Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:36, автореферат
Цель диссертационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию теоретико- методологических и методико-практических аспектов развития управления и повышения конкурентоспособности гостиничных услуг на основе исследования теоретико-методических положений и практики деятельности гостиничных предприятий, анализа и обобщения научного и практического зарубежного опыта, выявления тенденций развития данного рынка и специфики управления ими.
Страна |
Год |
Сектора, % |
Всего | ||
сельское хозяйство |
промыш- ленность |
сфера услуг | |||
Франция |
1975 |
22 |
38 |
40 |
100 |
1990 |
4 |
50 |
46 |
100 | |
2004 |
9 |
41 |
50 |
100 | |
Германия |
1976 |
5 |
48 |
47 |
100 |
1990 |
4 |
43 |
53 |
100 | |
2004 |
2 |
39 |
59 |
100 | |
Япония |
1976 |
28 |
32 |
40 |
100 |
1990 |
17 |
30 |
53 |
100 | |
2004 |
5 |
27 |
68 |
100 | |
Великобритания |
1985 |
33 |
32 |
35 |
100 |
2000 |
17 |
38 |
45 |
100 | |
Соединенные Штаты Америки |
1975 |
26 |
45 |
29 |
100 |
1990 |
15 |
44 |
41 |
100 | |
2004 |
11 |
36 |
53 |
100 | |
П р и м е ч а н и е: по международным статистическим данным UNCTAD. |
Естественно, эти характеристики услуг обратили на себя внимание крупных транснациональных компаний и корпораций (ТНК), которые стали при их помощи проникать во многие национальные экономики развивающихся стран с целью завоевания местных рынков, изыскания возможностей оказывать влияние на правительства данных стран для создания национальной политики в пользу интересов зарубежных ТНК. Данное положение стало основанием для разработки в диссертации модели расчета индекса транснациональности как критерия определения границ возможной потери национальной экономической безопасности при проникновении в экономику страны через инвестиции и другие формы хозяйственной деятельности представителей зарубежных стран (формула 1).
Одновременно в диссертации отмечается, что для принятия решений о необходимости развития национальной сферы услуг нужно уметь оценивать их вклад в валовый внутренний продукт страны, что послужило базой для создания в исследовании модели подобной оценки и выводах, что для Казахстана ее полноценное применение возможно лишь в том случае, когда в стране будет значительно улучшена система национальной статистики, налажен учет результатов функционирования каждого отдельного вида услуг и будет проведена расширенная дифференциация видов услуг по методам их отражения в национальной статистической информации.
С позиции национальной экономической безопасности гостиничный бизнес наиболее безопасен для любой страны, так как его продукт привязан к территории государства. Риск для страны в гостиничном бизнесе может проявляться лишь в форме возникновения возможностей трансакций доходов за пределы государства. При этом польза от развития гостиничных услуг поступает государству в следующем виде:
Данные результаты гостиничной деятельности стали основанием ее активного развития во многих странах мира (таблица 3).
2. Современный международный опыт управления гостиничным хозяйством. В большинстве зарубежных стран сфера гостиничных услуг формируется и регулируется государством как способ функционирования национального туризма. При этом государственное вмешательство в данную сферу минимально и она развивается практически повсеместно на предпринимательской основе в рамках организации частного бизнеса.
Необходимо отметить при этом, что без развитого и хорошо организованного гостиничного хозяйства развитие национального туризма в любой стране представляется весьма сомнительным. В настоящее время в мировом экономическом пространстве на долю туризма приходится около 10 % ВВП нашей планеты (примерно 30 % мировой торговли услугами) и около 70 % мировых капиталовложений. Сегодня туризм стал третьей по доходности отраслью мировой экономики. Количество международных туристических поездок повысилось с 25 млн. человек в 1950 г. до 875 млн. человек в 2004 г., то есть в 35 раз. Почти 60 % мировых расходов на туристические услуги приходится на европейцев, примерно 25 % - на представителей американского континента и примерно 14 % - на жителей Азии. Естественно, что обслуживание поездок требует наличия развитого гостиничного хозяйства и создания по всему миру гостиничного бизнеса как крупной отрасли сферы услуг (таблица 4).
Из таблицы 4 видно, что в Казахстане уровень обеспеченности гостиничными предприятиями в 18,5 раза меньше, чем в среднем по Европе, и в 2,3 раза меньше, чем в России.
По сравнению с анализируемыми в диссертации
странами гостиничная сеть Казахстана
развита очень слабо. Так, например,
в странах с населением, примерно равным
населению Казахстана (Португалия – 10,5
млн. человек, Австралия – 15,5 млн. человек),
количество гостиниц составляет соответственно
5000 и 4000. На обслуживании этих гостиниц
в Португалии занято 200 тыс. человек, в
Австралии – 160 тыс. человек.
Таблица 3-Доля сферы услуг в макроэкономических показателях развитых зарубежных стран (%)
Страны |
Торговля, гостиницы, общественное питание |
Транспорт, связь, складское хозяйство |
Кредитно-финансовые, деловые, страховые услуги |
Социальные и индивидуальные услуги |
Услуги госсектора, включая социальные |
Всего | ||||||
1993 г. |
2003 г. |
1993 г. |
2003 г. |
1993 г. |
2003 г. |
1993 г. |
2003 г. |
1993 г. |
2003 г. |
1993 г. |
2003 г. | |
Валовой внутренний продукт | ||||||||||||
США |
17,4 |
18,4 |
6,2 |
6,1 |
23,6 |
27,1 |
9,1 |
11,4 |
12,0 |
12,3 |
68,3 |
73,7 |
Англия |
11,4 |
13,3 |
6,8 |
7,4 |
16,9 |
23,2 |
5,2 |
9,2 |
12,7 |
10,3 |
53,0 |
62,6 |
Франция |
14,6 |
15,5 |
6,1 |
5,6 |
18,3 |
22,7 |
4,9 |
6,3 |
16,9 |
17,2 |
60,8 |
66,8 |
Италия |
19,1 |
19,5 |
5,4 |
6,5 |
21,5 |
26,5 |
0,9 |
1,0 |
12,1 |
11,8 |
59,0 |
64,3 |
Швеция |
10,7 |
10,9 |
5,4 |
5,9 |
16,0 |
21,4 |
4,2 |
5,3 |
21,0 |
19,3 |
57,3 |
61,8 |
Япония |
13,4 |
12,7 |
6,6 |
6,4 |
15,4 |
17,9 |
16,4 |
19,0 |
8,2 |
7,9 |
60,0 |
63,9 |
Общая численность занятых | ||||||||||||
США |
22,7 |
22,4 |
4,3 |
4,2 |
13,2 |
15,2 |
14,7 |
17,5 |
14,8 |
14,5 |
69,7 |
73,8 |
Англия |
19,8 |
19,6 |
5,8 |
5,6 |
9,4 |
11,9 |
8,6 |
11,8 |
21,5 |
19,4 |
65,1 |
68,3 |
Франция |
17,0 |
17,5 |
5,8 |
5,7 |
8,7 |
11,3 |
5,7 |
7,2 |
24,8 |
28,0 |
62,0 |
69,7 |
Италия |
21,2 |
21,9 |
6,0 |
6,3 |
12,9 |
15,9 |
2,7 |
3,2 |
15,2 |
16,1 |
58,0 |
63,4 |
Швеция |
13,7 |
14,1 |
6,7 |
6,7 |
6,4 |
8,9 |
6,9 |
8,2 |
32,7 |
32,0 |
66,4 |
69,9 |
Япония |
18,0 |
16,7 |
5,5 |
5,5 |
4,4 |
4,7 |
20,8 |
25,9 |
6,4 |
6,0 |
55,1 |
58,3 |
П р и м е ч а н и е: рассчитано автором по данным «OECD in Figures. Statistics of the Members Countres. 2004 Edition». Paris. 2004. Pp. 38-41. |
Таблица 4 - Показатели обеспеченности гостиничными предприятиями в
некоторых странах в 2003г.
Страна |
Число мест на каждые 100 тыс. жителей |
Австрия |
8 576 |
Греция |
4 238 |
Швейцария |
4 161 |
Люксембург |
3 830 |
Италия |
2 916 |
Испания |
2 362 |
В среднем по Европе |
1 974 |
Россия |
246 |
Казахстан |
107 |
И с т о ч н и к и: расчет автора по данным «Tourim» в Europe. European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the Europen Communities, 2004. |
Для сравнения: в Казахстане в 2005 г. имелось около 200 полноценных гостиниц, где работало около 10,675 человек, то есть одна гостиница приходилась на 12,930 тыс. человек, населявших нашу страну, что в 56,1 раза меньше, чем в Европе и в 98,5 раза меньше чем в США.
Отличие гостиничных услуг от других их видов состоит в том, что оценка их качества, влияющая на уровень цен и доходов, проводится по двум составляющим: обеспеченности оборудованием и комфортности мест размещения в совокупности с качеством общения сотрудников гостиниц с клиентами. Это породило особую систему показателей оценки качества гостиничных услуг по критериям: количества мест, пропускной способности, оборачиваемость койко-мест, количества рекламаций от гостей, коэффициента обеспеченности гостей дополнительными услугами и т.д.
Из рисунка 1 видно, что для создания конкурентоспособности национальных услуг в Казахстане анализировать необходимо услуги каждой гостиницы и оценивать их по всему набору предлагаемых показателей, а не только по наличию у них какого-либо количества койко-мест, как это осуществляется сейчас. Одновременно надо учитывать, что в настоящее время в странах с развитым гостиничным бизнесом количество койко-мест (в % от общего количества населения) насчитывается до 30 %: в Австрии – 15 %, Испании – 29 %, Швейцарии – 30 %. Для Казахстана данный показатель равен 0,14 % (в г. Алматы – 1,8 %). Для выхода гостиничного бизнеса Казахстана на среднемировой уровень только в г. Алматы требуется создать еще 56,400 тыс. койко-мест и привлечь 22,560 тыс. человек на их обслуживание.
Анализ тенденций развития гостиничного бизнеса за рубежом, проведенный в работе, показал, что наиболее перспективным методом развития гостиничных услуг в зарубежных странах становится таймшер как вид клубного отдыха, концепция которого предполагает, что владельцы гостиниц имеют право в течение определенного периода (сезона, интервала времени) предоставить номер или часть помещения гостиниц для создания на ее территории различных клубов, члены которого размещаются в ней.
П р и м е ч а н и е – авторские разработки по теоретическим источникам и опыту
функционирования гостиниц, включая собственный
Рисунок 1 - Основные факторы, определяющие восприятие потребителями
гостиничных услуг в виде оценки их конкурентоспособности
Покупатель такого вида услуг оплачивает право членства в клубе для отдыха в удобное для него время заранее и осуществляет ежегодные взносы на обслуживание клубной собственности, имея право передавать свою клубную карточку другим на иное время.
В Казахстане пока таймшера нет, но есть некоторые его элементы. Поэтому в работе представлены рекомендации по возможностям его развития в Казахстане, особенно в границах функционирования корпоративного отдыха.
Главным элементом услуг размещения в гостиницах являются гостиничные номера как многофункциональные помещения, предназначенные для отдыха, сна, работы проживающих в них гостей. Показателем оценки номеров как степени развития гостиничного хозяйства является критерий уровня их комфортности и его соответствия запросам конкретных групп потребителей.
Уровень
комфортности – это
В каждом отдельном государстве к пониманию уровня комфортности как к критерию качества гостиничных услуг подходят по-разному, и поэтому в мире нет их единых стандартов. Тем не менее в мировом экономическом пространстве сложились определенные международные подходы к оценке состояния гостиничных номеров, благодаря которым потребители уже заранее могут определять тот уровень комфортности, который они могут получить в конкретной гостинице при обращении к ее услугам.
Информация о работе Управление качеством гостиничных услуг Казахстана