Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Современное понимание проблемы является прямым следствием её исторического развития. Право на помилование и амнистию, как правило, принадлежит высшему эшелону государственной власти. Но необходимо отметить, что разделять понятие «амнистия» и «помилование» стали не так давно.

Работа содержит 1 файл

Амнистия и помилование.Россияdoc.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении  каждого лица индивидуально.

При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.

Если приговор обжалован и в кассационном порядке  дело рассматривается после вступления в действие акта амнистии, суд второй инстанции оставляет приговор без  изменения и освобождает осужденного  от наказания (при условии, если приговор не подлежит изменению или отмене по другим основаниям).

Амнистия может  распространяться на лиц, совершивших  преступления в определенное время  и в определенной обстановке.

Так, в соответствии с постановлением Государственной  Думы от 6 июня 2003 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики» под амнистию подпадают лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской АССР.

В акте об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется.

Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших  определенные преступления; совершивших  преступления при особо опасном  рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, и т.п.

Например, «амнистия, объявленная в связи с принятием  Конституции Чеченской республики, не распространяется на лиц, совершивших  преступления, предусмотренные перечисленными в постановлении Государственной Думы статьями УК РФ, на лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, на иностранцев и апатридов».

«Освобождение от уголовной ответственности по амнистии представляет собой прекращение  уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям».

Соответственно, если «обвиняемый возражает против такого прекращения, оно не допускается. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке» (ч. 2, ст. 27 УПК).

Рассмотрение  дела по существу требуется и в том случае, если акт об амнистии, предполагающий освобождение от уголовной ответственности, издан в ходе судебного разбирательства. Рассмотрев дело по существу, суд, при наличии к тому оснований, постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

Как видно, в  подобных случаях предписания акта об амнистии относительно освобождения от уголовной ответственности сквозь призму положений ст. 303 УПК трансформируются по сути лишь в освобождение от наказания.

Как правило, амнистия распространяется на лиц, чьи преступные деяния фактически и юридически окончены на момент издания соответствующего акта.

Вообще, в деле совершенствования амнистии, практики ее применения важное значение имеет  знание личностных свойств амнистированных.

Выводы к Параграфу 1.2 

Итак, мы выяснили, что амнистия объявляется в отношении  индивидуально не определенного  круга лиц. Это значит, что в  постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам.

Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам I или II группы и т.д.

При этом лица, к  которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному. Акт амнистии имеет, как правило, универсальный характер.  

1.3 Особенности  применения акта амнистии к  гражданам, подлежащим амнистированию 

В последние  годы правовой институт амнистии привлек  к себе большое внимание со стороны  общества и профессиональных юристов.

Статистика дает сведенья о том, что «за период 1999-2005 гг. Государственной Думой  объявлено около десяти актов амнистии, в связи с которыми от исполнения наказания освобождено значительное число осужденных.

По трем амнистиям (1999, 2000, 2001 гг.) было освобождено от наказания  в виде лишения свободы 259 893 человека, в отношении 112 685 - сокращена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, 772 068 человека освобождено от наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия».

За прошедший  период 2010 г. по амнистии было освобождено 200 человек (амнистия к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).

Являясь общесоциальной, уголовно-правовой проблемой, важной частью механизма развития демократии, проявлением  гуманизма и законности, амнистия вместе с тем имеет большое  криминологическое значение. Она  ни в коем случае не должна допускаться в отношении лиц, которые могут совершить новые преступления.

Применение амнистии призвано служить достижению целей  наказания:

- восстановлению  социальной справедливости,

- исправлению  осужденного,

- предупреждению  совершения новых преступлений.

Однако объявление амнистии само по себе не решает проблемы борьбы с преступностью, перенаселения  исправительных учреждений и улучшения

условий содержания осужденных.

Более того, «в последнее  время достаточно распространенной стала точка зрения, согласно которой целесообразность существования института амнистии подвергается серьезной критике».

Сотрудники исправительных учреждений и правоохранительных органов  свидетельствуют о том, что треть  лиц, освобожденных из мест лишения  свободы, в том числе в связи с амнистией, в скором времени возвращаются в колонии.

По отдельным  экспертным оценкам, «каждый пятый  из тех, кто по амнистии освобождается  из мест лишения свободы, в течение  первого года своего нахождения на свободе совершает новое умышленное преступление корыстного, насильственного или корыстно-насильственного характера. У государства и общества появляются дополнительные задачи по бытовому и трудовому устройству освобожденных, предотвращению рецидива».

В последнее  десятилетие показательным стал тот факт, что некоторым осужденным в исправительных колониях живется лучше, чем на свободе, так как, находясь в них, они обеспечиваются всем необходимым.

Криминологическая наука обязана выработать критерии, которые позволят судить о том, продолжает ли представлять общественную опасность человек, который досрочно может быть освобожден от отбывания наказания, или нет.

Выводы к Параграфу 1.3 

Таким образом, амнистия является важной не только криминологической  проблемой.

В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, она занимает значительное место.

Свидетельством  тому является регулирование ее различными отраслями (V законодательства - конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и др.

Существующие  законодательные, иные нормативно-правовые источники не восполняют пробелов законодательства в отношении рассматриваемого института, более того, в отдельных из них  имеются противоречия, закреплены позиции, не отражающие их сути.

Глава 2 Понятие, сущность и особенности применения помилования 

2.1Помилование:  понятие, определение, содержание  

В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент  РФ наделен компетенцией осуществлять помилование.

Нет таких положений уголовного закона, которые могли бы ограничить это право главы государства.

Вследствие этого  помилование не является реализацией  уголовного закона.

Включение в  УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему  Общей части УК РФ.

Так же как и  амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания.

Однако ч.2 ст. 85 УК России предпринимает попытку  сузить круг: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может  быть освобождено от дальнейшего  отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость»

Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования  лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности.

Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения  приговора. Таким образом, помилование  трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания.

Таким образом, «помилование представляет собой смягчение участи осужденного».

Однако, юристы по-разному определяют правовую природу  помилования.

Э.Лист считает  помилование уголовно-правовой категорией. Этот вывод поддерживают многие правоведы.

Распространенным  является мнение о комплексном характере юридической природы помилования.

Так, В.Е. Квашис полагает, что оно относится к  уголовному и государственному праву.

По мнению же С.И. Никулина, помилование регламентируется уголовным, уголовно-процессуальным и  уголовно-исполнительным правом.

Отнесение помилования  к уголовному праву необоснованно.

Мы уже упоминали  о том, что ст. 85 УК РФ фактически не входит в систему ни Общей, ни Особенной частей Кодекса.

Применение помилования  не сопряжено со ссылками на ст. 85 УК РФ. Отметим, кстати, что в предшествующих ныне действующему УК РФ Уголовных кодексах РСФСР норм о помиловании не было, однако этот институт существовал и успешно функционировал.

В.К. Дуюнов исходит  из того, что проблема помилования  носит межотраслевой характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой аспекты.

Оригинальную  позицию по рассматриваемому вопросу  занял бывший председатель общественной комиссии по помилованию при Президенте РФ А. Приставкин.

Он полагает, что помилование - «акт не юридический. Помилование - это категория милосердия».

По мнению Н.Д. Сергиевского и Н.Д. Дурманова, верным является вывод о том, что помилование  относится к государственному праву.

Н.Д. Дурманов впервые  отметил, что помилование не имеет  нормативного характера, а является актом применения права в конкретном случае.

Кроме этого, в  юридической литературе встречается  мнение о том, что помилование  конкурирует с установленными в  УК РФ видами освобождения от наказания.

По моему мнению, это суждение спорно.

Конкуренция возможна, как представляется, между различными нормами одной и той же системы, предусмотренной УК РФ. Различная  юридическая природа помилования  и норм УК РФ; отличающиеся условия, положенные в основу применения освобождения от наказания в соответствии с УК РФ и указами Президента РФ о помиловании; неодинаковая процедура реализации помилования и иных видов освобождения от наказания - все это исключает возможность конкуренции между помилованием и освобождением от наказания по УК РФ.

Выводы к параграфу 2.1 

Итак, мы можем  отметить, что в соответствии с  Конституцией РФ Президент РФ наделен  компетенцией осуществлять помилование. Это право главы государства  никем не ограничено.Вследствие этого  помилование не является реализацией уголовного закона. Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему Общей части УК РФ.

Ч.2 ст. 85 УК России гласит : «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено  от дальнейшего отбывания наказания  либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость»

Так же как и  амнистия, помилование является смешанным  видом освобождения от уголовного ответственности и наказания.

2.2 Возможности  применения помилования. по категориям  осужденных 

Что касается помилования, то согласно ст. 85 УК РФ, оно осуществляется Президентом Российской Федерации  в отношении индивидуально определенного  лица.

Информация о работе Амнистия и помилование