Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:36, автореферат
Цель диссертационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию теоретико- методологических и методико-практических аспектов развития управления и повышения конкурентоспособности гостиничных услуг на основе исследования теоретико-методических положений и практики деятельности гостиничных предприятий, анализа и обобщения научного и практического зарубежного опыта, выявления тенденций развития данного рынка и специфики управления ими.
Поэтому в диссертации проанализирован международный опыт стандартизации качества гостиничных услуг в разных странах мира и проведена их систематизация с одновременной разработкой рекомендаций в этом направлении для Казахстана.
В качестве международных (глобальных) стандартов выступают рекомендации Всемирной туристической организации, при помощи которой можно классифицировать средства размещения в той или иной стране. К ним относятся наличие номеров как мест сна и отдыха, вместимость номерного фонда, его функциональное назначение, зависимость гостиницы от месторасположения, продолжительность деятельности, обеспеченность питанием, продолжительность пребывания гостей, уровень цен и др.
По
этим признакам в работе
В диссертации отмечается, что в последнее время категорийность гостиниц стала восприниматься в их взаимозависимости с уровнем компьютеризации. При этом обеспеченность современными компьютерами должна оцениваться с двух сторон: как информационная база менеджмента гостиниц и как способ предоставления их клиентам дополнительного вида услуг. С первых позиций компьютеры служат гостиницам основой для скоростной обработки информации по размещению гостей, анализу операционных и финансово-учетных данных для связи со смежниками и поставщиками дополнительных услуг, как метод обеспечения предварительных заказов от клиентов, то есть выступают в виде логистики гостиничного хозяйства.
Эта функция применения компьютеров в современном гостиничном хозяйстве послужила основанием для создания в диссертации положений по теоретическому углублению сущности категории «логистика», по определению специфики ее функционирования в гостиницах и разработке авторских рекомендаций по методам ее перспективного развития в гостиничной индустрии Казахстана на основе трансферта передовых достижений в данной области наиболее развитых гостиниц зарубежных стран мира для повышения не только эффективности гостиничного менеджмента, но и повышения качества гостиничных услуг.
3. Характеристика современного гостиничного рынка Республики Казахстан. Республика Казахстан как молодое государство прошло через становление своей независимости одновременно с реформами и структурными преобразованиями в экономике довольно быстрыми темпами. На протяжении последних нескольких лет в стране наблюдаются динамичные темпы роста экономики. При этом вклад производства в ВВП Казахстана с 1991 г. по 2004 г. упал на 21 %, а услуг - возрос на 13,5 %. Рост услуг был обусловлен в основном торговыми операциями и ростом деловой активности населения. Последний фактор оказался решающим для того, чтобы в Казахстане появилось много новых видов услуг и четко стала видна тенденция динамичного развития инфраструктуры рынка услуг, а также изменения ее структуры по формам собственности. Поэтому в диссертации был проведен анализ казахстанского рынка услуг по формам собственности, видам деятельности и степени влияния результатов этой деятельности на ВВП нашей страны. Из этого анализа стало видно, что доля гостиниц в общем объеме ВВП Казахстана невелика (0,9%), но темпы ее развития выше, чем у других видов услуг (18,6 % в среднем по сравнению с 8,1 % транспорта, 4,4 % связи, 9,2 % финансовых услуг и т.д.). Данные темпы уступают лишь динамике роста услуг по операциям с недвижимостью, составляющих в среднем 20,3 %. Одновременно в диссертации выявлено следующее: сложность полноценной и качественной оценки результатов развития сферы услуг в Казахстане состоит в том, что национальная статистика не обладает многими конкретными данными, в том числе и по гостиничному бизнесу, и это привело к необходимости разработать ряд предложений по решению данной проблемы.
В Республике Казахстан в 2005 г. было 319 объектов размещения гостей, из них гостиниц - 159, санаториев – 29, домов отдыха – 26, туристских баз – 17, оздоровительных лагерей – 13, гостевых домов – 12, санаториев-профилакториев – 11, охотничьих домов - 10, профилакториев – 8.
Большинство гостиниц (149) размещено в городах Астане, Алматы, Карагандинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. При этом 66 % гостиниц относится к субъектам малого предпринимательства, 29 % - среднего бизнеса и только 5 % (8 гостиниц) – к крупным организациям. Из общего числа гостиниц 87 % находится в частной, 9 % - в коммунальной собственности и 4 % представляют собой совместные с иностранными участниками предприятия.
Единовременная вместимость гостиниц в 2005 г. составляла 16389 мест, число номеров - 9124. Казахстанские гостиницы характеризуют низкая загруженность: 20 % в 2000 г. и около 40 % - в 2005 г. (средняя мировая загруженность гостиниц составляет 55-60 %), рост расходов на содержание устаревшей материально-технической базы и низкая рентабельность (около 15 % по сравнению с 25,6 % среднемировой). В 2005 г. убыток от эксплуатации гостиничного комплекса в целом по Казахстану составил 18,6 тыс. долларов США. Прибыль приносят только новые, современные гостиницы, имеющие в своем составе рестораны и широкий набор услуг (рисунок 2).
Из рисунка 2 видно, что тенденция роста продаж гостиничных услуг наблюдается только в частных гостиницах и гостиницах с иностранным участием. В гостиницах государственной формы собственности объем продаж постоянно падает.
П р и м е ч а н и е – авторские исследования
Рисунок 2 - Динамика изменения экономических показателей гостиниц с ресторанами в РК за 2004-2006 гг.
Самыми крупными гостиницами Казахстана являются «Хаятт», «Анкара», «Алматы», «Казахстан» и «Астана». В работе деятельность гостиниц Казахстана проанализирована по основным показателям, были определены тенденции перспектив их развития по разным типам гостиничных предприятий. Динамика объема предоставления гостиничных услуг в Казахстане представлена на рисунке 3.
Кроме того, в Казахстане наблюдается значительная неравномерность распределения гостиниц по территории страны. Отчасти это оправданно расселением народа Казахстана по отдельным его регионам, необходимостью приближения гостиниц к потребителям, а отчасти – наличием бывшего советского наследия по местам их расположения. Естественно, что крупные гостиницы находятся в крупных городах, а мелкие и средние более равномерно распределены по всей площади страны (таблица 5).
П р и м е ч а н и е – авторские исследования
Рисунок 3 – Динамика объема продаж гостиничных услуг Казахстана по формам собственности
Таблица 5 – Количество гостиниц и других учтенных объектов
размещения РК за 2004-2006 гг. по их размерности
Вид предприятия и территории |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Темпы роста в 2006 г. (в %) | |
2004 г. |
2005 г. | ||||
Всего, в том числе: |
195 |
239 |
273 |
140 |
114,2 |
в городской местности |
184 |
225 |
251 |
136,4 |
111,6 |
в сельской местности |
11 |
14 |
22 |
200 |
157,1 |
Малые предприятия в том числе: |
125 |
165 |
189 |
151,2 |
114,5 |
в городской местности |
115 |
152 |
171 |
148,7 |
112,5 |
в сельской местности |
10 |
13 |
18 |
180 |
138,5 |
Средние предприятия в том числе: |
51 |
56 |
66 |
129,4 |
118 |
в городской местности |
50 |
55 |
62 |
124 |
112,7 |
в сельской местности |
1 |
1 |
4 |
400 |
400 |
Крупные предприятия |
19 |
18 |
18 |
94,7 |
100 |
В том числе: В городской местности |
19 |
18 |
18 |
94,7 |
100 |
В сельской местности |
- |
- |
- |
- |
- |
И с т о ч н и к и: систематизировано автором на основе данных Агентства РК по статистике |
Размер гостиницы зачастую диктует и ассортимент ее услуг: чем больше или комфортнее гостиница, тем он шире. Соответственно формируются и гостиничные цены. В 2005 г. они в среднем по Казахстану были 4589 тенге в сутки и 1749 тенге за день проживания в санатории.
При этом средняя цена проживания в отеле «Хаятт» была 250 долл. США в сутки, в отеле «Анкара» - 300 долл. за тот же период, в то время как средняя мировая цена на гостиничные услуги в таких же гостиницах зарубежных стран составляет около 200 долл. в сутки.
Клиентами гостиниц «Хаятт» и «Анкара» в основном являются иностранные туристы и деловые люди зарубежных стран. Во многом эти гостиничные предприятия являются образцом ведения гостиничного бизнеса для национальных гостиниц. Поэтому в работе анализируется деятельность данных гостиниц не только по ранее указанным экономическим показателям, но и по организации многих процессов, характерных для системы управления гостиничным бизнесом нашей страны: проводится также сравнительный анализ основных показателей по 10 гостиницам г. Алматы.
В работе отмечается, что для улучшения функционирования гостиниц Казахстана в стране создана Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГР), в функции которой входят решение вопросов обеспечения гостиниц передовыми технологиями, подготовка вступления Казахстана в международные гостиничные организации, деятельность по улучшению законодательной базы и т.п. Однако КАГР как общественная организация многие вопросы улучшения качества гостиничных услуг Казахстана не решает и не может решать. Это послужило основой для разработки авторских рекомендаций по способам расширения государственного вмешательства в деятельность казахстанских гостиниц и методам развития дальнейших действий КАГР в Республике Казахстан, особенно в направлении контроля за качеством гостиничных услуг и развитию в стране гостиничных цепей и звеньев. В Казахстане четко видны необходимость создания гостиничных цепей по типу системы «Хаятт», потребность в ускорении процесса категоризации всей гостиничной индустрии при помощи сертификации и разработки национальной системы классификации национальных гостиничных предприятий. Оценка развития гостиничного бизнеса в Казахстане, проведенная в диссертации, позволила
в целом по стране, разработать авторские рекомендации по улучшению оценок качества гостиничных услуг, определить приоритетные направления их развития, а также, развития гостиничной индустрии Казахстана в перспективе, представить в ней авторский SWOT-анализ состояния гостиничных услуг (таблица 6), систематизировать проблемы развития гостиничного хозяйства.
Таблица 6 - SWOT – анализ результатов оценки состояния гостиничной
индустрии в Казахстане в 2006 г.
Слабые стороны |
Сильные стороны |
- недостаточно эффективный менеджмент в средних и малых гостиницах - низкая заполняемость гостиниц - недостаточность компьютерной базы в небольших гостиницах как дополнительного ассортимента услуг - нехватка специалистов-логистиков - высокие цены для местного населения - большое количество убыточных предприятий - большое число некатегоризированных гостиниц - слабое развитие гостиничного хозяйства в сельской местности - неразвитость молодежных мест размещения и автокемпингов - малая эффективность рекламы и маркетинговых исследований - отсутствие полноценной статистической информации - необходимость реконструкции многих гостиниц и притока инвестиционных средств в гостиничное хозяйство - отсутствие во многих гостиницах полноценной системы безопасности - отсутствие во многих гостиницах полноценных кластерных услуг (общественного питания, развлечений и т.д.). |
- наличие образцов эффективного менеджмента у крупных предприятий - наличие постоянного резерва мест размещения - наличие опыта логистических операций в лучших гостиницах - наличие стратегии развития маркетинга во многих гостиницах страны - постоянный поиск путей развития эффективного менеджмента в гостиничном хозяйстве - помощь в анализе лучших мировых достижений и внедрении их в казахстанскую гостиничную индустрию со стороны Ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГР) - стабильная обстановка в стране - быстрые темпы развития страхового рынка - рост конкуренции на рынке гостиничных услуг - стабильные темпы ремонта и реконструкции гостиничных зданий по стране. |
Угрозы |
Возможности |
- рост убыточности отрасли - слияние гостиниц, что может породить монополизм в сфере гостиничной индустрии на некоторых территориях страны - преобладание выездного туризма над въездным и внутритерриториальным постоянно ухудшающее положение отрасли и ведущее многие предприятия к банкротству и снижению отчислений от деятельности гостиниц в государственный бюджет - слабая законодательная база, отсутствие четко обозначенных приоритетов для отрасли - отсутствие специальных программ и инструментов государственной поддержки - недостаток рекламы за рубежом и внутри страны увеличивает неинформированность потребителей
|
- совершенствование законодательной и налоговой базы, дающее основу для роста малых и средних предприятий в отрасли - совершенствование менеджмента позволяющее создать условия для привлекательности работников в отрасль и их обучения системе общения с клиентом, то есть несущее в себе определенное воспитательное воздействие на население - усиление развития гостиничных цепей, создающее базу для совершенствования качества обслуживания - развитие маркетинга, повышающее привлекательность и конкурентоспособ- ность национальных гостиничных услуг - полноценная забота о безопасности клиентов, повышающее имидж гостиницы - создание организационной культуры, что выделяет гостиницу в конкурентной среде и создает ей бренд - повсеместная категоризация гостиниц, определяющая перспективы ожиданий клиентов - кластерный подход к развитию сопутствующих услуг, значительно повышающее их конкурентоспособность - внедрение логистических принципов обслуживания клиентов, что доводит национальные гостиницы до уровня международных стандартов |
П р и м е ч а н и е – авторские разработки. |
Информация о работе Управление качеством гостиничных услуг Казахстана