Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Современное понимание проблемы является прямым следствием её исторического развития. Право на помилование и амнистию, как правило, принадлежит высшему эшелону государственной власти. Но необходимо отметить, что разделять понятие «амнистия» и «помилование» стали не так давно.

Работа содержит 1 файл

Амнистия и помилование.Россияdoc.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

в) органы внутренних дел РФ - в отношении осужденных к лишению свободы, не находящихся  под стражей, приговоры по делам  которых вступили в законную силу;

г) учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

д) уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих наказания в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

е) командование дисциплинарных воинских частей - в  отношении военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части.

Решение о применении акта об амнистии, кроме судебных, санкционируются прокурором.

«Объявление амнистий отнесено к ведению Государственной  Думы ФС РФ и осуществляется путем  принятия постановлений об объявлении амнистии и порядке ее исполнения».

Коротко рассмотрим основные особенности амнистии как правового явления.

Будучи актом  высшего органа государственной  власти, амнистии имеют нормативный  характер. Их предписания обязательны  для всех органов и должностных  лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.

Вместе с тем  вопрос о правовой природе актов  амнистии является дискуссионным.

Так, И.Марогулова считает, что «правовая природа  актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты.

По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного  мероприятия, направленного на претворение  в жизнь уголовной политики страны».

Все это привело  автора к выводу о ненормативном  характере актов амнистии.

В.Л. Кулаков, рассматривал признаки нормативно-правовых актов, обоснованно отмечает, что «к их числу относятся, наличие общеобязательных правил поведения (норм), строго определенной процессуальной формы, неперсонифицированность нормативно-правового акта, длительность действия».

Указанные признаки присущи амнистии, в силу чего имеют место все основания для признания ее нормативным актом.

Этот правовой спор был разрешен постановлением Конституционного суда от 05.07.2001 года № 11-П, который аргументировано, определил, что «постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, принимаемым в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов…».  

В российской юридической  литературе нет единодушия и по вопросу  о том, к какой отрасли права  следует относить институт амнистии:

- ряд авторов  относят его к сфере государственного права (Дурманов, Келина),

- некоторые считают  его относящимся к области  уголовного права (Тищенко, Зельдова),

- другие полагают, что не следует относить амнистию  к какой-то одной отрасли права,  поскольку она носит комплексный характер (Марогулова).

Эти разногласия  позволяют сделать некоторые  особые замечания по отношению к  акту амнистии.

Конституция РФ, относя объявление амнистии к ведению  Государственной Думы, не дает каких-либо указаний о характере и содержании акта амнистии. Решение этих вопросов находится в исключительной компетенции Государственной Думы РФ.

Следовательно, амнистия является скорее государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом.

Несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии.

В частности, предписания  последнего не зависят от соответствующих  норм Общей части УК, устанавливающих  различные виды освобождения от уголовной  ответственности и наказания, снятия судимости и т.д.

Акт амнистии может  содержать и другие предписания, не относящиеся к УК РФ.

Следовательно, включение статьи об амнистии или  же не включение ее в УК РФ не оказывает  какого-либо влияния на характер и  содержание актов амнистии, на реализацию и применение такого акта. Поэтому содержание ст. 84 УК РФ является кратким, обобщенным содержанием общих положений, встречающихся в актах амнистии.

Акт амнистии может  освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии.

Преследуя различные  цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит  от политических и экономических  особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения.

Так, «резкое  изменение социально-политической обстановки в стране вызвало необходимость  принятия акта амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией от 07.06.1945 г.»

Вместе с тем  можно выделить и специфические  цели актов амнистии. Чаще всего  в акте амнистии декларируется гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших  относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.

Так, акт амнистии от 24.12.1997 г. начинается словами: «Руководствуясь  принципом гуманизма…».

Завершая рассмотрение поставленного вопроса, отметим, что, безусловно, акт амнистии - специфический  правовой документ.

Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени.

Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой  принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более  того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами.

Это, скорее, «разовый»  акт.

Вместе с тем  такие черты акта амнистии непосредственно  связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой  лежит идея «прощения» уже совершенных  преступлений.

Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в  основном не учитывают поведение  осужденного в процессе исполнения наказания.

Поэтому под  амнистию подпадают нередко и  лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком.

Таким образом, суть амнистии заключается в освобождении от уголовной ответственности и  наказания, которые регулируются уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

Следовательно, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права.

Исходя из вышеизложенного, понятие «амнистия» можно рассматривать  в двух различных смысловых значениях: как правовой институт и как правовой акт.

Насколько эффективны акты амнистии, каковы последствия  их применения?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить, в чем заключается эффективность  амнистии, определить ее критерии.

Так, эффективность  в юридической литературе трактуют как: «правильность, обоснованность правовых норм».

Собственно, под  эффективностью наказания нередко понимают успешность достижения его целей.

Следовательно, эффективность норм актов об амнистии - это отношение между фактическим  результатом, наступившим после  амнистирования, и той социальной целью, для достижения которой был  принят акт об амнистии. Критерий эффективности - это качественное состояние, характеризующее достижение результата (цели).

При принятии акта об амнистии, конечно же, возникают  проблемы социальной обоснованности и  законодательного прогнозирования  на стадии правотворчества, где законодатель должен подвергнуть анализу, по возможности, все социальные явление, могущее оказать влияние на эффективность амнистии.

Следовательно, критериев (признаком) эффективности  амнистирования является исправление, а также общая и частная превенция, и социальная адаптация.

«В последнее  время, - пишет И.Л. Марогулова, - отдельные  акты по амнистии носят откровенно «разгрузочный» характер и преследуют одну - единственную цель - ввиду чрезмерной переполненности исправительных учреждений освободить из них как можно большее количество осужденных…»

Выводы к Параграфу 1.1 

Таким образом, амнистия - это нормативный правовой акт, который принимается Государственной  Думой Федерального Собрания РФ в  отношении индивидуально не определенного  круга лиц, отвечающих указанным в самом акте признакам, имеющий обратную силу действия, в соответствии с которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от как основного, так и дополнительного наказания полностью или частично, либо назначенное наказание заменено более мягким видом. С лиц, отбывающих наказание, актов об амнистии может быть снята судимость.

Правильное определение  юридической природы амнистии имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку оно помогает раскрыть сущность этого института и точнее выявить основания и условия его применения.

Завершая исследование особенностей правового статуса  акта амнистии мы можем уверенно говорить о том, что:

1) Амнистия - это  нормативный правовой акт, который  принимается ГД ФС РФ в отношении  индивидуально не определенного  круга лиц; 

2) Эффективность  актов об амнистии определяется  отношением между фактическим  результатом, наступившим после  амнистирования, и социальной целью, для достижения которой был принят акт об амнистии;

3) Критериями  эффективности актов об амнистии  являются исправление осужденных, общая и частная превенция;  социальная адаптация осужденных.  

1.2 Особенности  применения амнистии по категориям граждан 

Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении  индивидуально не определенного  круга лиц. Это значит, что в  постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам.

Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам I или II группы и т.д.

При этом лица, к  которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

Акт амнистии имеет, как правило, универсальный характер. Он может быть применен как к лицам, находящимся под следствием, так и к осужденным:

- по отношению  применения к лицам находящимся  под следствием решается вопрос  об освобождении лица от уголовной  ответственности, 

- по отношению  к осужденным - об освобождении  от наказания. 

В отношении  лиц, дела которых находятся в суде, но не начаты рассмотрением, выносится определение (постановление) об их освобождении от уголовной ответственности, а в отношении лиц, дела которых начаты рассмотрением, выносится обвинительный приговор, и осужденный освобождается от наказания.

Лица, приговоры, в отношении которых провозглашены, но еще не вступили в законную силу, подлежат освобождению от наказания.

Представляется, что акт об амнистии судом первой инстанции по не вступившему в  законную силу приговору не может  быть применен, если приговор обжалован или опротестован.

В то же время  «акт об амнистии может быть применен по групповому делу в отношении лиц, не обжаловавших приговор, и в отношении  которых приговор не опротестован, если от этих лиц в суд поступило  ходатайство о применении к ним акта об амнистии».

Информация о работе Амнистия и помилование