Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 02:31, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзаменам
35.
Многие формы поведения имеют генетический компонент, это результат действия естественного отбора, создавшего организм, поведение которого адаптивно в обычной для него среде. Однако нет оснований придерживаться дихотомической схемы “приобретенное или врожденное”. Так как для любого поведения необходимы и гены, и внешняя среда, проблема “наследственность или среда” - это псевдопроблема. У нас нет способа дать точное определение инстинктивного поведения в онтогенетическом аспекте, который противопоставлялся бы филогенетическому.
36. В научении животных преобладает подражание, у людей – освоение готовых способов деятельности; учение становится самостоятельным видом деятельности.
Научение - прижизненное приобретение опыта у животных.
Научение – адаптивное изменение индивидуального поведения в результате приобретённого опыта. = Прижизненное изменение поведения в соответствии с возникающими и сохраняющимися изменениями среды. Процесс приобретения субъектом нового опыта, в результате которого субъект изменяет отношение к стимулам и ответные реакции на них.
У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта: животные научаются не реагировать на ничем не подкреплённый стимул (привыкание) и начинают реагировать на новые сочетания стимулов (ассоциативное научение).
Виды научения, их исследования.
Торп выделяет научение неассоциативное (привыкание) и ассоциативное (образование ассоциативной связи между двумя психическими явлениями).
Выделяют:
- классическое обусловливание (выработка условного рефлекса - изучал Павлов),
- инструментальное (оперантное) научение (образование ассоциативной связи между действием и результатом, животное действует по своей воле – изучал Скиннер),
- латентное научение (научение путем проб и ошибок, когда формируется психический образ компонентов среды и собственных действий в среде – бег по лабиринту),
- инсайт (высшая форма научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах, присущ только птицам и млекомитающим. Животное замирает, оценивает обстановку, и только потом действует)
- импринтинг (мгновенное запечатление на всю жизнь).
Другие классификации: облигатное (видовое) – прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни вида, факультативное научение – индивидуальное, прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни данной особи.
38.
ЭТОЛОГИЯ. Проблемы: эволюция поведения и его функциональное значение. Методы
наблюдение – предположение
о функциях – проверка экспериментом
или дополнительными
ЗООПСИХОЛОГИЯ. Проблемы: развитие
и проксимальные механизмы
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ. Проблема: роль поведения в приспособлении животных к внешним условиям. Метод: поиски корреляций поведенческих характеристик с внешними условиями.
39. Основные модели\концепции классической этологии:
· комплексы фиксированных действий (КФД): стереотипные, жёсткие, предсказуемые. Например: брачные танцы как чёткая цепочка действий. Это сложные высокоорганизованные цепочки действий, которые вызываются простыми высокоспецифичными стимулами. Красное брюшко у колюшки по весне – ключевой стимул, вызывающий агрессию. КФД не зависят от прошлого опыта. Механистичность этологии.
· Сверхстимул (суперстимул). Серый гусь загоняет яйцо в ямку, потому что оно гладкое и округлое. У бабочек-бархатниц суперстимул – коричневый цвет и ломаный полёт.
· Специфическая энергия действия. Если стимула долго нет, КФД наступает без стимула: энергетический резервуар КФД. Смещённая активность, переадресованная агрессия.
40. Инстинкт (лат. instinctus — побуждение)
представляет собой совокупность сложных
врожденных стереотипных актов, характерных
для особей данного вида в определенных
условиях. Примерами могут служить пищевой,
подражательный, стадный, игровой инстинкты.
В физиологическом понимании инстинкты
представляют собой закрепленные эволюцией
цепи сложнейших безусловных рефлексов,
включающих побуждающие и подкрепляющие
рефлекторные звенья.
Инстинктивным, или врожденным поведением называют такие формы поведения, которые генетически запрограммированы в нервной системе и которые практически невозможно изменить.
Приобретенным (в результате научения) поведением называют все формы поведения, формируемые в результате индивидуального опыта живого организма.
Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. У животных, которым отпущен короткий срок жизни, они зачастую имеют преобладающее значение, но и у долгоживущих видов они не менее важны. Вот некоторые формы инстинктивного поведения:
Многие формы
поведения повторяются
Реакция животных на
стимулы в значительной мере зависит
от множества внешних или
У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству.Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.
Природа памяти не
раскрыта до сих пор. Возможно, к
ней имеет отношение
Можно выделить следующие формы научения:
- привыкание – угасание реакции на повторяющийся стимул, не подкрепляемый поощрением или наказанием;
- условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;
- научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;
- импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно;
- латентное научение – исследование новой обстановки, которое не имеет непосредственной необходимости сейчас, но будет иметь жизненно важное значение в дальнейшем;
- инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).
41. Значение игрового поведения для развития психики высших позвоночных
- Развивает и обогащает
инстинктивные компоненты
- Накапливает индивидуальный опыт животного,
- Совершенствует его
- Учит устанавливать связи,
- Даёт информацию о
качествах предметов и их
- Развивают чувствительность пальцев и зрение.
- Учит общаться с себе
подобными и с будущими
- Знакомит со стайной иерархией, позволяет обрести своё место в ней.
Ювенильный (игровой) период – только у детёнышей высших животных. Игра – основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде. Игра имеет инстинктивную основу, служит развитию и обогащению инстинктов, формированию элементов поведения, накоплению индивидуального опыта, совершенствованию двигательной активности, научению устанавливать связи. Содержит элементы облигатного и факультативного научения. Главный признак игры – замещение.
Манипуляции (одиночные игры) дают информацию о качествах предметов, развивают чувствительность пальцев и зрение. В совместных играх формируется общение, строится иерархия. Животное «готовится» к взрослой жизни, но в ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсомоторные компоненты.
О ювенильном (игровом) периоде
можно говорить только относительно
детёнышей высших животных. У
других животных индивидуальное развитие
поведения ограничивается созреванием
врождённых форм поведения, облигатного
и факультативного научения, и
элементарными формами
Игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения. Играть тоже нужно научиться. Каждый вид поведения проходит в онтогенезе игровой период. Главное в игре – научиться устанавливать связи, неважно, между кем и чем (то же – у Эльконина). Главный признак игры – субституция (замещение). В игровой активности завершается процесс формирования элементов поведения, берущий своё начало от эмбриональных координаций. Важная познавательная роль игры: накопление индивидуального опыта. Совершенствование двигательной активности в играх животных происходит через манипуляционные игры. Манипуляции могут производиться конечностями (медведи, еноты, кошки) или преимущественно ротовым аппаратом (псовые).
В совместных играх (2 или более участников) формируется общение. Совместные игры – только у животных, у которых развитые формы группового поведения. Проводятся и без предметов, и с предметами (молодые хорьки ищут твёрдые предметы, чтобы с шумом сбрасывать их в умывальник). В процессе игры строится иерархия.
Игровая сигнализация: “приглашение” к игре у разных видов разное, сигналы, предотвращающие “серьёзный” исход игры – тоже, они соответствуют позам “умиротворения” у взрослых.
Играми высшего типа Фабри называют такие, при которых наблюдаются сложные формы обращения с предметами при незначительной подвижности животного (сидит и манипулирует). При таких играх развивается чувствительность пальцев и зрение. Объектами манипулирования чаще являются биологически нейтральные объекты. Такие игры – в одиночку.
42. Экологическая валидность — степень соответствия условий эксперимента исследуем
43. Психическая деятельность животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность (по отношению к условиям среды) двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной (см. Эффектор; Сенсорная система) сфере (примат поведения в психическом отражении). Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают эволюционные преобразования психической деятельности животных, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей эволюции. У высших животных (на уровне прецептивной психики) ориентационный компонент психической деятельности животных осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях — на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимиально адаптивное ( см.Адаптация) управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных — локомоционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри). Психическую деятельность животных изучает зоопсихология (см. Этология; Манипулирование у животных; Интеллект у животных).