указаны».

Новое в применении амнистии отмечается во время царствования Александра I.

Вместо сложных  ограничений для отдельных категорий  обвиняемых и осужденных, встречавшихся в прежних манифестах, устанавливается деление лиц, подлежащих амнистии, на состоящих под следствием или судом и приговоренных. Объем милости для разных категорий виновных был различен: находящиеся под следствием и судом получают полную амнистию, осужденные – частичное помилование.

При Николае I привлеченным к суду предоставляется право  отказа от прекращения следствия  по амнистии. «Само собой разумеется, – говорится в Манифесте 1926 г., – что сим не затрагиваются  средства законного перед судом оправдания тем из подсудимых, кем, по убеждению в невиновности своей, сами пожелают такого оправдания».

В царствование Николая I впервые была произведена  систематизация законов об амнистии.

Во времена  Александра II при определении лиц, подлежащих прощению, за основной признак принималась степень наказания; правом отказа от амнистии находящиеся под следствием или судом могли воспользоваться в течение месяца.

В период царствования Николая II издается целый ряд манифестов об амнистии (1889, 1894, 1896, 1904, 1905).

«Амнистия как  самостоятельный институт получила свое развитие в советское время. 21 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР постановил передать на разъяснение  пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. «а» ст. 1 Положения  о Верховном Суде СССР вопрос о том, считать ли акт восстановления в правах гражданства отдельных лиц, возвращающихся из-за границы, актом применения к ним амнистии за совершенные контрреволюционные деяния или разрешением на право въезда в пределы Союза ССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР 16 января 1925 г. приняло следующее разъяснение: «В практике некоторых судов, в том числе Верховного Суда РСФСР, возникли сомнения по вопросу о том, можно ли толковать постановления Президиума ЦИК СССР о восстановлении в правах гражданства лиц, по тем или иным причинам эмигрировавших из пределов СССР, как одновременный акт частной амнистии и за другие совершенные ими преступления».

После Октябрьской  революции термин «амнистия» вместо термина «помилование» стал постоянно  использоваться в официальных документах.

Так, Конституция  РСФСР 1918 г. в п. «е» ст. 49 провозгласила, что ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов подлежит право амнистии – общей и частичной. При этом под общей амнистией понималось освобождение от уголовной ответственности и наказания неопределенного количества лиц или его смягчение. Под частичной амнистией подразумевалось помилование, т.е. освобождение от уголовной ответственности и наказания (смягчение наказания), индивидуально определенных лиц.

В 1922 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, где закреплялось, что суд вправе ходатайствовать  о помиловании перед Президиумом ВЦИК.

«Один из первых актов об амнистии был издан 2 ноября 1927 г. к 10-й годовщине Великой Октябрьской  социалистической революции. В разъяснении  ЦИК СССР от 13 июля 1928 г. по поводу применения ряда его статей указывалось, что  «амнистия должна применяться судебными органами не только по делам об осужденных, но одновременно с вынесением приговоров…».

«В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1955 г. «Об амнистии граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой  Отечественной войны 1941-1945 гг.» отмечалось:

«После победоносного  окончания Великой Отечественной  войны советский народ добился  больших успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства  и дальнейшего укрепления своего социалистического государства. Учитывая это, а также прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и руководствуясь принципом гуманности, Президиум Верховного Совета СССР считает возможным применить амнистию в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами».

В истории советского уголовного законодательства была одна амнистия, которую можно считать  условной.

«Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. «О предоставлении амнистии лицам, самовольно ушедшим с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившимся на эти предприятия» в ст. 1 распространял действие амнистии на лиц, добровольно возвратившихся на предприятия до издания этого Указа, а в ст. 2 – на лиц, которые добровольно возвратятся на предприятия до 15 февраля 1945 г.»

Ранее акты об амнистии в отдельных случаях распространялись не только на уголовные преступления, но и на административные правонарушения и дисциплинарные проступки.

Правда, такие  амнистии относятся в основном к 20-м – началу 30-х годов ХХ в.

«Среди более  поздних актов об амнистии можно  назвать два указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1957 г. и 31 октября 1967 г. об амнистии в ознаменование соответственно 40-й и 50-й годовщин Великой Октябрьской социалистической революции, которыми от мер взыскания освобождались граждане, совершившие проступки, преследуемые в административном порядке».

Законодательство 1990-х годов отдельно регламентировало помилование лиц, приговоренных к смертной казни.

«Согласно Закону Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. «О внесении изменений в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР» разрешалось  при помиловании заменять смертную казнь пожизненным лишением свободы».

Большинство амнистий, проводившихся до начала 90-х годов XX в., не применялось к осужденным за государственные преступления, бандитизм, разбой, умышленное убийство, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилование, хищение в крупных и особо  крупных размерах, злостное хулиганство и т.д.

Последующие амнистии в основном сохранили преемственность  в этом вопросе.

Однако изложенный подход к амнистии не совсем характерен для помилования.

Актами о помиловании  нередко освобождались лица, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и приговоренные к высшей мере наказания – смертной казни.

Устранению применения карательного закона к данному конкретному  случаю в силу особого распоряжения главы государства придавалось  особое значение во всех государствах независимо от форм государственного устройства (республики, конституционные или неограниченные монархии).

Институты амнистии и помилования встречаются и  в древнем мире, и в средневековом  праве, в особенности после рецепции римского права. Таким образом, амнистия, помилование, с одной стороны, оказались исторически устойчивыми, с другой – являются необходимыми признаками государственной суверенности. При этом всегда подчеркивается их исключительность.

Взгляд на помилование  как вид амнистии существовал довольно долго.

В 1980-х годах  давалось такое определение: «Амнистия  может быть общей... или частичной, то есть относящейся к отдельным  лицам (помилование)».

Помилование имеет  много общего с амнистией:

а) оба эти  института применяются с целью  смягчения участи лиц, совершивших преступления;

б) и помилование, и амнистия являются актами разового характера.

Они касаются лиц, совершивших преступления до издания  актов помилования или амнистии.

Однако между  помилованием и амнистией есть и  существенные различия.

Во-первых, амнистия является нормативным актом, а помилование  таковым не является.

Первым отметил  это различие Н.Д. Дурманов.

С возражением  ему выступал лишь К. Мирзажанов, который  считает нормативным не только акт  амнистии, но и акт помилования.

Он полагает, что помилование «замещает» норму, регламентирующую обычный порядок  исполнения и прекращения наказания.

«Главное в  норме права, - пишет автор, - что  она вносит изменения или дополнения в действующую систему норм».

С приведенными доводами согласиться трудно.

Прежде всего, помилование не «замещает» никаких  норм права. Освобождая от наказания  одного осужденного, акт помилования  не создает правила. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию за такое же (и даже за то же) преступление.

Ни санкция  закона, ни порядок отбывания наказания  или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни одна правовая норма. Даже приговор суда в отношении  помилованного не изменяется, не ставится под сомнение его законность, обоснованность, справедливость.

В этом и состоит  суть помилования: глава государства  смягчает участь лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью  осуждения.

Более того, если в процессе рассмотрения ходатайства  о помиловании возникнет сомнение в правильности осуждения, аппарат Президента направит ходатайство для проверки в порядке надзора в органы прокуратуры, и лишь, если приговор будет признан правильным оно будет рассмотрено по существу.

В отличие от помилования в амнистии не перечисляются  помилованные лица. Законодатель не знает, к кому персонально будет применена амнистия.

Выражаясь терминологией  гражданского права, амнистируемые  определяются не индивидуально-определенными  признаками, а видовыми.

Во-вторых, амнистия издается Государственной Думой  Федерального Собрания, а помилование применяется Президентом России.

Информация о работе Амнистия и помилование