Шпаргалка по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 02:31, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзаменам

Работа содержит 1 файл

ЗП.docx

— 78.48 Кб (Скачать)

44. Мы мало знаем о праистории языка, общественно-историческом его происхождении и можем только догадываться о нем. Зато мы много знаем о происхождении слова в онтогенезе,о раннем развитии ребенка. Онтогенез (развитие ребенка) никогда не повторяет филогенез (развитие рода), как это одно время было принято думать: общественно-историческое развитие языка, как и всех психических процессов, происходит в процессе труда, общественной деятельности; развитие же языка в онтогенезе у ребенка происходит вне труда, к которому он еще не готов в процессе усвоения общечеловеческого опыта и общения со взрослыми. Однако онтогенетическое формирование языка — это тоже в определенной степени путь постепенной эмансипации от симпрак-тического контекста и выработки синеем антической системы кодов, о которой мы говорили выше.

Может показаться, что язык маленького ребенка начинается с  «гуления», с тех звуков, которые  ребенок произносит в младенческом возрасте, и что развитие языка  есть лишь прямое продолжение этих первоначальных звуков. Так думали многие поколения психологов. Однако это неверно. «Гуление» есть как  раз выражение состояния ребенка, а, вовсе не обозначение предметов, и характерным является тот факт, что звуки, которые рождаются  в «гулении», дальше не закрепляются в речи ребенка. Первые слова ребенка  часто отличаются фонематической структуройот «гуления» младенца. Более того, нужно даже затормозить биологические звуки, возникающие при «гулении», чтобы ребенок мог выработать те звуки, которые входят в систему языка. Мы можем привести один пример, иллюстрирующий

это положение.

История человечества делится  на два периода – доисторический и исторический (последний период включает историю сложившегося человеческого  общества). Доисторический период представляет собой историю первобытного стада, т.е. период формирования, становления, складывания человеческого общества . Первобытное человеческое стадо  было социально-биологическим организмом. В нём был развит инстинктивный  труд, заключающийся не в производстве новых продуктов и орудий труда, а в присвоении готовых предметов  природы. Эти предметы служат также  орудием защиты и охоты. Инстинктивный  труд создаёт условия для возникновения  сознания и языка.  
    
   Собственно человеческая трудовая деятельность начинается с изготовления искусственных орудий труда, и человек отличается от человекообразных обезьян тем, что он, по выражению Б. Франклина, есть животное, делающее орудие (tool-taking animal). Необходимость производить новые предметы, которые планируются и закрепляются в сознании, порождает производительную деятельность, производительные силы и производственные отношения, которые всё более и более вытесняли отношения биологические. Первобытное стадо постепенно сменяется родовым строем. Так начинается история человеческого общества; первой экономической формацией была первобытнообщинная; в это время начался процесс возникновения родственных языков. 
    
   Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому великое множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.

 

45. Стадия элементарной сенсорной психики – способность животного к отражению воздействующих на него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные). Реакция – кинезы и таксисы.

Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики

Примитивные проявления психической  активности – кинезы (поступательное движение с переменной скоростью и в разных направлениях) и таксисы (движения по отношению к стимулу: к нему или от него). Поведение только на основе ощущений.

Одноклеточные (амёбы, инфузории) и простейшие мнгоклеточные (губки, гидры).

Есть раздражимость – способность организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений и чувствительность – способность ощущать комфорт/дискомфорт. Реакция на нейтральные свойства среды отсутствует. Двигательная активность не имеет поискового, целенаправленного характера. Нет общения, реагируют друг на друга как на механическое раздражение или пищу.

Высший  уровень стадии элементарной сенсорной  психики

Низшие многоклеточные без  сложных органов чувств и головного  ганглия, координирующего деятельность НС (иглокожие, кишечнополостные, моллюски, черви, медузы).

Есть локомоторные органы (мышечная нога у моллюсков, купол у медуз, лучи у морских звёзд), зачатки органов чувств, нервные узлы и специализированный орган, осуществляющий манипуляции – ротовой аппарат или щупальца.

Подвижный образ жизни, охота  или собирание пищи на дне. Общения  нет, постнатальное поведение не формируется.

46. Стадия перцептивной психики – отражение действительности в форме восприятий – целостных образов вещей. Инстинкты и сложные двигательные операции.

Низший  уровень стадии перцептивной психики

Ощущения объединяются в образы; внешняя среда воспринимается в виде целостных предметов, а не отдельных ощущений. Появляются сложные, изменчивые двигательные навыки. Осы, пчёлы, муравьи, кольчатые черви.

Ориентация поведения  по отдельным свойствам предметов, активный поиск положительных раздражителей, в поведении преобладают «запрограммированные» элементы, но есть и накопление некоторого индивидуального опыта.

Есть инстинкты, групповое  поведение, общение, ритуализация, агрессивность, территориальное поведение, облигатное научение (обязательная для каждой особи вида  «доводка» поведения в зависимости от среды обитания), забота о потомстве, орудийные действия (при строении муравейников, ульев; выравнивание входа в норку камешком у роющих ос).

 

Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики

Насекомые, членистоногие, рыбы, амфибии, пресмыкающиеся.

Многофункциональность передних конечностей, разнообразная локомоция, манипулирование имеет познавательное значение, часть функций передних конечностей передаётся ротовому аппарату. Появляется кора полушарий мозга, развитие анализаторы.

Комфортное поведение (муха «моет»лапки), разнообразное общение: «диалоги» поз, акустическое общение, cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но пластичное, с опытом модифицируется. Облигатное и факультативное научение.

 

47. Язык и общение животных

Язык животных – сложные системы сигнализации. С помощью разных сигналов – звуков, движений, поз, запахов, цвета и др. – животные передают друг другу информацию о биологически значимых событиях и состояниях (сигналы тревоги, опасности, угрозы, покорности, «ухаживания» и пр.).

Язык животных не обозначает предметы, их свойства и  отношения. Он всегда связан с конкретной биологической ситуацией и служит конкретным целям.

Язык животных генетически фиксирован (представляет собой закрытую систему, с ограниченным набором сигналов).

Общение с помощью языка поз  и движений может принимать форму  ритуалов (сложных наборов инстинктивных действий, которые потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу жизнедеятельности в качестве сигналов или символов).

При всем внешнем  сходстве ритуалов у животных и человека («поцелуи», «брачные подарки» и др.), природа их глубоко различна. У животных это всегда генетически запрограммированные, инстинктивные акты; у человека – действия, передаваемые через культурные традиции.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Зоопсихологии"