Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:36, автореферат
Цель диссертационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию теоретико- методологических и методико-практических аспектов развития управления и повышения конкурентоспособности гостиничных услуг на основе исследования теоретико-методических положений и практики деятельности гостиничных предприятий, анализа и обобщения научного и практического зарубежного опыта, выявления тенденций развития данного рынка и специфики управления ими.
ИНТЕРВАЛ
ИНТЕРВАЛ
ИНТЕРВАЛ
ИНТЕРВАЛ
П р и м е ч а н и е – авторская систематизация литературных источников и
опыта функционирования гостиниц
Рисунок 6 - Интервальная модель восприятия качества услуг
В диссертации проанализированы причины возникновения интервала в разных моделях ценности качества услуг для работников и клиентов, сформированы авторские рекомендации по способам развития показателей качества услуг и расширения их в Казахстане по примеру зарубежного опыта работы гостиниц, определяется возможность их использования в конкретных ситуациях.
Для оценки уровня качества услуг как показателя степени конкурентоспособности гостиниц нами предлагается использовать в Казахстане типологию элементов обслуживания по модели Кедотта-Терджена, разработана авторская анкета оценки качества, рекомендации по созданию экспертной шкалы оценки по совокупности аддитивных элементов:
ВКЭ 1 + ВКЭ 2 + ВКЭ 3 + .....ВКЭ n, (5)
где ВКЭ - восприятие качества каждого элемента обслуживания, а их совокупность представляет собой мультипликативный эффект в виде повышающего (≥ 1) или понижающего (≤ 1) коэффициента восприятия всего качества набора услуг. Для использования подобной шкалы оценок на практике в работе рекомендуется создавать в гостиницах Казахстана в рамках МИС эталонную карту качества обслуживания, которая может иметь вид, предлагаемый в диссертации (таблица 7).
Таблица 7 - Рекомендуемая эталонная карта качества обслуживания в
сфере гостиничных услуг
№ п/п |
Содержание и характеристика элемента обслуживания |
Оценка восприятия элемента обслуживания | ||||
Отсутствует |
Исполнен неправильно |
Исполнен правильно | ||||
Раздел 1. Критические элементы обслуживания | ||||||
1.1. |
Безопасность проживания |
Обслуживание недопустимо |
- 5 |
5 | ||
1.2. |
Здоровая пища |
- 5 |
5 | |||
... |
... |
... |
... | |||
Раздел 2. Нейтральные элементы обслуживания | ||||||
2.1. |
Цвет униформы |
- 2 |
0 |
| ||
2.2. |
Цветовая гамма интерьера в номере |
- 2 |
- 1 | |||
... |
... |
… |
... | |||
Раздел 3. Элементы, приносящие удовлетворение | ||||||
3.1. |
Цветы и конфеты в номере бесплатно |
0 |
- 1 |
2 | ||
3.2. |
Живая музыка в холле |
0 |
- 1 |
1 | ||
... |
... |
… |
... |
… | ||
Раздел 4. Элементы обслуживания, приносящие разочарование | ||||||
4.1. |
Общественные туалеты в холле |
- 3 |
- 1 |
0 | ||
4.2. |
Культура персонала |
- 3 |
0 | |||
... |
... |
… |
... |
0 | ||
П р и м е ч а н и е – авторские разработки |
Кроме того, в работе на модельном уровне созданы рекомендации по использованию параметрических методов анализа качества, по расчету коэффициента общего впечатления гостей от времени своего пребывания в гостинице, сформирован метод общей интегральной оценки качества гостиничных услуг по разным факторам и представлены другие предложения по совершенствованию методов оценки качества как способа предотвращения рисков, свойственных гостиничному бизнесу Казахстана.
5. Современные методы и инструменты совершенствования механизма управления гостиничным бизнесом Республики Казахстан.
Концепция кластера как единого месторасположения предприятий различных видов бизнеса – основа для формирования нового экономического мышления на принципах увеличения потоков потребителей в одном месте реализации товаров и услуг как способа повышения конкурентоспособности совокупности коммерческой деятельности. В этом случае сущность кластерных образований отделяется от понятия диверсификации, поскольку диверсификация – это разнообразие видов бизнеса по своей отраслевой направленности у одного предприятия, а кластер выступает как соединение разных форм деятельности различных предприятий в месте расположения одного головного предприятия.
При создании кластера гостиничное хозяйство может быть более эффективным и конкурентоспособным, если в месте расположения гостиниц будут находиться предприятия других сфер деятельности (общественного питания, развлечений, бытовых и банковских услуг и т.д.), что дает возможность гостиницам развивать мультиатрибутивный продукт в виде универсального комплекса, способного удовлетворить в одном месте и практически в одно и то же время разнообразные запросы клиентов.
Например, в зарубежных странах рядом с гостиницей на 150 мест, состоящей из двух- и четырехместных номеров, обычно должны размещаться киноконцертный зал, автостоянка, 2 ресторана и 1 кафе быстрого питания «фаст-фуд», обменный пункт, бар с «караоке», авиа- и железнодорожные кассы, оздоровительный центр, игровой зал, быткомбинат, детская игровая площадка, торговые предприятия и т.д. Они могут функционировать как самостоятельно, так и в рамках единого гостиничного комплекса. Поэтому в работе сформулирован ряд рекомендаций, определяющих перспективность кластерного развития для гостиниц Казахстана (таблица 8).
Таблица 8 – Уровень конкурентоспособности гостиниц как кластерных
образований, характеризующихся набором разнообразных услуг
в зарубежных гостиницах
Перечень субъектов сферы гостиничного бизнеса |
Процент заполнения в среднем за год |
Средняя цена посещения пунктов размещения, долл. США |
Количество посещений пунктов развлечений в % от средне-статистических за год | ||
без допол-нительных услуг |
с дополни-тельными услугами |
около гостиниц |
места без гостиниц | ||
Гостиницы |
40,1 |
59,6 |
- |
- |
- |
Кинотеатры |
- |
- |
от 2 до 4 |
61,8 |
56,7 |
Кафе-бары |
- |
- |
от 3 до 10 |
99,5 |
60,3 |
Рестораны |
- |
- |
от 7,5 до 100-150 |
95,3 |
59,7 |
Цирки |
- |
- |
от 1 до 5 |
99,9 |
62,4 |
Театры |
- |
- |
от 2 до 5 |
100,0 |
71,4 |
Казино |
- |
- |
от 25 до 150 |
52,4 |
38,2 |
Музыкальные шоу |
- |
- |
от 3 до 20 |
97,8 |
72,0 |
Покупка видеокассет |
- |
- |
от 3 до 10 |
78,3 |
57,5 |
Игровые автоматы |
- |
- |
от 4 до 10 |
62,4 |
61,0 |
Кегельбан |
- |
- |
от 4 до 10 |
82,7 |
63,1 |
Видео-салоны |
- |
- |
спрос упал и не развивается |
10,1 |
6,3 |
И с т о ч н и к и: составлено по материалам зарубежных СМИ и Интернета |
Из данных таблицы 8 видно, что при кластерном формировании гостиничного комплекса, во-первых, выигрывают клиенты, а, во-вторых - сами гостиницы; это послужило обоснованием разработки в диссертации на модельном уровне предложений по способам создания в гостиницах Казахстана мультиатрибутивного продукта и оценки его эффективности, развития конверсионных операций, а также рекомендаций по методам развития франчайзинга при формировании гостиничных звеньев и цепей в виде интеграционных комплексов.
Возможности развития кластеров в гостиничном хозяйстве стали обоснованием необходимости и роли присутствия в гостиницах пунктов общественного питания и индустрии развлечений.
Общественное питание как отрасль хозяйства относится к торговле и имеет свою специфику, заключающуюся в том, что оно соединяет в себе производство потребительского товара, коммерческие услуги и организацию потребления своего продукта в месте его производства. Поэтому у предприятий общественного питания не только расширенные по сравнению с другими отраслями функции, но и весьма специфичные показатели оценки результатов эффективности.
В работе аргументируется также необходимость кластерного соединения гостиничного бизнеса с предприятиями индустрии развлечений, которая исходит из нереализованных желаний потребителей, имеющих при остановке в гостиницах свободное время для отдыха. Экономическая деятельность в сфере развлечений основана на поиске предельной полезности того или иного их типа для конкретного потребительского сегмента. Для клиентов гостиниц она состоит в том, что они имеют не заполненное во время отдыха время и что потребность в развлечениях глубоко развита в человеческом обществе на уровне подсознания (рисунок 7).
Соединение индустрии развлечений с гостиничным бизнесом дает возможность клиентам гостиниц удовлетворить свои скрытые желания, а гостиницам получить дополнительный доход.
П р и м е ч а н и е – авторские разработки
Рисунок 7 - Факторы формирования потребности в развлечениях
в человеческом обществе
Это положение обосновывается в работе графиком взаимосвязи между объемами продаж и прибылью в гостиницах без развлечений и в гостиницах, имеющих пункты развлечений, анализом структуры и видов развлечений, существующих для клиентов гостиниц Казахстана и Турции, оценкой денежных вложений населения в предприятия развлечений Великобритании и Казахстана, анализом жизненного цикла продаж в развлекательных залах фирм «РиДМ» и «Атлантида», динамикой движения прибыли в развлекательных центрах при гостиницах г.Алматы и послужило основанием для разработки авторских рекомендаций по способам развития сферы развлечений в гостиницах нашей республики раздельно для городов и сельской местности Республики Казахстан с учетом необходимости сохранения тех моральных принципов, которые присущи нашему народу и заложены в основе необходимости сохранения у него психического здоровья и высших общественных ценностей человеческого общества в целом.
Совокупность всех рекомендаций, представленных в диссертации, направлена на формирование комплекса мер, увеличивающих возможности повышения эффективности управления гостиничными услугами Республики Казахстан как системными образованиями.
Заключение
Исследование вопросов теории и практики управления гостиничными услугами в Казахстане и в зарубежных странах позволило сделать следующие выводы и предложения.
1. Сравнительный анализ
Это позволило представить авторский вариант формулировки сущности категории «услуга» на основе оценки эволюции взглядов ученых на данную категорию и систематизации специфичных характеристик услуг как рыночного продукта, реализация которого происходит в условиях функционирования товарно-денежных отношений, в виде экономического блага, получаемого в результате конкретного вида деятельности или последовательности действий, приносящих обществу и индивиду определенную потребительскую пользу.
2. Многообразие видов услуг и наличие у них специфичных рыночных характеристик послужили обоснованием разработки в диссертации общих принципов построения механизма управления производством и реализацией услуг. Обоснованием этих положений в работе стали систематизация видов услуг по степени роста их ценности для потребителей в границах деловых и личных услуг в форме создания авторской матрицы сегмента услуг, анализ и оценка видов классификации услуг, представленной в трудах зарубежных ученых, а также определение способов формирования в сфере услуг системы управления «менеджмент-маркетинг» путем развития подхода к управлению как к маркетингу взаимоотношений.
3. Сравнительный анализ динамики
и тенденций изменения
Информация о работе Управление качеством гостиничных услуг Казахстана