Шпаргалка по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 02:31, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзаменам

Работа содержит 1 файл

ЗП.docx

— 78.48 Кб (Скачать)

Запасание пищи

Среди насекомых распространено запасание корма для личинок. Например копры откладывают яйца в заготовленные навозные шарики. Многие перепончатокрылые и некоторые двукрылые откладывают яйца в тела других животных (преимущественно насекомых). Своеобразие этой формы запасания корма позволило выделить их в отдельную экологическую категорию — паразитоиды. У некоторых грызунов, к которым относятся хомяки, мешотчатые крысы и бурундуки запасание корма приобрело характер приспособления к неблагоприятному сезону. У них запасание корма приурочено к периоду созревания злаков. За сезон обыкновенный хомяк запасает до 16 кг растительного корма[9].

26. Эволюция форм отражения


  1. Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.
  2. Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»
  3. Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.
  4. Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.[4]

Гипотеза  возникновения психического отражения

Чем сложнее и изменчивее среда, в которой живут организмы, тем сложнее их строение и тем  больше раздражителей вызывает у  них ответные реакции.

На определенной ступени  эволюции появляется раздражимость  в ответ на воздействия, не имеющие прямого биологического значения, а лишь сигнализирующие о следующих за ними биологически значимых воздействиях или изменениях среды.

В результате процесса отражения  возникает психический образ, осуществляющий и регулирующий взаимодействие субъекта с миром.

Возникающая в  процессе эволюции способность отвечать на внешние воздействия, выполняющие сигнальную функцию и служащие для ориентировки животных в окружающей среде (путём отражения её свойств, связей и отношений), означает возникновение отражения как психического явления. Оно ориентирует живые существа в окружающем мире, позволяет им действовать в нём с учётом объективных свойств предметов и явлений, их связей и отношений и подчинять им свое поведение.

27. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии

= Методы получения эмпирических данных и фактов и методы их анализа.

1. Метод наблюдения – тщательная последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животных и человека). Без вмешательства со стороны экспериментатора. Объективное, целенаправленное, систематичное, с обеспечением естественного поведения испытуемого. 1) Сплошное (всё поведение животных); 2) Выборочное (конкретная активность).

2. Метод эксперимента – проверка научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Исследователь сам вызывает появление интересующего явления: создаёт определённые условия, варьирует факторы, фиксируя последовавшие изменения. Исследователь активно вмешивается в процесс, организует и контролирует его. 1) Лабораторный (лабиринт, проблемная клетка, проблемный ящик, обходной путь); 2) Естественный (животное находится в естественных условиях); 3) Формирующий (изучают процесс формирования новых навыков и форм поведения).

 

28. Социальный статус животного  в сильной степени зависит  от его физиологических особенностей; сильное влияние, в частности,  на него оказывает уровень  гормонов в крови. Высокоранговые  животные - всегда сильные, здоровые  звери с высоким уровнем гормонов. Конечно, большое значение имеет  и личный опыт животного, способность  выходить самому и выводить  группу из трудных ситуаций. В случае болезни, получения увечий или просто старческого одряхления главных зверей их сменяют звери из ядра стаи

29. Представление о том, что  иерархические отношения, существующие  у людей, берут начало в поведении  обезьян, неверны. Во-первых, ближе  всего к человеку из обезьян  стоят шимпанзе, у которых иерархические  отношения выражены вообще  слабее, чем у других приматов. Во-вторых, такие взгляды получили распространение  потому, что раньше поведение  приматов изучали в условиях  неволи, где отношения доминирования-подчинения  особенно заостряются из-за ограниченности  ресурсов и территории.   Если  ресурсы не ограничены, то даже  группы обладателей “гаремов”  - павианов гамадрилов - в процессе  питания не проявляют никаких  признаков враждебности. Самок из  чужих гаремов гамадрилы одной  стаи никогда не переманивают  и не крадут. Молодые гамадрилы  формируют  гаремы из своих  ровесниц, а те особи,  которым  не удалось этого сделать, создают  свои самцовые стаи из особей  одного возраста.

Иерархия у приматов служит сплоченности группы. Как правило, доминантом является либо наиболее сильный самец, либо обладающий сильной нервной системой. При  передвижении павианов, например,  доминанты  находятся возле самок с детенышами, то есть в центе стада. В  случае опасности стадо перестраивается, доминанты первыми отражают нападения  хищников. Ориентация на доминанта  служит снижению стресса.  Иерархическая  структура уменьшает число драк, так как животные держатся подальше от тех сородичей, которые с большой  вероятностью победят их в стычке. По мере старения доминантов подчиненные  особи занимают более высокое  положение.

 

30. Животные многих видов  активно ищут общества себе  подобных. Групповой образ жизни  для них так же характерен, как окраска, строение тела  и другие наследственные черты.  Мало того, многие особенности  окраски, пахучих желез, органов  чувств и другие морфологические  черты тесно связаны с общественным  образом жизни животных, помогают  им находить друг друга и  общаться. Это свидетельствует об  эволюционном закреплении всего,  что облегчает животным объединение  в группы.Жизнь в сообществе  связана с рядом преимуществ:Создание  благоприятной среды Совместная  защита от хищников Поиск и  добыча пищи. Уход за потомством.

31. Классическое обусловливание (выработка условного рефлекса - изучал Павлов),

- инструментальное (оперантное) научение (образование ассоциативной связи между действием и результатом, животное действует по своей воле – изучал Скиннер),

Оперантное обусловливание (= инструментальный условный рефлекс) – обучение путём проб и ошибок: подкрепление – только за правильную реакцию.

Классическое  обусловливание – выработка условного рефлекса: Подряд идут незнакомый стимул и знакомый, вызывающий реакцию. Потом реакция будет и только на первый стимул («Сидеть» – нажатие на круп – собака садится).

 

32. Антропоморфизм - (от греч. anthropos - человек и morphe - вид, форма), представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.

 

33.

Отличие психики человека от психики животного


Сравнение психики  животного с человеческой позволяет  выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может  действовать только в рамках  ситуации, которая воспринимается  непосредственно, а все осуществляемые  им акты ограничены биологическими  потребностями, то есть мотивация  всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает  их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования  животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно  связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам  по поводу собственных эмоциональных  состояний, тогда как человек  с помощью языка информирует  других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря  языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством  в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны  использовать предметы в качестве  орудия, но ни одно животное  не может создать орудие труда.  Животные не живут в мире  постоянных вещей, не выполняют  коллективных действий. Даже наблюдая  за действиями другого животного,  они никогда не будут помогать  друг другу, действовать сообща.

Только человек  создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет  на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно  с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и  передает его другим.

3. Отличие психики  животных и человека состоит  в чувствах. Животные также способны  переживать положительные или  отрицательные эмоции, но только  человек может сочувствовать  в горе или радости другому  человеку, наслаждаться картинами  природы, переживать интеллектуальные  чувства.

4. Условия развития  психики животных и человека  являются четвертым отличием. Развитие  психики в животном мире подчинено  биологическим законам, а развитие  психики человека детерминируется  общественно-историческими условиями.

И человеку, и  животному свойственны инстинктивные  реакции на раздражители, способность  приобретать опыт в жизненных  ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования  орудий и навыками общения. Это, в  свою очередь, развивает чувственную  сферу, логическое мышление, формирует  личность индивида. Обезьяна в любых  условиях будет проявлять себя как  обезьяна, а человек только тогда  станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей  среди животных.

34.

Общение с помощью языка поз  и движений может принимать форму  ритуалов (сложных наборов инстинктивных действий, которые потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу жизнедеятельности в качестве сигналов или символов).

При всем внешнем  сходстве ритуалов у животных и человека («поцелуи», «брачные подарки» и др.), природа их глубоко различна. У животных это всегда генетически запрограммированные, инстинктивные акты; у человека – действия, передаваемые через культурные традиции.

Ритуализация представляет собой эволюционный процесс, в результате которого какая-либо форма поведения  изменяется таким образом, что либо становится сигналом, используемым для  общения, либо усиливает свою эффективность  в качестве такого сигнала. Хайнд  и Тинберген отмечают три основных особенности, характерные для ритуализации демонстративного поведения:

1. Развитие бросающихся  в глаза структур. Как уже говорилось, эволюция поведения сопровождается  изменением различных структур, выполняющих сигнальные функции.

2. Схематизация движений. Характер движений изменяется  в соответствии с общим характером  микроэволюционных изменений.

3. Эмансипация. В процессе  ритуализации, по мере того как  данная форма поведения начинает  функционировать в новом контексте,  она “эмансипируется”, т.е. становится  независимой от первоначального  мотивационного контекста. Так,  например, какая-либо демонстрация, возникшая на основе смещенной  активности, проявляется уже не  в конфликтных ситуациях, а  в связи с ухаживанием, угрозой  или в каком-нибудь ином случае.

Ритуалы и демонстративные  акты поведения, проявляемые животными  в конфликтных ситуациях, можно  разделить на две группы: ритуалы  угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более  сильных сородичей. К. Лоренц выделил  несколько основных особенностей таких  ритуалов:

  1. Демонстративноеподставление наиболее уязвимой части тела.
  2. Воспроизведение некоторых элементов детского поведения.
  3. Выражение социальной покорности с помощью действий, характерных для поведения самки при спаривании.
  4. Ритуализация агрессивности(оказывается особенно важной в жизни и сохранении тех видов, которые располагают органами, способными нанести смертельный удар).

Информация о работе Шпаргалка по "Зоопсихологии"