Исследование финансового состояния холдинговой компании «Дальморепродукт»: разработка антикризисной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:40, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего дипломного проекта является разработка антикризисных мероприятий, направленных на безубыточную деятельность ОАО ХК «Дальморепродукт».
Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:
1) анализ причин неплатежеспособности российских предприятий;
2) анализ причин, факторов и симптомов кризисного финансового состояния предприятий рыбной отрасли;
3) проведение комплексного анализа финансового состояния ОАО ХК «Дальморепродукт»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……7
1.ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………………………………..………9
1.2 Анализ состояния и перспективы развития рыбной промышленности Приморского края………………………………………………………………….……11
2. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) НА ПРИМЕРЕ ОАО ХК «Дальморепродукт»……………………………………………………………..….17
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО ХК «Дальморепро-дукт»…........17
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО ХК «Дальморепро-дукт»……………………………………………………………………………........ 18
2.3 Финансовый анализ ОАО ХК «Дальморепродукт»…………………….…….27
2.3.1 Анализ структуры баланса………………………………………………..…27
2.3.2 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предпри-ятия………………………………………………………………………...37
2.3.3 Оценка дебиторской и кредиторской задолженности…………………… ..44
3. РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОАО ХК «Дальморепро-дукт»……………………………………………………………………..…...52
3.1 Антикризисная политика в развитых стра-нах…………………………….…52
3.2 Разработка комплекса мероприятий по восстановлению платежеспособности ОАО ХК «Дальморепро-дукт»…………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………...67
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..70
Приложение А: Программа финансового оздоровления ОАО ХК «Дальморепродукт» на 2003-2009 гг……………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ ДАЛЬМОРЕПРОДУКТ. РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ.doc

— 929.50 Кб (Скачать)

       При рассмотрении дела о несостоятельности  предприятия суд анализирует его предшествующую деятельность, определяя момент вступления в стадию неуплаты по задолженности. Отрезок времени, начиная с установленного момента и кончая датой принятия ходатайства о несостоятельности, именуется периодом подозрительности. При опротестовании сделок с таким предприятием, включая заблаговременное погашение отдельных долгов, дачу закладных или прав на удержание имущества, безвозмездную передачу имущества или продажу его за неадекватную стоимость, большое значение придается тому факту, что они были совершены именно в этот период.

       После принятия ходатайства о несостоятельности  предприятия начинается период наблюдения, который длится до 6 месяцев. В это время производится оценка ситуации и выбор варианта вынесения решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.

       Предпочтительной  среди реорганизационных процедур является сдача предприятия в  аренду с правом выкупа на срок не более  двух лет, а среди ликвидационных - продажа предприятия как производственной единицы. Эти приоритеты определены с точки зрения сохранения рабочих мест. Усиленный социальный аспект проявляется и при определении приоритета при выплатах: предпочтение отдается выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль при проведении процедуры банкротства отводится представителю работников предприятия-должника, мнение которого учитывается при принятии решения суда. При несогласии с решением представитель работников имеет право подать на апелляцию. 
 
 
 

       Германия

       В 1877 году на основе прусского закона был принят Конкурсный Устав, состоящий  из трех книг: «Материальное конкурсное производство», «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления». С введением в действие в 1898 г. гражданского и торгового уложений Конкурсный Устав был существенно переработан. В период нефтяного кризиса 1978 г. две книги свода норм о банкротстве были существенно изменены и дополнены более 20 законами в части банкротства физических лиц. Третья книга отменена в 1976 г. с выходом Закона о борьбе с экономическими преступлениями.

       Новое законодательство о банкротстве  в уже объединенной Германии появилось  в 1999 г. Как видно, законы о банкротстве  России и Германии разрабатывались в один период и имеют много общего. И тот и другой преследуют цели - сохранение бизнеса должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

       В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный срок - 21 день, и в течении этого срока должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование.

       В случае признания должника банкротом к нему применяются меры в строго определенной последовательности. Сначала проводится процедура судебного расследования: назначенный судом эксперт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек. При отсутствии средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. Однако законом определено право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их возмещением за счет средств должника.

       При открытии судом дела в отношении  должника прежде всего вводится процедура  конкурсного производства и назначается  конкурсный управляющий.

       Решающая  роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введения процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших мерах к нему: либо продажа имущества, либо санация.

       При продаже имущества конкурсный управляющий  руководствуется принципом сохранения целостности бизнеса, т.е. стремится не допустить разрыва его на части.

       Санация несостоятельного предприятия может  проводиться по одному из следующих путей: без смены собственника, т.е. вложение средств в бизнес должника, и со сменой собственника - продажа бизнеса. Санация осуществляется на основании плана, который утверждается собранием кредиторов не менее 50 % голосов от объема требований кредиторов и 50 % голосов от количества кредиторов. В содержание плана могут включаться мероприятия по отсрочке, рассрочке и скидках с долгов, их упрощение. С принятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве. Кредиторы за отдельную плату из средств должника могут поручить конкурсному управляющему контроль за выполнением плана.

       Таким образом как в во Франции, так  и в Германии процедура ликвидации предприятия - должника в процессе конкурсного производства отсутствует.

       Великобритания

       В 1914 г. был принят Закон о банкротствах, который, претерпев коренную реформацию в 1986 г., трансформировался в Закон «О несостоятельности и банкротстве». Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства. В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ. Называться он будет Законом «О восстановлении». Цель его переориентирована в сторону сохранения предприятия с помощью спектра мер по улучшению его финансового состояния.

       В соответствии с действующим законодательством  несостоятельными могут быть признаны все хозяйствующие субъекты, кроме  страховых компаний и банковских институтов, правовое положение которых регламентируется специальными законами.

       При установлении факта неплатежеспособности должника к нему могут применяться  следующие процедуры: реорганизационные (добровольное урегулирование долгов и администрирование доходов компании) и ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация).

       При процедуре добровольного урегулирования долгов назначенный судом куратор разрабатывает план урегулирования долгов, напоминающий мировое соглашение. После утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его выполнением. Процедура администрирования схожа с внешним управлением в российском законодательстве. Процедуры ликвидации Великобритании и России по своей сути не различаются, за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предприятия (фирмы).

       Процедуры антикризисного регулирования проводятся либо государственными служащими, либо профессиональными арбитражными управляющими.

       Основное  внимание законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за некоторым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия (фирмы) прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

       США

       Первые  положения о регулировании банкротства  появились в XVIII в. В 
1787 г. Конституционный Конвент США наделил конгресс полномочиями 
принимать законодательные акты по разрешению споров кредиторов с 
должниками. Это связано с отказом от применения жестокой английской 
практики регулирования несостоятельности, предусматривавшей в отдельных 
случаях смертную казнь. В 1898 г. был принят закон о несостоятельности, 
который впоследствии претерпел изменение в 1938 и 1970 гг. С 1979 г. 
вступил в силу новый закон, который предусматривает множественность 
процессуальных
 возможностей урегулирования проблемы

       неплатежеспособности  в зависимости от круга субъектов.

       В соответствии с действующим законодательством к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:

  • реорганизация в форме перестройки финансов, погашения долгов, выплаты дивидендов (она осуществляется самим должником, однако в случае выявления его обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего);
  • ликвидация в процессе конкурсного производства, которая проводится временным управляющим;
  • меры, предусмотренные специальными нормативными актами, по отношению к должникам, правовое положение которых регламентируется специальными законами (к таковым относятся страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы).

       Законодательство  США рассматривает банкротство  как неизбежное зло предпринимательства. Целью его является не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, оказание ему определенной помощи до тех пор, пока оно не приобретет прежнюю устойчивость и не станет платежеспособным.

       Аналогичный подход к обанкротившимся фирмам характерен и для японского законодательства: их поддержка и восстановление имеют целью полную реабилитацию посредством урегулирования интересов кредиторов, должника, акционеров и прочих участников банкротств.

       Сравнивая подходы к решению проблемы банкротства  в развитых странах, можно найти следующие различия. Существенное значение в организации процесса против должника является время созыва собрания кредиторов, т.е. официальное определение момента их участия в процессе. В законодательстве США и Великобритании его назначение предусмотрено после официального признания должника несостоятельным, а Германии и Франции - после принятии ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству, что свидетельствует о строгости первых и демократичности вторых.

       Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в 
разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали их по 
пятизначной шкале защищаемых интересов на радикально прокредиторские, 
умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолжниковские и 
радикально продолжниковские. В первых двух градациях превалируют 
интересы кредиторов, в двух последних - должника. Так, новый российский 
Закон     «О    несостоятельности    (банкротстве)»    и
 правовая    система

       Великобритании  относится к радикально прокредиторской группе, а институты США, Франции, Японии - к радикально продолжниковской.[19, с.20]

       Следующим критерием оценки всякой правовой системы  несостоятельности является возможность реабилитации должника. При этом важно видеть разницу между реабилитацией предприятия-должника (Франция, США) и реабилитацией его бизнеса (Германия, Япония). Первое достигается путем всевозможных компромиссов, проведения реорганизационных мер. Последнее предполагает сохранение вида деятельности, деловых связей, рабочих мест, персонала.

       Таким образом, можно выделить два подхода  к решению проблемы банкротства  предприятий в разных странах: первый - их ликвидация, и тогда суд выступает  в качестве «похоронного бюро», а  второй - реорганизация, где суд выступает  в роли «лекаря». При этом второй подход доминирует. Однако, несмотря на существенные различия в содержании законодательств о банкротстве разных стран, постепенно вырабатывается единообразный подход к регулированию этого процесса. Суть его состоит в дифференциации исхода ситуации и возможности выбора процедуры преодоления банкротства в каждом конкретном случае. Все чаще должник реабилитируется и получает шанс возобновить деятельность, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.    [30,с.82-85] 

3.2. Разработка комплекса мероприятия по восстановлению платежеспособности ОАО ХК «Дальморепродукт»

       Западные  модели не могут быть механически  перенесены на российскую почву, поскольку не всегда отвечают практике отечественных предприятий. Однако основная идея всех современных развитых систем правового регулирования несостоятельности, заключающаяся в целесообразности сохранения действующего предприятия, когда предприятие получает шанс возобновить деятельность и выполнить свои обязательства перед кредиторами характерна и для современного российского законодательства.

       22.04.2002 г. арбитражным судом Приморского  края было принято к производству  заявление о признании ОАО  ХК «Дальморепродукт» несостоятельным (банкротом).

       04.07.2002 г. арбитражный суд Приморского  края определил ввести на ОАО ХК «Дальморепродукт» процедуру наблюдения и назначил временного управляющего.

       23.10.2002 г. на основании Федерального  Закона «О несостоятельности 
(банкротстве)»     от     08.01.98г.     №     127-ФЗ
 в     отношение     ОАО    ХК «Дальморепродукт» арбитражным судом Приморского края было введено внешнее управление сроком на 12 месяцев. Назначен внешний управляющий.

Информация о работе Исследование финансового состояния холдинговой компании «Дальморепродукт»: разработка антикризисной программы