Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 02:31, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзаменам
Зміщена активність - це акти, які як би запозичуються з однієї поведінкової ланцюга, де вони функціонально виправдані, і переносяться в іншу ланцюг, в якій виявляються неадекватно зовнішньої ситуації. Такі дії виникають в результаті внутрішнього конфлікту мотивації на межі з патологічним станом тварини. Однак до цього визначення, на наш погляд, можна зробити деякі поправки (вони стосуються поведінки приматів). До зміщеної активності слід відносити і часто повторювані дії, запозичені з інших сфер поведінки, наприклад, чухання, позіхання, сплески рухової активності, а також групи елементів, відсутні у звичайній активності тварини, наприклад, маятникообразное ходіння, розгойдування тілом, мотання головою. Таким чином, зміщена активність проявляється у двох видах: 1) власне зміщена активність - елементи, не властиві нормальному поведінці тварин (ці елементи можна трактувати як прояв патології поведінки), 2) елементи, що застосовуються не в тому контексті, в якому зазвичай зустрічаються. Дії при зміщеної активності через свою звичаєвості і частої повторюваності не вимагають напруги нервової системи і сприяють її розрядки і відпочинку в екстремальній конфліктній ситуації (К. Ewer, 1967). Це відноситься до елементів 2-ї групи.
Стресс - системна реакція
організму будь-яку біологічне, хімічне,
фізичне, психологічне вплив (стрессор),
має приспособительное
Чтобы стрессорная ситуация
оказалась неконтролируемой, стрессорное
Подвергнутые неконтролируемому воздействию утрачивают способность к приобретению новых навыков, хуже выполняют действия, которым научились раньше, у них изменяется структура сна, ослабляется иммунитет, а на слизистой желудка и кишечника образуются язвы.
3. Изучено влияние внешних и внутренних факторов на суточный ритм активности. Оказалось, что свет является главным синхронизирующим фактором, а температура, ветер, осадки оказывают десинхронизирующее действие. Было показано, что инстинктивное поведение в большой степени зависит от сезонных ритмов, которые способствуют определенной периодичности жизненных процессов животного, например, размножению, миграциям, запасанию корма и т.д. На проявление некоторых инстинктивных действий у ряда вида животных оказывают влияние солнечные, лунные и другие биологические ритмы.
4.
Аффективное противоречие, вызываемое двумя эмоциональными планами басни, есть истинная психологическая основа нашей эстетической реакции.
Закон эстетической реакции: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение.
В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей в разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции. <...> нервно-мускульная механическая связь между механизмом дыхания и механизмом выразительных движений <...> и есть тот основной механизм реакции на поэтическое произведение, через который поэзия слова воздействует на читателя и который составляет основу поэтических эмоций.
5. Этология - одно из направлений в изучении поведения животных.
Изучает в основном генетически обусловленные (наследственные, инстинктивные) компоненты поведения и проблемы его эволюции.
Связана с зоологией, эволюционной теорией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией. Но: сравнительная психология рассматривает поведение в сравнении с психологией человека, а этология рассматривает поведение животных в контексте анатомии и физиологии животного.
7. Сравнительная психология - отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путём сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных).
Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии
Предмет = 4 основные области изучения психики:
1. Определение психики как свойства высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность в субъективной форме.
2. Возникновение психики.
3. Выделение эволюционных стадий развития психики.
4. Выявление механизмов развития психики в эволюции.
8. Основные этапы развития психики в эволюции животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри).
1. Стадия элементарной сенсорной психики – способность животного к отражению воздействующих на него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные). Реакция – кинезы и таксисы.
2. Стадия перцептивной психики – отражение действительности в форме восприятий – целостных образов вещей. Инстинкты и сложные двигательные операции.
3. Стадия интеллекта – отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними. Воспринимается ситуация в целом.
9. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии
2. Метод эксперимента – проверка научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Исследователь сам вызывает появление интересующего явления: создаёт определённые условия, варьирует факторы, фиксируя последовавшие изменения. Исследователь активно вмешивается в процесс, организует и контролирует его. 1) Лабораторный (лабиринт, проблемная клетка, проблемный ящик, обходной путь); 2) Естественный (животное находится в естественных условиях); 3) Формирующий (изучают процесс формирования новых навыков и форм поведения).
10. Метод эксперимента – проверка научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Исследователь сам вызывает появление интересующего явления: создаёт определённые условия, варьирует факторы, фиксируя последовавшие изменения. Исследователь активно вмешивается в процесс, организует и контролирует его. 1) Лабораторный (лабиринт, проблемная клетка, проблемный ящик, обходной путь); 2) Естественный (животное находится в естественных условиях); 3) Формирующий (изучают процесс формирования новых навыков и форм поведения).
11.
a. Метод “лабиринта”. Награда: еда, убежище. Изобрёл Смолл. Изучение научения, пространственной ориентации, формирования обобщений.
b. Метод “обходного пути”. Для достижения цели надо обойти преграды. Непосредственное восприятие приманки.
c. Дифференцировочная дрессировка. Выбор объектов вознаграждается либо наказывается. Уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы различения. Изучение формирования навыков, памяти, способности к обобщению.
d. Метод “выбора на образец”. Вариант предыдущего. Выбор среди объектов, при этом предъявляется образец. Правильное подкрепляется. Изучение сенсорной сферы животных.
e. Метод “проблемной клетки (ящика). Надо выйти из клетки или проникнуть в неё. Изучение сложных форм научения и моторных элементов интеллектуального поведения животных. Изучение использования орудий.
f. Анализ обычного, неподкреплённого манипулирования. Позволяет судить об эффекторных способностях животных, об исследовательской деятельности, игровой.
Предыстория трудовой деятельности человека.
12. Погляди на виникнення психіки:
Психика – форма отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.
Вагнер:
Филогенетический метод – изучение истории развития психики живых существ и выявление её качественных отличий путём сравнения поведения видов – ближайших родственников исследуемого. Затем сравниваются рода, семейства, отряды и классы.
Особенности психики данной группы животных следует оценивать в сопоставлении с поведением видов – ближайших родственников исследуемого; на основе такого сравнения можно проследить последовательную эволюцию инстинктов у разных групп животных;
Онтогенетический метод – изучение изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни.
Онтогенетический критерий предполагает, что развития инстинктов, как такового, не происходит. Инстинкты, по Вагнеру, имеют последовательные возрастные стадии, которые сменяют друг друга, тогда как «разумные» способности развиваются постепенно.
Научный подход в истории проблемы развития психики характеризуется столкновением двух противоположных школ: «монизма сверху» и «монизма снизу».
«Монизм сверху» = субъективный метод (Огюст Конт): путь изучения явлений, при котором мы идём от человека к природе, в противоположность объективному, где мы восходим от природы к человеку. В человеческой психике нет ничего, чего не было бы в психике животных. Следовательно, весь животный мир наделен сознанием, волею и разумом. Мы можем судить о действиях животных, измеряя их психику масштабом нашей собственной психики (Вундт).
Когда эта теория была признана несостоятельной, то ученые обратились к другой крайности: они начали искать не источник психики, а самую психику в свойствах протоплазмы («Монизм снизу»). Деятельность всех систем (и нервной тоже) является лишь продуктом свойств протоплазмы. Монисты снизу пришли к заключению, что деятельность человека так же автоматична, как и деятельность инфузорий.
Монисты сверху везде видели разум и сознание; монисты снизу везде видят только автоматизм. Нужны другие методы:
1) Биологический метод: идти от простого к сложному и искать аналогии.
2) Филогенетический метод: изучать явление в пределах вида, затем – в пределах родов, семейств, отрядов и классов.
3) Онтогенетический метод: изучать явление в разные периоды жизни особи.
4) Биогенетический метод: изучать врождённое и приобретённое под влиянием среды в эмбриональном состоянии.
13.14.15. Гипотеза возникновения психического отражения
Чем сложнее и изменчивее среда, в которой живут организмы, тем сложнее их строение и тем больше раздражителей вызывает у них ответные реакции.
На определенной ступени эволюции появляется раздражимость в ответ на воздействия, не имеющие прямого биологического значения, а лишь сигнализирующие о следующих за ними биологически значимых воздействиях или изменениях среды.
В результате процесса отражения возникает психический образ, осуществляющий и регулирующий взаимодействие субъекта с миром.
Возникающая в процессе эволюции способность отвечать на внешние воздействия, выполняющие сигнальную функцию и служащие для ориентировки животных в окружающей среде (путём отражения её свойств, связей и отношений), означает возникновение отражения как психического явления. Оно ориентирует живые существа в окружающем мире, позволяет им действовать в нём с учётом объективных свойств предметов и явлений, их связей и отношений и подчинять им свое поведение.
Первопричина психического отражения – поведение, через него осуществляется взаимодействие с окружающей средой. Но, являясь производной поведения, психика сама направляет внешнюю активность организма.
В этом и состоит приспособительная роль психики: адекватно отражая окружающий мир, животное приобретает возможность ориентироваться в нём и адекватно строить свои отношения с окружающей средой.
Форма отражения мира: у животных – чувственные представления, у человека – значения и смыслы.