Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 02:31, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзаменам
Среди насекомых распространено
запасание корма для личинок.
Например копры откладывают яйца в заготовленные
навозные шарики. Многие перепончатокрылые и некоторые двукрылые откладываю
Гипотеза возникновения психического отражения
Чем сложнее и изменчивее среда, в которой живут организмы, тем сложнее их строение и тем больше раздражителей вызывает у них ответные реакции.
На определенной ступени эволюции появляется раздражимость в ответ на воздействия, не имеющие прямого биологического значения, а лишь сигнализирующие о следующих за ними биологически значимых воздействиях или изменениях среды.
В результате процесса отражения возникает психический образ, осуществляющий и регулирующий взаимодействие субъекта с миром.
Возникающая в процессе эволюции способность отвечать на внешние воздействия, выполняющие сигнальную функцию и служащие для ориентировки животных в окружающей среде (путём отражения её свойств, связей и отношений), означает возникновение отражения как психического явления. Оно ориентирует живые существа в окружающем мире, позволяет им действовать в нём с учётом объективных свойств предметов и явлений, их связей и отношений и подчинять им свое поведение.
27. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии
2. Метод эксперимента – проверка научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Исследователь сам вызывает появление интересующего явления: создаёт определённые условия, варьирует факторы, фиксируя последовавшие изменения. Исследователь активно вмешивается в процесс, организует и контролирует его. 1) Лабораторный (лабиринт, проблемная клетка, проблемный ящик, обходной путь); 2) Естественный (животное находится в естественных условиях); 3) Формирующий (изучают процесс формирования новых навыков и форм поведения).
28. Социальный статус животного
в сильной степени зависит
от его физиологических
29. Представление о том, что
иерархические отношения,
Иерархия у приматов служит сплоченности
группы. Как правило, доминантом является
либо наиболее сильный самец, либо обладающий
сильной нервной системой. При
передвижении павианов, например, доминанты
находятся возле самок с
30. Животные многих видов
активно ищут общества себе
подобных. Групповой образ жизни
для них так же характерен,
как окраска, строение тела
и другие наследственные черты.
31. Классическое обусловливание (выработка условного рефлекса - изучал Павлов),
- инструментальное (оперантное) научение (образование ассоциативной связи между действием и результатом, животное действует по своей воле – изучал Скиннер),
Оперантное обусловливание (= инструментальный условный рефлекс) – обучение путём проб и ошибок: подкрепление – только за правильную реакцию.
Классическое обусловливание – выработка условного рефлекса: Подряд идут незнакомый стимул и знакомый, вызывающий реакцию. Потом реакция будет и только на первый стимул («Сидеть» – нажатие на круп – собака садится).
32. Антропоморфизм - (от греч. anthropos - человек и morphe - вид, форма), представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.
33.
Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может
действовать только в рамках
ситуации, которая воспринимается
непосредственно, а все
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно
связано с вещанием. Животные лишь
подают сигналы своим родственникам
по поводу собственных эмоциональных
состояний, тогда как человек
с помощью языка информирует
других во времени и пространстве,
передавая общественный опыт. Благодаря
языку каждый человек пользуется
опытом, который выработан
2. Животные способны
использовать предметы в
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики
животных и человека состоит
в чувствах. Животные также способны
переживать положительные или
отрицательные эмоции, но только
человек может сочувствовать
в горе или радости другому
человеку, наслаждаться картинами
природы, переживать
4. Условия развития
психики животных и человека
являются четвертым отличием. Развитие
психики в животном мире
И человеку, и
животному свойственны
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
34.
Общение с помощью языка поз и движений может принимать форму ритуалов (сложных наборов инстинктивных действий, которые потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу жизнедеятельности в качестве сигналов или символов).
При всем внешнем сходстве ритуалов у животных и человека («поцелуи», «брачные подарки» и др.), природа их глубоко различна. У животных это всегда генетически запрограммированные, инстинктивные акты; у человека – действия, передаваемые через культурные традиции.
Ритуализация представляет собой эволюционный процесс, в результате которого какая-либо форма поведения изменяется таким образом, что либо становится сигналом, используемым для общения, либо усиливает свою эффективность в качестве такого сигнала. Хайнд и Тинберген отмечают три основных особенности, характерные для ритуализации демонстративного поведения:
1. Развитие бросающихся
в глаза структур. Как уже говорилось,
эволюция поведения
2. Схематизация движений.
Характер движений изменяется
в соответствии с общим
3. Эмансипация. В процессе
ритуализации, по мере того как
данная форма поведения
Ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях, можно разделить на две группы: ритуалы угрозы и ритуалы умиротворения, тормозящие агрессию со стороны более сильных сородичей. К. Лоренц выделил несколько основных особенностей таких ритуалов: